ГЕРОИ

О первых шагах в театральном

Все знают, как поступать в театральный вуз: каждый абитуриент в первом туре читает басню, прозу, стих — это не меняется годами. Я тоже проходила через это, поэтому хочу дать несколько рекомендаций тем, кому поступление только предстоит.

Важно подбирать программу так, чтобы ты понимал смысл написанного и сказанного. Одно дело зазубрить текст, другое — пропустить его через себя. Я читала отрывок из «Бахчисарайского фонтана» — тот отрывок про восточную жену, которая ревнует и даже готова на убийство под властью этого чувства. И этот текст я везде читала первым, потому что мне казалось, что я в нем раскрываюсь полностью.

Спустя годы понимаю: вся эта драма и буря эмоций мне тогда была совершенно чужда и уже точно не факт, что материал по-настоящему раскрывал меня. Сейчас я знаю, что той себе, абитуриентке, подобрала бы произведение, связанное с первыми чувствами, с первыми переживаниями, которые каждая девочка испытывает в детстве, первые комплексы, первые восторги — в общем, то первое, искреннее, местами наивное, но полное искренности и волнения. И при этом — смешанное с первыми проблесками взросления и, как в тот момент кажется, глубинными терзаниями. Мне кажется, то состояние очень хорошо передает, например стихотворение «Некрасивая девочка» Николая Заболоцкого.

Второе — важно читать то, что тебя трогает, что тебе нравится. Материал, с которым я поступала, мне в большей степени навязали. Опыт и советы, как я теперь уверена, это не всегда истина в последней инстанции — нельзя терять в этом себя и свои предпочтения. Слепо следовать предложенному точно не стоит, нужно прислушиваться к себе. При этом не следует бросаться из одной крайности в другую, поэтому старайтесь найти компромисс между чужой мудростью и собственной молодостью.

Поступление — безумный стресс. Я и сейчас нервничаю перед первым съемочным днем, перед новым проектом. Но переживания, волнение для артиста — это лучше, нежели нейтрально спокойное состояние. То есть в тебе все равно бушует энергия, которая требует выхода. И если настроиться, собраться, сосредоточиться на себе, абстрагироваться от внешнего («а как я буду выглядеть со стороны?»), то эту энергию можно направить себе во благо. Есть только ты и материал, с которым ты выйдешь. Все попытки кому-то понравиться обычно играют против нас самих.

Рецепт спокойствия у каждого индивидуальный: одним помогает физическая нагрузка, другим — посидеть, подышать, помолчать. Знаете, я этим летом была на тренинге у мастера из США: его техника основана на том, что ты учишь текст без какого-либо к нему отношения, машинально закладываешь его в себя, а потом выходишь на сцену и начинаешь существовать «здесь и сейчас» с этим текстом. И мастер в течение этюда проговаривает: «все как идет — так идет»; «когда хочется начать — тогда и начинай».

Все, что происходит на сцене, —  это не ошибки, это просто данность, которую ты творишь прямо сейчас. Ты вышел на сцену — и сделал ровно то, к чему был расположен в тот самый момент: все уже заложено в твою голову и остается только слушать себя, свою интуицию, своего партнера. Как в жизни: нами почти всегда руководит голова, мы постоянно простаиваем варианты, прогнозируем сценарии и зачастую в этом не чувствуем то, чего действительно хотим. Благодаря мастер-классам я себя полноценно отпускала, отключала голову — и именно в этот момент начиналось настоящее творчество.

Есть еще один важный момент, о котором хочется рассказать. Теперь я точно знаю и четко для себя понимаю: самое главное — верить в себя. Важно чувствовать себя уникальной и научиться этой уникальностью гордиться. Я часто слышу истории о том, как в детстве девочки стеснялись своих веснушек или картавости, а теперь почти все они считают и то, и другое своей прекрасной особенностью и не мыслят себя другими. Да, наверное, легко сейчас про это рассуждать, скажете вы, но возможно, кто-то из вас, прочитав мои слова, начать переоценивать и переосмысливать себя уже сейчас. А главное — начнет принимать себя прямо сейчас.

И пожалуй, последнее. Когда я поступала, мне тогда казалось, что я была сверх уверена в себе. Теперь я понимаю, что тогда происходила подмена понятий: мне нравилось само ощущение себя актрисой, меня захлестывали те эмоции, которые я получала во множестве театральных кружков от сцены, — именно это мной тогда двигало. Но подмена понятий — это не хорошо и не плохо. Потому что ключевое — внутри вас что-то должно по-настоящему «гореть», причем настолько сильно, чтобы заражать окружающих. Только в этом случае вы окажетесь не в эпицентре происходящего, а станете этим самым центром.