dselection.ru

Зеленая фея парижской богемы. Безумие в бутылке: история волшебного напитка, который сводил с ума - Абсент

После первого стакана ты видишь вещи такими,
какими тебе хочется, чтобы они были. После
второго ты видишь их такими, какими они и не были.
Наконец, ты видишь их такими, какие они
на самом деле, и это очень страшно.

Оскар Уайльд, об употреблении абсента

Роскошный темный костюм, цилиндр, тонкие сигареты… и бокал абсента. Именно таким мы представляем себе образ декадента конца XIX века. Для нас, современных людей, абсент и культура его пития являются неотъемлемыми атрибутами эпохи эстетизма и утонченного упадка в европейской культуре. Абсент – напиток, которому удалось собрать в свою темно-зеленую бутылку богатейшую коллекцию человеческих эмоций: в него влюблялись, он становился образом жизни, ему посвящали стихи, в нем видели величайший источник вдохновения… Его ненавидели, запрещали, уничтожали, называли проклятием нации. Несмотря на все это, абсент существует и в наши дни, и он сохранил все свои лучшие свойства, в отличие от людей, которые всегда относились к нему двойственно.
Что же такое абсент? Это крепкий алкогольный напиток, содержащий от 70% до 85% алкоголя, его важнейшим компонентом является экстракт горькой полыни «Artemisia absintum» , от которой и произошло название «абсент». При возгонке полыни получается бурое маслянистое вещество с большой концентрацией эфирных масел, которое на сто граммов содержит до 400 мг туйона. Кроме полыни в состав абсента также могут входить в различных пропорциях анис, фенхель, мята, мелиса, аир, кориандр, кардамон, дягиль, иссоп и другие ароматные травы и специи.

Вопреки распространенному заблуждению, опьяняющий и дурманящий эффект от употребления абсент обусловлен не высоким содержанием алкоголя, а именно концентрацией туйона. Абсент с наибольшим содержанием туйона изготавливают в Чехии и Швейцарии. Чешские марки абсента содержат до 100 мг/кг, швейцарские – до 70 мг/кг. Вообще же когда абсент был легален во Франции, содержание туйона в нём доходило до 260 мг/кг. До сих пор наиболее насыщенным и качественным является абсент, приготовленный самостоятельно в домашних условиях.

Плакат 1: Текст в нижнем левом углу гласит: «Автобус идёт в Шаронтон!» Шаронтон был приютом для душевнобольных, он располагался за пределами Парижа.

Разгульный образ жизни и чрезмерное употребление абсента расшатали психику Винсента Ван Гога. В конце концов, художник оказался в клинике для душевнобольных в Арле, отрезал себе ухо, а затем предпринял попытку самоубийства.
К 1880 году во Франции сравнялись объемы потребляемого абсента и вина. Если изначально это был довольно дорогой и сложный в приготовлении напиток, то теперь он стал и доступнее, и вреднее. «Буржуазной привычкой» заразились рабочие и низшие классы. Одной из причин таких явлений была гибель виноградников от филлоксеры в 1870-е и 1880-е годы и, как следствие, повышение стоимости вина и виноградного спирта. И тогда дешевые сорта абсента стали изготавливать из промышленного спирта. Некогда благородный напиток, который теперь стал дешевле вина в 10 раз, оказался настоящим ядом. Неудивительно, что к концу XIX века абсент прочно ассоциировался с шизофренией, страданием и смертью. Его называли «безумием в бутылке» (фр. la folie en bouteille).
Катализатором начала гонений на абсент стал чудовищный случай в Швейцарии в августе 1905 года. Джин Ландфрэй, фермер и известный абсентье, находясь под воздействием большого количества абсента и других алкогольных напитков, расстрелял всю свою семью. Употребление преступником в тот же день рюмки мятного ликёра, рюмки коньяка, двух чашки кофе с коньяком и трех литров вина почему-то прошло незамеченным для прессы и общественного мнения. Эта история заняла первые полосы европейских газет, в результате чего 82 450 человек подписали петицию властям с просьбой запретить абсент в Швейцарии (петиция была удовлетворена в начале 1906 года).

Винсент ван Гог (с отрезанным ухом)

Однако несмотря на негодование блюстителей морали и здорового образа жизни, до начала Первой мировой войны абсент продолжал оставаться неотъемлемым элементом западной культуры и искусства. Первое упоминание абсента в кино состоялось во французской короткометражке 1899 года La Bonne Absinthe. Любопытно, что эта лента была поставлена первой в мире женщиной-кинорежиссером Элис Гай . 7 января 1913 года в США вышел первый полнометражный немой фильм «Абсент».
Образ абсентье часто находил отражение в живописи. На картинах Альберта Меньяна «Зеленая муза» (1895) и Виктора Олива «Пьющий абсент» (1901) изображены довольно похожие люди, оба предположительно поэты, которых после употребления напитка настигает муза в образе «зеленой феи», словно желая приоткрыть неведомую доселе истину, или показать путь в иной мир.
У Пабло Пикассо , как на автопортрете, так и у женщины на картине «Любительница абсента» (1901) присутствует потерянный взгляд и странное задумчивое выражение лица. Также кисти великого художника принадлежит картина с изображением бутылки абсента «Перно» и бокала, он же – создатель скульптуры «Бокал абсента».
Более натуралистичное изображение абсента и его приверженцев можно увидеть в работе Эдгара Дега «Абсент» (1876). Дега изобразил художника Марселена Дебутена и актрису Эллен Андре за столиком в кафе «Новые Афины». Однако Эллен играет вовсе не себя, а женщину из простонародья. Она сидит в расслабленной позе, ее взгляд усталый и потерянный.

Плакат 2: Смерть «Зелёной Феи». Плакат, выражающий недовольство запрещением абсента в Швейцарии. Одновременно с напряжением в обществе росло и напряжение в европейской политике. Пожар Первой мировой войны разжег еще одну войну – войну против «зеленой феи».

Прямо перед ней стоит бокал с помутневшим абсентом (напиток мутнеет от добавления в него воды), явно не первый. Слева от нее сидит мужчина с признаками похмелья, а перед ним – мазагран, холодный черный кофе с сельтерской водой. Общее впечатление – тяжелое и неприглядное утро любителей крепкого алкоголя.
Наиболее прозаичный портрет абсентье запечатлен на полотне Эдуарда Мане «Любитель абсента». На уступе стены в грязном темном переулке сидит человек в обтрепанной одежде, с заросшим лицом и почти незаметными глазами. Рядом с ним стоит бокал с мутной зеленоватой жидкостью, а на земле валяется пустая бутылка. Э. Мане демонстрирует нам опустившегося алкоголика, как бы предупреждая, до чего может довести человека любовь к «зеленой фее».

Когда правительство Франции осознало, что страшно дешёвый и невероятно популярный напиток ведет к вырождению целой нации – оно приняло меры по организации активной контрпропаганды: на улицах стали развешивать плакаты против употребления абсента.

В XIX веке считалось, что абсент - гений для бездарностей, но смерть для истинного гения. В 80-е годы XIX века одно слово «абсент» наводило панику на многих добропорядочных европейцев, ведь этот напиток в их сознании прочно ассоциировался с безумием. Во Франции абсент называли «безумием в бутылке», а фраза «Абсент сводит с ума» стала самым популярным слоганом антиалкогольных кампаний. Когда и где появился абсент? Почему этот напиток был запрещен во Франции и Швейцарии? «Зеленая фея» или «Зеленая ведьма»? Но, обо всем по порядку.

Считается, что абсент появился в конце XVIII века, а изобрел его доктор Пьер Ординер, проживавший в швейцарской деревне Куве. По преданию, здесь он нашел дикую полынь и создал свой особый напиток, который быстро завоевал популярность в округе. Доктор Ординер умер в 1821 году - к этому времени за абсентом уже прочно закрепилось название «Зеленая фея» и слава тонизирующего напитка. Другие источники считают, что сестры Энрио, проживавшие в той же швейцарской деревне, уже делали абсент до приезда доктора Ординера и что именно они продали рецепт этого напитка некому майору Дюбье.


Как бы то ни было, когда майор Дюбье попробовал абсент, он обнаружил, что этот напиток лечит несварение желудка, улучшает аппетит, помогает при жаре и ознобе. Дюбье так впечатлился, что купил рецепт и тоже стал производить абсент. В 1797 году дочь майора вышла замуж за Анри-Луи Перно, тогда и началась династия Перно, давшая название одноименной марке абсента.


Фабрика «Перно» была настоящим образцом эффективности и гигиены. К 1896 году она производила уже 125 000 литров абсента в день! Всё шло как по маслу, пока 11 августа 1901 года в фабрику не ударила молния. На территории было так много алкоголя, что на тушение пожара потребовалось несколько дней. Возможно, пожар был бы страшнее, если бы один из рабочих не догадался выпустить огромные резервуары абсента в протекавшую неподалеку реку. После этого ее воды приобрели желто-зеленый цвет, а исходивший из нее запах алкогольных паров напоминал дыхание пьяницы и слышался на целые мили.


Питье абсента было одной из характерных черт парижской жизни во время правления Наполеона III (1852-1870) - это был респектабельный буржуазный обычай. Время между пятью и семью часами вечера называлось «зеленым часом», а запах абсента носился в воздухе над парижскими бульварами. Считалось, что абсент улучшает аппетит перед ужином, а строгий промежуток времени, отводившийся для его питья, до некоторой степени защищал людей от злоупотреблений.


Учитывая крепость абсента (самая уважаемая марка «Перно» содержала 60% алкоголя), принято было выпивать не более одной порции. Можно было выпить абсент перед ужином или даже перед обедом, но, если кто-то отваживался пить его всю ночь, это вызывало презрительную реакцию официантов. Риск злоупотреблений абсентом увеличивался по мере того, как люди стали приобретать вкус к напитку. Более респектабельные любители абсента, которым стыдно было много пить на людях, вскоре научились переходить из одного кафе в другое.


Алкоголики достаточно быстро оценили абсент, и вскоре напиток начал привлекать более широкий круг потребителей: представителей богемы, женщин и рабочий класс. В романе Эмиля Золя «Западня» мы находим упоминание о плотнике, который «разделся донага на улице Сен-Мартен и умер, танцуя польку. Он пил абсент».


Обычаи менялись, теперь и женщины могли пить абсент в кафе, причем многие из абсентисток не разбавляли напиток водой, что объясняли нежеланием употреблять слишком много жидкости, потому что носят корсет. Появляется всё больше плакатов, на которых эмансипированные женщины пьют абсент и даже курят.


Картины того же периода чаще рассказывают совсем другую историю - историю об изможденных женщинах, невидящим взглядом смотрящих в пустоту поверх стакана. Иллюстрация: «Абсентистка», Фелисьен Ропс.


Очень сильное влечение почти сразу возникло между абсентом, как самым мощным интеллектуальным напитком, и парижской богемой. Особое место абсент занимает в истории французской живописи. Иллюстрация: Эдуард Мане, «Бар в “Фоли-Бержер”».


О художнике Анри де Тулуз-Лотреке иногда говорят, что его картины целиком писаны абсентом. О горьком пьянстве Тулуз-Лотрека известно многое: его любимым коктейлем была смесь, называвшаяся «Землетрясение», - смертельное сочетание бренди и абсента. «Нужно пить помалу, но часто», - говорил художник и для поддержания такого режима всегда брал с собой трость, в которой хранились полулитровый запас абсента и небольшая рюмка. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В кафе “Ла Ми”».


«Уверяю вас, мадам, я могу пить без риска. Я и так почти на полу», - однажды сказал Анри де Тулуз-Лотрек, намекая на свой слишком маленький рост (немногим больше 150 см). К сожалению, беспробудное пьянство и жизнь впроголодь причинили художнику много вреда, он стал пьянеть от очень маленькой дозы, как это обычно бывает на последней стадии алкоголизма. В дополнение ко всему у Тулуз-Лотрека началась паранойя.


Тулуз-Лотрек видел страшных чудовищ, ему даже казалось, что размещавшийся во дворе «Мулен Руж» слон стал ходить за ним по пятам. А 1 марта 1899 года один из друзей художника получил письмо с печальными парижскими новостями: «Тебе будет грустно узнать, что Тулуз-Лотрека вчера посадили в сумасшедший дом». На фото: слон, располагавшийся во дворе знаменитого парижского кабаре «Мулен Руж» вплоть до 1906 года.


О том, что произошло с Тулуз-Лотреком, рассказывали по-разному. Кто-то утверждал, что на улице у художника случилась мания преследования, кто-то - что его изловили санитары и поместили в психиатрическую лечебницу по просьбе матери. Как бы то ни было, после выписки из больницы Тулуз-Лотрек снова начал пить, поначалу сдержанно, вновь прибегая к «абсентовой трости», а потом всё больше и больше. Иллюстрация: Анри де Тулуз-Лотрек, «В “Мулен Руж”».


А в 1887 году Анри де Тулуз-Лотрек нарисовал портрет Винсента Ван Гога, на столе перед которым стоит стакан абсента. Говорят, что именно Тулуз-Лотрек пристрастил Ван Гога к этому напитку.


В том же 1887 году Винсент Ван Гог создал натюрморт, на котором изображены стакан абсента и графин с водой. Психиатрический опыт, который пришлось пережить художнику, неоднократно заставлял исследователей творчества Ван Гога выходить в чисто клиническую сферу. Некоторые комментаторы прямо связывали все болезни художника с тем, что он злоупотреблял абсентом.


В 1859 году Эдуард Мане написал свое первое крупное полотно, которое назвал «Любитель абсента». С этой работы весьма неловко началась его карьера художника. Натурщиком выступил его знакомый старьевщик и алкоголик, которого нередко можно было встретить в районе Лувра. Художник разглядел в этом человеке какое-то странное достоинство, даже аристократизм. Закончив работу над картиной, Мане показал ее своему учителю, который отреагировал резко негативно: «Любитель абсента! Зачем рисовать такие мерзости? Мой бедный друг, это вы - любитель абсента. Это вы утратили нравственность». В дальнейшем картина продолжила производить неприятное впечатление почти на всех, кто ее видел.


Известную картину Эдгара Дега «Абсент», сначала называвшуюся «В кафе» (1876), публика приняла еще хуже, чем полотно Мане. «Человек, которому дороги достоинство и красота, никогда не назовет “Абсент” произведением искусства», - писал критик. Кто-то даже предположил, что на этой картине изображен поэт Поль Верлен, который был известен тем, что вел ужасную жизнь, насквозь пропитанную абсентом.


Поль Верлен пристрастился к выпивке очень рано, а последовавшие друг за другом смерти отца, любимой тети и кузины только усилили его пьянство: «Я набросился на абсент», - писал он. Через некоторое время Верлен женился и как будто бы образумился, но семейное счастье очень скоро разрушила катастрофа: Верлен встретил юного поэта Артюра Рембо и до одержимости пленился им, а когда Рембо порвал с Верленом, тот выстрелил в него три раза, ранив бывшего любовника в запястье. На фото: Верлен слева, Рембо - справа.


С той поры Поль Верлен оставил всякую надежду на приличную жизнь. Его даже посадили в тюрьму на месяц за то, что он угрожал ножом своей матери, хотя мать и требовала его оправдать. После этого случая Верлен окончательно погрузился в жизнь кафе, превратившись в главную знаменитость Латинского квартала, но его поэтическая репутация была настолько сильна, что даже полицейским было приказано не беспокоить Верлена, что бы тот ни делал.


В «Исповеди», написанной в 1895 году, Верлен раскаивается в своей зависимости от абсента: «Абсент! Как страшно думать о тех днях и о более недавнем времени… Один глоток отвратительной ведьмы (какой дурак назвал ее феей или зеленой музой!), один глоток пленял меня, но затем мое пьянство привело к более тяжелым последствиям». На фото: Поль Верден в интерьере парижского кафе.


В августе 1905 года швейцарские газеты написали о страшной трагедии: тридцатилетний крестьянин Жан Ланфре, выпив два стакана абсента, выстрелил в голову своей беременной жене, а затем убил дочерей (четырехлетнюю Роз и двухлетнюю Бланш). Ланфре тоже попытался застрелиться, но остался жив. Пошатываясь, он вышел во двор, где и заснул, сжимая в руках мертвое тело младшей дочери. Общественная реакция на эту трагедию была необычайно бурной, причем возмущение вызывало вовсе не то, что Ланфре был непроходимым пьяницей, который каждый день выпивал до пяти литров вина. Люди были уверены - в случившемся виноват абсент. Иллюстрация: «Абсент - это смерть».


Через несколько недель после трагедии жители окрестных городов и деревень подали петицию, в которой 82 450 человек требовали запретить абсент в Швейцарии, что и было сделано уже в 1906 году. Во Франции абсент запретили в 1915 году, когда задумались над национальными проблемами алкоголизма и неготовностью армии к Первой мировой войне. Кстати, последним значительным появлением абсента в искусстве, перед самым его запретом, стала кубистская скульптура Пабло Пикассо «Стакан абсента» (1914).

Абсент полынная горькая настойка с очень высоким содержанием алкоголя, которая благодаря своему изумрудному цвету получила название «Зелёная фея». Наверное, нет иного напитка, который бы настолько прочно ассоциировался с французской богемой. Не зря классики литературы посвятили этому культовому напитку тысячи строк, великие художники изображали его на своих полотнах, и даже в кинолентах столетней давности можно отыскать кадры с абсентом. Но, как многие легенды и мифы, абсент таит в себе и зловещий оттенок.

Абсент , подобно спиртным напиткам виски и джину, начинал свою историю, как лекарственное средство. Изобретенный в 1792 году неким доктором Пьером Ординьером, абсент поначалу использовался во французской колониальной армии в качестве антималярийного средства. Но некоторые особые свойства сделали его привлекательным для абсентщиков (или абсентистов) – людей, злоупотреблявших абсентом в быту.
Известно, что в состав абсента входят анис, фенхель, мята, мелисса, дягиль и другие травы. Однако важнейшим его компонентом является полынь. Даже название абсента происходит от латинского наименования полыни Artemisia absinthium , что совмещает имя богини Артемиды, священным растением которой считалась полынь, и греческое определение «apsinthion », означающее «не питьевой ».

Полынь содержит большое количество туйона – вещества, оказывающего сильное воздействие на головной мозг. К тому же, для удержания эфирных масел требуется высокая концентрация алкоголя, почему абсент имеет крепость около 70 градусов. При таком сочетании этот напиток может дурманить сознание и вызывать необычные ощущения, и даже галлюцинации. Это вторая причина, почему коварный абсент прозван «зеленой феей ».

Впрочем, многих представителей творческой богемы это не пугало, а, скорее напротив, притягивало. Известная картина «Пьющий Абсент » чешского художника Виктора Олива́ (1861-1928), которая висит на стене исторического кафе «Slavia» в Праге, как бы визуализирует это свойство абсента, к которому Олива́ пристрастился, переселившись в Париж.

Абсент был музой и «любовницей» многих поэтов и художников, начиная с 18-го века. К колдовскому зелью полынной настойки благоволили такие мастера слова и кисти, как Шарль Бодлер, Мопассан, Тулуз Лотрек, Пикассо, Моне и многие другие выдающиеся творческие личности. Свое вдохновение они часто черпали в абсенте, стирая грань между реальным и «абсентным» миром. Зависимость от этого «кокаина XIX века» знаменитый английский философ, писатель и эстет Оскар Уайльд обращал в «романтические теории»:

Нет ничего более поэтичного в мире, чем бокал абсента. Я приравниваю удовольствие от абсента к удовольствию от созерцания заката, – писал Оскар Уайльд. – Если вы выпьете достаточно этого напитка, то увидите все, что захотите, – прекрасные, удивительные вещи

С тех пор абсент ассоциируется с fin-de-siècle , декадансом 90-х годов XIX века, звездным часом абсента, когда все зеленое считалось изысканным, а абсенту приписывали способность наделять человека необычайной остротой ощущений, ясным и ярким восприятием мира.

Абсент напиток горький, поэтому традиционно в него добавляли сладкую воду. Происходило это так: в рюмку наливали одну часть абсента, затем сверху на поверхность клали длинную и узкую лопаточку с узорчатыми отверстиями, а на нее – 1-2 кусочка сахара. Затем на сахар тонкой струйкой лили холодную воду, от которой он медленно таял, и в бокал стекала сладкая вода. Это классический французский способ употребления абсента. Другие способы предполагали поджигание сахара пропитанного напитком для образования сладкой карамели.



Подготовка ароматного напитка, церемонии и этикет были затейливым ритуалом, в честь которого во Франции издавались плакаты, открытки и даже почтовые марки. Многие из них были сделаны в жизнерадостном, веселом ключе.

В кафе, где собирались любители абсента, царила более куртуазная атмосфера, которую удачно передавал на своих полотнах Жан Беро́ - французский салонный живописец-импрессионист, приобретший известность жанровыми работами, изображавшими жизнь парижского светского общества. Присутствие женских образов на многих его картинах, запечатлевших парижские кафе, не случайно. Париж конца XIX века был наводнен разными дурманящими веществами, некоторые из них были весьма популярны у экзальтированных светских дам. Модным десертом была клубника в эфире. В моде был и морфин, который в среде богемной интеллигенции считался признаком прогрессивных взглядов. Лучшие ювелиры продавали «феминам » изысканные серебряные и позолоченные шприцы. Александр Дюма сокрушался, что морфин быстро становится «женским абсентом». Но настоящим «женским наркотиком» был все-таки абсент. Об этом свидетельствуют картины Жана Беро.

Достоянием истории так же стали картины — «Любитель абсента » Мане, «Абсент » Дега (изначально называлась «Эскиз французского кафе») и «Любительница абсента » испанца Пабло Пикассо. Примечательно, что абсент для Пикассо стал частью урбанистического, «современного» мира, противостоящий натюрмортам Матисса и Сезанна. Самый яркий абсентовый его шедевр – скульптура “Стакан абсента ” (1914). Пикассо сделал 6 бронзовых копий скульптуры, каждая из которых расписана по-своему.


Французский художник-постимпрессионист Тулуз-Лотрек тоже регулярно употреблял абсент. Обычно в конце дня он выходил «задушить попугая » — выражение, бытовавшее на Монмартре и означавшее «выпить бокал абсента». Сплетничали, что художник-калека изготовил из своей трости флягу, которую заполнял волшебным напитком.
О картинах Тулуз-Лотрека говорили, что они целиком написаны абсентом. Еще утверждают, что именно благодаря этим полотнам к полынной настойке пристрастился Винсент Ван Гог . В 1887 году он даже увековечил рюмку с абсентом, которая, по его словам, «так же поэтична, как и все в этом мире».
Но уже через год он набросился на своего друга Поля Гогена с бритвой в руках, после чего врачи поместили его в палату для буйных больных. Исследователи склонны считать, что проявление агрессии было вызвано частым употреблением абсента, а немало искусствоведов полагают, будто именно галлюцинации от абсента стали источником цветовых оттенков на картинах гения. «Дорога с кипарисом и звездой» (1890) стала одной из последних картин, написанных им в лечебнице.

Вопреки восторженному отношению к абсенту большинства представителей богемы, одержимых идеей Бодлера , что сей напиток «дарит жизни радостный окрас и освещает темные закоулки бытия », злоупотребление им заканчивалось весьма плачевно.
И все же конец 80-тых во Франции был для абсента звездным часом. Абсентомания тогда достигла такого размаха, что время между пятью и семью часами вечера называли не иначе как l’heureverte (зеленое время ). В эти часы на улицах Парижа, от Латинского квартала до Монмартра, в воздухе витали пары полынного напитка, а популярные городские кафе были заполнены потягивающими изумрудную жидкость представителями модернистской богемы.

Испытывая новые горизонты чувственности и вдохновения, напиток в разные времена не обошли вниманием Эмиль Золя, Модильяни, Виктор Гюго, Ремарк, Эрнест Доусон и Эдгар Алан По . Последний был алкоголиком и часто пил смесь абсента и бренди. На недолгое время, к концу жизни, Эдгар По смог отказаться от пьянства, но приятели снова соблазнили его, и вскоре он умер в больнице Вашингтонского университета, страдая галлюцинациями и белой горячкой.

Одной из одиозных личностей того времени был Альфред Жарри (Alfred Jarry, 1873-1907). Этот французский драматург вошел в историю мировой литературы как автор одной пьесы «Король Убю », написанной не без влияния абсента. Вторая часть пьесы представляла собой едкую сатиру на сытую, бесящуюся с жиру Францию. Современники «не поняли» автора, который, подобно Рембо или Лотреамону, вместо отражения безмятежной атмосферы «прекрасной эпохи», предвосхищал бунтарский дух наступивших времен.
История же рассудила иначе: гротескно-комический фарс, написанный Жарри в 1896 году, стал культовой пьесой начала XX века.
Не понятый и не принятый высшим светом, автор превратил свое существование в сознательный и жестокий хэппенинг, шокирующий светское общество. По Франции ходили легенды о его публичных выходках и экстравагантном образе жизни. Конечно, все его попытки пробиться к успеху и вырваться из кабалы долгов оказались безуспешны.
Последние семь лет жизни Жарри – это годы его быстрого и едва ли не сознательного самоуничтожения. Известный французский поэт-авангардист Гийом Аполлинер говорил, что Жарри на голодный желудок выпивал стакан абсента на половину с уксусом, добавив туда каплю чернил, утверждая, будто это улучшает его пищеварение.
По свидетельствам подруги Жарри, писательницы Рашильд — “день Альфреда начинался с того, что он поглощал два литра белого вина; между десятью и двенадцатью часами следовали друг за другом три порции абсента; за обедом он запивал рыбу или бифштекс красным или белым вином, чередуя его с новыми порциями абсента…Он был настолько пропитан эфиром, что это чувствовалось на расстоянии. Он ходил, словно лунатик…. Думаю, что он умер задолго до своей физической смерти, и, как он сам однажды решился написать, его распадавшийся мозг, словно какой-то механизм, продолжал работать по ту сторону могилы ».
Признание Альфред Жарри получил после смерти, когда его творчество было заново открыто Аполлинером и движением сюрреалистов. В 1926 году знаменитый актер и драматург Антонен Арто создал свой модерновый театр, посмертно назвав его именем Альфреда Жарри — первого «бунтаря французской сцены».

Не менее печальна и судьба его тезки, французского поэта, драматурга и прозаика, одного из крупнейших представителей романтизма Альфре́да де Мюссе́ (1810 -1857). Известно, что он тоже постоянно отравлял себя абсентом и, спившись, умер в довольно молодом возрасте.

Символика зеленого цвета абсента занимает особое место в творчестве великого французского поэта Артю́ра Рембо́ (1854- 1891). Там, где у него возникает зеленый цвет, почти непременно создается аллюзия с пьяным застольем, которое воспринимается как символ покоя и счастья (поэма звуков «Гласные»). А в знаменитом стихотворении «Сестры милосердия» он поминает абсент, как свою «зеленую Музу «.
Сонет появился по следам путешествия юноши по южной Бельгии, где он посещал «Зеленый кабачок» — постоялый двор в г. Шарлеруа. Как вспоминают современники, в этом кабачке всё — от стен дома до мебели — было выкрашено в зеленый цвет. В пять часов пополудни наступал так называемый «зеленый час», час аперитива, когда постоянные посетители питейных заведений усаживались за столики пить абсент.

Его друг Поль Верлен — богемный поэт Парижа, воспевавший этот напиток во времена своей молодости, напишет в своей автобиографической «Исповеди»(1895): «Что за идиот окрестил его волшебным, зеленой Музой?! «. Он проклинал мутно-зелёную жидкость и называл абсент «зелёной ведьмой», требовал наложить запрет на этот «источник безумия и преступлений, идиотизма и позора». Такое резкое отношение к абсенту выработалось у него из-за собственной страсти к этому напитку. На архивных фото, сделанных в парижском кафе, он вечно сидит за фужером абсента.


Человек возвышенный и чуткий, в моменты абсентного затмения, он нападал на свою жену, стрелял из револьвера в своего друга Рембо, с ножом в руках требовал деньги у престарелой матери. В то же время, по свидетельству его друзей, даже на смертном ложе у него под подушкой была спрятана бутылка абсента. «Зеленая ведьма» просто так не отпускала своих поклонников.
Сложные, двусмысленные отношения Рембо и Верлена показаны в талантливом фильме Агнешка Холланд «Полное затмение» (1995). Главные роли в нем исполнили Леонардо Ди Каприо (Артюр Рембо) и Дэвид Тьюлис (Поль Верлен).


Кстати, первое упоминание абсента в кино состоялось во французской короткометражке 1899 года «La Bonne Absinthe». Любопытно, что эта лента была поставлена первой в мире женщиной-кинорежиссером Элис Гай.
В современном кино абсент чаще всего фигурирует как стремление автора подчеркнуть эстетство или декадентские мотивы. В фильмах ужасов он исполняет роль элемента, близкого к готической субкультуре, ярким представителем которой является рок-исполнитель Marilyn Manson. Многим известно пристрастие Мэрлина Мэнсона к абсенту. Сам он часто говорил о влиянии этого напитка на свое творчество. Мэнсон даже выпустил абсент Mansinthe. При цене 41 доллар за бутылку, крепость напитка составляет 66,6 градусов, что весьма символично, учитывая тягу Мэнсона ко всякой чертовщине. На одном из плакатов эпатажный шоумен держит отрезанное человеческое ухо с намеком на поступок обезумевшего от абсента Ван Гога.


Но даже в фильмах ужасов подчеркиваются пагубные для здоровья свойства абсента. Так, в фильме братьев Хьюз «Из ада » (2001) главный его герой — инспектор Фред Эбберлайн (Джонни Депп ) под воздействием абсента видит образы жертв Джека Потрошителя. А в мистической драме ирландского режиссёра Нила Джордана «Интервью с вампиром » (1994), снятой по мотивам одноимённого романа, вампир Лестат (Том Круз ), испивший кровь «заражённую» экстрактом горькой полыни, чувствует острое отравление, грозящее его жизни.


Следует сказать, что часть французского общества уже в то время стала демонизировать этот колдовской аперитив. Ими провозглашалось, что по своей природе этот напиток близок к вермуту, по происхождению – к джину, а вот по духовному содержанию – к дьяволу. Некоторые сравнивали абсент с зельем доктора Джекила и полагали, что полынный напиток является «гением для бездарей и убийцей настоящих гениев ».
И в самом деле, все больше людей, употреблявших напиток, проявляли признаки «абсентизма» – неадекватного поведения и временного помешательства. Некоторые даже кончали жизнь самоубийством. Напиток стали считать своеобразной путевкой в сумасшедший дом, называли зеленым проклятием Франции. Медики забили тревогу, назвав абсент главной причиной алкоголизма.
В начале XX века вся благоразумная часть общества ополчилась против него. Организовывались целые коммуны противников абсента, проводившие городские митинги и издававшие антиабсентные плакаты, на которых изображали казнь «зеленой ведьмы ». Здоровой альтернативой абсенту рекламный плакат «La Kolamarque» представлял кока-колу.
(почти как в пить колу вместо виски. Только тут было все серьезно).

Но и тогда находились идейные защитники абсента. Одним из ярых защитников проклинаемого напитка был видный идеолог оккультизма XIX-XX века, английский поэт, маг и сатанист Алистер Кроули (1875-1947). В двадцатом веке его имя стало практически синонимом магии.
Во славу абсента Кроули посвятил много своих произведений. В своем эссе «Зеленая богиня » он оправдывает абсент и говорит о том, что нельзя оценивать его по его недостаткам и злоупотреблениям им.
«Мы же не проклинаем море, где бывают кораблекрушения, и не запрещаем лесорубам использовать топоры только из сочувствия к Карлу I или Людовику XVI. С абсентом связаны не только особые пороки и опасности, но и милости и добродетели, которых не даст никакой другой напиток «.

В поэтике Кроули абсент кажется вовсе не алкогольным напитком, а чем-то вроде амаранта, неувядающего цветка, символизирующего бессмертие. Хотя, как мы уже убедились, это далеко не так.

Что делает абсент особым культом? Так и, кажется, будто первый изобретатель абсента действительно был волшебником, настойчиво искавшим сочетание священных зелий, которое бы очищало, укрепляло и одаряло благоуханием человеческую душу. Несомненно, если пить абсент правильно, добиться этого нетрудно. От одной порции дыхание становится свободней, дух – легче, сердце – горячее, а душа и разум лучше выполняют те великие задачи, для которых они, возможно, и созданы Творцом ».

Но защитить «магический абсент» не удалось по совсем «земным причинам». Он стал жертвой своей собственной популярности. Некоторые производители в погоне за прибылью начали выпускать более дешевые аналоги напитка, разводя его крайне вредным для здоровья человека медным купоросом, что было необходимо для придания дешевой подделке зеленого цвета. Фальсификаторы использовали низкокачественный спирт с большим содержанием метанола и сивушных масел, маскируя запах резко-пахнущими травами. Участившиеся отравления облегчили европейским правительствам запрет абсента. Его назвали главной причиной алкоголизма начала века. Вначале запрет на абсент ввела Швейцария в 1907 году, затем в 1915-ом Франция, а следом и большинство европейских стран. Так что взлет популярности абсента длился всего лишь десятилетие перед забвением на долгих сто лет, в течение которых многие литераторы с ностальгией вспоминали о нем.
Например, ирландский поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе 1923 года Уильям Йейтс писал в связи уходом абсента: «Потом в 1900 году все спустились с ходулей, и больше никто не пил абсент с черным кофе, никто не сходил с ума ».
А исследователь Робер Бюрнан вообще считал исчезновение абсента симптомом культурного упадка:

«Дух бульваров мертв. Где теперь снова найдешь время, чтобы бродить, мечтать, оттачивать мысль, пускать стрелы?… Абсент, волшебный абсент Зеленого часа, нефритовый цветок, который цвел на каждой террасе, восхитительно отравлял парижан, по крайней мере, давая им богатое воображение, в то время как другие коктейли вызывали тошноту без восторга»

.
Возможно, заклинаниями ностальгирующих страдальцев был вызван дух абсента в наше время: в начале XXI века совершенно неожиданно на прилавках винных бутиков Европы абсент появился вновь, правда облегченный и обновленный до неузнаваемости.

«Абсент: если вы выпьете достаточно этого напитка, то увидите все, что захотите увидеть — прекрасные, удивительные вещи…» Оскар Уайльд.

Итак, проведя множество экспериментов с самогоном я покусился на святое- абсент. Очень хотелось на себе испытать те ощущения, что пишут в интернете. Я пробовал магазинный, но ни каких особых ощущений не испытал. Позже я узнал, что туйон- вещество которое дает незабываемый эффект, которые воспели многие великие люди прошлых столетий, его удаляют, оставляя лишь вкусовые ощущения. Рецепт я взял оригинальный, найденный на просторах интернета.

Современный абсент предположительно был изобретен в 1792 экстраординарным французским доктором по имени Пьер Ординер, который сбежал от французской революции в маленькую деревню в западной Швейцарии. Во время своих поездкок верхом, доктор Ординер, как считают, обнаружил горькую полынь, дикорастущую на холмах в этой местности. Подобно большинству докторов страны, он готовил свои собственные средства, и познакомившись с использованием абсента в древнем риме, он начал экспериментировать с ним. Рецепт доктора Ординера вероятно включал следующие травы: полынь (Artemisia absinthium), анис (Pimpinella anisum), иссоп (Hyssopus officinalis), фенхель, мелиссу (сорт мяты) и некоторое количество кориандра, вероники, ромашки, петрушки, и даже шпината. Семидесятиградусный эликсир быстро стал популярным, как средство от всех болезней в городке и был прозван Зеленой Феей (La Fee Verte). После его смерти рецепт возможно достался сестрам Энрио, которые и продали рецепт майору Дюбье, который в свою очередь вместе с сыном и зятем Анри-Луи Перно открыл первое предприятие по изготовлению и продаже абсента.

Это изумрудно-зелёный напиток, очень горький (из-за присутствия абсентина) и поэтому традиционно наливаемый через специальную ложечку с сахаром в стакан с водой. После этого напиток становится мутно-белым, так как эфирные масла выпадают из спиртового раствора. В XIX в. абсент становится напитком богемы. Его пили и восхваляли Мопассан, Ван Гог, Рембо, Эдгар По, Бодлер, Аполлинер, Оскар Уальд, Эдгар Дега, Мане, Пикассо, Ремарк, Уильям Такерей, O. Генри. Абсент становится очень популярным в среде актеров, художников, поэтов и писателей.

Считалось, что он стимулирует творческий процесс. Однако в 50-х годах XIX века начало проявляться беспокойство результатами его хронического потребления. Полагалось, что хроническое потребление абсента приводило к синдрому, названному абсентизмом, который характеризовался привыканием, сверхвозбудимостью и галлюцинациями.

Ассоциация абсента со стилем жизни богемы также добавила страхов о его эффекте, как это случилось с марихуаной в Америке. Впоследствии абсент был запрещен во многих странах в начале XX века. Существует еще одно интересное мнение о причинах запрещения абсента — чисто экономическое. Дело в том, что стремительно растущая популярность абсента начала приводить к снижению потребления вина — основного напитка во многих европейских странах. Опасаясь этого, лобби производителей вина добилось запрещения абсента.

Рецепт приготовления абсента
Изготовление абсента включает 3 стадии:


  1. настаивание

  2. Перегонка

  3. Окраска и старение

Настаивание
компоненты настойки


  1. Спирт. Я нашел у друга). Взял 1100 мл

  2. Травы. Продаются в аптеке и на рынке. Если что-то не сможете достать, ничего страшного, но полынь, анис, фенхель должны быть обязательно. Пряности вроде мускатного ореха и кориандра лучше брать целыми, а не перемолотыми в муку.

Понадобятся:


  • Полынь горькая 100 г

  • Зеленый анис 60 г

  • Фенхель 60 г

  • Бадьян (он же - звездчатый анис) 20 г

  • Мята 20 г

  • Кориандр 15 г

  • Кардамон 10 г

  • Ромашка 30 г

  • Мускатный орех 10 г

  • Душица 30 г

  • Мелиса 20 г

  • Чабрец 10 г

(Все аптеки города и рынки объездил в поисках трав)

Все травы отчистить от стеблей, т.к. они играют роль балласта, впитывая спирт. Мускатный орех раздробить на несколько кусков. Перемешиваем все травы и засыпаем через воронку в две литровых водочных бутылки или 3-х литровую банку (пластик не советую). Спирт разводим до 85% (согласно рецепту 19-го века) и заливаем туда же. Травы должны занимать около 2/3 объема. Далее убираем эти бутылки на батарею и закрываем тряпкой, чтобы свет не падал. Ждем 2 недели, но лучше подольше (я держал месяц).

Здесь я уже отфильтровал и еще добавил в траву чуть меньше литра воды, побультыхал и срова отфильтровал. Получилась вот такая бурда. Пить ее невозможно, горькая до жути:

Самой большой проблемой для меня было- отсечение сухопарника от процесса (трубки разного диаметра), озарение пришло у постели коматозного больного, коему я ставил желудочный зонд. Эврика- желудочный зонд!

На самом маленьком огне прошел процесс:

Первые 50 грамм отсекаем, там якобы лишние масла:

Но не выливаем, а выпиваем)))
Кусочка сахара у меня не оказалось, выход есть))

Просто добавь воды) Сразу побелела. Запах божественный!

Хряпнул, блииин, ощущение странное, торч не алкогольный, а какой то странный, вроде прома в жопу вставили)))

Продолжаем процесс, ставим пивной стакан с градусником, обязательно контолировать градус, абсент не ниже70%:


Рядом банка с пищевой фольгой, таким образом я закрыл жидкость от света, дабы не разлагался хлорофилл и не бледнела зеленая фея:

Получилось четыре по 250 мл.

250 отлил в отдельную тару и на пять часов зеленения травами:


  • Мята 15 г

  • Зверобой 5 г

  • Чабрец 5 г

  • Мелиса 5 г

  • Цедра лимона

Для окраски берем первую полученного дистиллята и добавляем в него травы. Настаиваем 5-6 часов, затем, фильтруя через вату или марлю, вливаем во вторую часть дистиллята.

Вот что получилось:


Немного травки не помешает)) Чувствуете зеленую фею?))))))


После старения, через неделю. Извините, не удержался в художествах:)))





Карамелька кап кап кап)))


Добавил ананасного сока). Внутренности прогреваются за раз, эйфория с первого бокала)))

Для справки:

Абсент (Absinthe) — это алкогольный напиток приготовленный из экстракта полыни горькой (Artemisia absinthium). Еще за полторы тысячи лет до Рождества Христова египтяне оценили этот напиток как отличное лекарственное средство. Древний абсент отличался от ликера, который пили Верлен и Пикассо, листья полыни просто вымачивались в вине или спирте. Наиболее вероятно, что слово абсент происходит от греческого слова «apsinthion», что означает «непригодный для питья» возможно из-за его горького вкуса. Пифагор рекомендовал абсент, как средство способствующее деторождению. Гипократ прописывал его, как средство от желтухи, ревматизма, анемии и менструальных болей. Римский ученый Плиний старший называл настойку «apsinthium» в первом столетии нашей эры. Известно, что чемпиону в гонках на колесницах полагалось выпить кубок абсента, чтобы он не забывал, что даже слава имеет свою горечь.

Напиток, в нормальной дозировке пока не употреблял- не когда, сегодня дежурю, может завтра испробую очарование зеленой феи.


Во второй половине XIX века во Франции самым популярным алкогольным напитком был абсент. Художники называли его «зеленой феей», способной навеять вдохновение, другие считали напиток чуть ли не панацеей от всех болезней, а третьи с тревогой отмечали, что абсент пагубно влияет на человека и способен вызывать галлюцинации. Частично каждый из них был прав. Но в начале ХХ века этот напиток запретили к употреблению практически на 100 лет.




Существует несколько версий происхождения абсента. Одни исследователи считают, что этот напиток появился в 1792 году в швейцарском городе Куве. Его изготовили сестры Энрио. Их дистиллированная полынно-анисовая настойка получила название «Bon Extrait d’Absinthe». Сестры сбывали свое снадобье через врача Пьера Ординера. По другой версии, Пьер Ординер сам является автором абсента. Он прописывал этот эликсир как лекарство от всех болезней.



В 1840-х годах, в период колониальных войн в Северной Африке в пайке каждого французского солдата обязательно присутствовал абсент. Считалось, что он дезинфицирует и защищает от малярии и дизентерии. Подобная практика была популярной среди военных вплоть до Первой мировой войны.



От солдат привычку к абсенту переняли колонисты, а затем зеленый напиток стала потреблять вся Франция. Ко второй половине XIX века популярность абсента стала равна популярности вина. Если поначалу абсент из-за своей дороговизны считался напитком для высших слоев общества, то со временем возможность его употребления получили все.



Подобному «падению» крепкого напитка способствовало несколько факторов. Во-первых, рабочие добились сокращения рабочего дня до 8 часов, т. е. у них появилось свободное время. Во-вторых, наблюдалось повышение зарплаты. В-третьих, в 1870-1880-е гг. поля виноградников пострадали от нашествия насекомых, что повлекло за собой увеличение стоимости вина и виноградного спирта, который ранее входит в состав абсента. Производители стали использовать промышленный спирт, что удешевило зеленый напиток в 7-10 раз.

Если в 1874 году французы употребляли 700 тысяч литров абсента в год, то к 1910 году эта цифра возросла до 36 миллионов литров. Абсент называли «безумием в бутылке» (la folie en bouteille). В газете «The New York Times» писали, что 20-летние француженки часто умирают от цирроза печени, т. к. они пьют абсент неразбавленным.





В XIX веке считалось, что «абсент - гений для бездарностей, но смерть для истинного гения». Самые яркие представители искусства, среди которых Пабло Пикассо, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Оскар Уайльд, являлись «поклонниками» крепкого напитка. В прессе частенько мелькали карикатуры на тему: «абсент как источник вдохновения». Под одной из таких зарисовок стояла надпись: «Поразительно! Я выпил уже четыре абсента, но еще не написал ни катрена… Гарсон! Абсент!» Или же можно было увидеть картинку с растрепанным художником, у которого на 7-м стакане абсента закончились все деньги, а он ведь понимает, что вдохновение появляется только после 8-й порции «зеленой феи».



Абсент был популярным во многих странах Европы, но к началу ХХ века ученые и политики стали все чаще негативно высказываться о пагубном действии напитка. В 1905 году широкой огласке была предана история швейцарского фермера Жан Ланфрэя, убившего в состоянии сильного опьянения свою жену и дочерей. Он выпил два стакана абсента, семь бокалов вина, кофе с бренди. Власти, тем не менее, акцентировали внимание только на абсенте, и к 1906 году этот напиток был запрещен в Швейцарии. Через несколько лет этот алкогольный напиток объявили нелегальным и в других странах Европы. Запрет на производство абсента Франции был снят только в 2011 году.



В каждой стране найдется свой напиток, считающийся предметом национальной гордости. Эти
, пожалуй, удивят любого.

Загрузка...