dselection.ru

Плотины строят из толокна. Интерактивная игра "квн"

…Кисель там варят из резины, Там шины делают из глины, Кирпич там жгут из молока, Творог готовят из песка, Стекло там плавят из бетона, Плотины строят из картона, Обложки там из чугуна, Там варят сталь из полотна, Кроят рубахи из пластмассы, Посуду делают из мяса, Котлеты стряпают из сажи, Там ваксу делают из пряжи, Прядут там нитки из сукна, Костюмы шьют из толокна, Кисель там варят. Едят там вилками компот, Там пьют из чашек бутерброд, Из хлеба с сыром там котлеты, Из мяса свежего конфеты, С начинкой сладкой суп с фасолью, В тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре, Мычит корова в конуре, Собака лает на заборе, Поет синичка в коридоре, Играют дети на стене, Висит картина на окне, Узоры инея в печурке, Горят дрова в руках девчурки, Нарядная там кукла в клетке, Ручной щегол поет салфетки, Там на столе лежат коньки, К зиме готовят там очки, Лежат для бабушки тетрадки, Всегда содержатся в порядке. Стихотворный текст из книги А.Т. Арсирия и Г.М. Дмитриевой «Занимательная грамматика» (источник «Секреты пунктуации» Граник Г.Г. , Бондаренко С.М. Москва, «Просвещение» 1986). …Кисель там варят, из резины Там шины делают, из глины Кирпич там жгут, из молока Творог готовят, из песка Стекло там плавят, из бетона Плотины строят, из картона Обложки там, из чугуна Там варят сталь, из полотна Кроят рубахи, из пластмассы Посуду делают, из мяса Котлеты стряпают, из сажи Там ваксу делают, из пряжи Прядут там нитки, из сукна Костюмы шьют, из толокна Кисель там варят. Едят там вилками, компот Там пьют из чашек, бутерброд Из хлеба с сыром, там котлеты Из мяса свежего, конфеты С начинкой сладкой, суп с фасолью В тарелках, все там варят с солью. В реке там рыба, на бугре Мычит корова, в конуре Собака лает, на заборе Поет синичка, в коридоре Играют дети, на стене Висит картина, на окне Узоры инея, в печурке Горят дрова, в руках девчурки Нарядная там кукла, в клетке Ручной щегол поет, салфетки Там на столе лежат, коньки К зиме готовят там, очки Лежат для бабушки, тетрадки Всегда содержатся в порядке.

Слайд 4 из презентации «Потешки небылицы 1 класс»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Потешки небылицы 1 класс.ppt» можно в zip-архиве размером 2189 КБ.

Скачать презентацию

«Питание животных» - Пищеварительная система позвоночных животных. Пищеварительная система планарии и дождевого червя. Процесс питания животных. Пищеварительная система планарии. Что мы сегодня делали. Схема питания амебы. Ротовое отверстие. Тип питания. Пищеварение. Питание растений. Рот. Пищеварительная система собаки.

«Музыкальная страна» - Минор. Что ты Чижик похудел. Будем знакомы лично. Михаил Иванович Глинка. Чижик - Пыжик. Трель. Замок Королевы Музыки. Мажор. Полечка. Где ты клювик замочил. Чем же клеточка плоха. Я готов вам помочь. Нотный стан. Чижик. Музыкальная страна. Мажор вам может пригодиться. Музыкальная книга. Снится ему.

«Расчёт количества теплоты» - Формула для вычисления количества теплоты. Решение задач. Количество теплоты. Расчет количества теплоты. Что показывает удельная теплоемкость вещества. Решите задачи. Определение количества теплоты. Какое количество теплоты необходимо для нагревания. Решите задачу. Разность. Повторение. Изучение нового материала.

«Сочинение «Сирень в корзине»» - Ветки. Фон. Листья. Сочинение-описание натюрморта П.П.Кончаловского «Сирень в корзине». Этимологическая справка. М.Врубель «Сирень». Цвет. Кончаловский Петр Петрович (1876-1956). Натюрморт. План. Аромат. Мое впечатление от изображенного. Корзина. Не рви цветов.

«История крестовых походов» - Усиление европейскими феодалами эксплуатации зависимых крестьян. Заключение Итоги крестовых походов Историки по-разному оценивают итоги крестовых походов. Последствия крестовых походов Бедствия для народов Ближнего Востока Оживление торговли по Средиземному морю, переход первенства в торговле от Византии к Венеции и Генуе Знакомство европейцев с новыми землевладельческими культурами и ремеслами, изменения в быту.

…Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмассы посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи прядут там нитки из сукна Костюмы шьют из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. …Кисель там варят. Из резины там шины делают. Из глины кирпич там жгут. Из молока творог готовят. Из песка стекло там плавят. Из бетона плотины строят. Из картона обложки там. Из чугуна там варят сталь. Из полотна кроят рубахи. Из пластмассы посуду делают. Из мяса котлеты стряпают. Из сажи там ваксу делают. Из пряжи прядут там нитки. Из сукна костюмы шьют. Из толокна кисель там варят. «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: «Точку поставить легче всего», наверное, думаете вы и с «легкостью в мыслях необыкновенной» ставите ее час­то даже вместо вопросительного и восклицательного знака. Поставить точку и в самом деле нетрудно, но только тогда, когда вам заранее известно, где кончается предложение. Гораздо труднее, если конец предложения надо найти. Попробуем расставить точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»:


Едят там вилками компот там пьют из чашек бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкой суп с фасолью в тарелках все там варят с солью. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поет синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поет салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке.


Занимательная задача из пособия А.И. Зарецкого. Расставьте запятые шестью способами в предложении: Внезапно проснувшись среди ночи в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись, среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись, среди ночи, в испуге, вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи, в испуге вскочил он с постели. Внезапно, проснувшись среди ночи в испуге, вскочил он с постели.

1. О словах, которые помогают спрашивать, рассказано в стихотво- рении С. Маршака: Есть у меня шестёрка слуг, Проворных, удалых. И всё, что вижу я вокруг, – Всё знаю я от них. Они по знаку моему Являются в нужде. Зовут их: как и почему, Кто, что, когда и где. На самом деле их не шесть, а гораздо больше. Вспомните их. Назови- те слова, выражающие одновременно вопрос и удивление. *2. «Точку поставить легче всего,» – наверное, думаете вы и с «лёг- костью в мыслях необыкновенной» ставите её часто не там, где нужно. Расставьте точки в стихотворном тексте из книги А. Т. Арсирия и Г. М. Дмитриевой «Занимательная грамматика»: …Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут из молока творог готовят из песка стекло там плавят из бетона плотины строят из картона обложки там из чугуна там варят сталь из полотна кроят рубахи из пластмасс посуду делают из мяса котлеты стряпают из сажи там ваксу делают из пряжи 101 прядут там нитки из сукна костюмы шьют из толокна кисель там варят. *3. Расставьте точки в следующих текстах: Едят там вилками компот там пьют из чашки бутерброд из хлеба с сыром там котлеты из мяса свежего конфеты с начинкой сладкий суп с фасолью в тарелках всё там варят с солью В реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина на окне узоры инея в печурке горят дрова в руках девчурки нарядная там кукла в клетке ручной щегол поёт салфетки там на столе лежат коньки к зиме готовят там очки лежат для бабушки тетрадки всегда содержатся в порядке. 4. На чём держится предложение? – «Это совсем нетрудно», – скажет кто-то из вас. Посмотрим, так ли это. Найдите грамматические основы в следующих предложениях: 102 1. Всё понятно старику, Старику часовщику. Из окошечка резного Снова слышится: «Ку-ку!» (С. Михалков). *2. Хозяин твой и мил, и знаменит. И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать. (С. Есенин). *3. Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок… Не мог он ямба от хорея, Как мы ни бились, отличить. (А. Пушкин). *4. Вечер. Поле. Огоньки. Дальняя дорога. (В. Маяковский). *5. Овраг, где протекала река, был так глубок, что ре- бята не могли видеть лес. Наш город украшает зелёный парк. Поднявший меч от меча и погибнет. 5. Если подлежащее или сказуемое «не откликнулось»? Как называ- ются такие предложения? Найдите их в текстах: I. 1) Одна ласточка не делает весны. 2) После драки кулаками не машут. 3) Торопливым людям не хватает мудрости. 4) Дело мастера бо- ится. 5) Найди себе идеал мужества и неотступно следуй ему. 6) Ночь. Темнота. Мерцающие вдалеке огни. 103 *II. 1) Сорвавшееся слово не догонишь на скакуне. 2) Сделанное ут- ром проверяй вечером. 3) Смелость города берёт. 4) Друзья познаются в беде. 5) Небо рогами не проткнуть. 6) Клин клином вышибают. 7) Селёд- ка соли не боится. 8) Соль едят во всём мире. 9) Огонь маслом не залива- ют. 10) Два медведя в одной берлоге не уживутся. *III. 1) Берегись всего того, что не одобряется твоею совестью. 2) Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. 3) Свободный труд – вот точка опоры, которую требовал Архимед, чтобы перевернуть мир. 4) Правда – воздух, без которого дышать нельзя. 5) Что бы ни случилось, не теряй бодрости. *IV. 1) Тот, кто обуздал гнев, победил сильного врага. 2) Лишь тот, кто ночью переправляется через реку, оценит ясный день. 3) Есть не- большая птичка, которая мирно сосуществует с крокодилом. Она выклё- вывает остатки пищи, которые застревают у него между зубов. 6. Может ли подлежащее состоять из 5–8 слов? Докажите свою точку зрения. *7. Найдите многословные подлежащие в этих предложениях: 1) И тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных. 2) Десять ночей подряд он лечит несчастных зверят. 3) Очков с полдю- жины она себе достала. 4) А шквал унёс в море десятка два шлюпок. 5) Меня окружат тысячи удивлённых глаз… И потянутся ко мне тысячи тёплых ладошек. 8. Объедините в пары фразеологизмы и глаголы, имеющие тот же смысл. Постройте предложения, в которых бы фразеологизм был каким- либо членом предложения. В случае затруднения пользуйтесь «Школьным фразеологическим словарём русского языка» В. П. Жукова. 104 I. 1) Клевать носом неожиданно 2) Как снег на голову медленно 3) Вылетело из головы дремать 4) В час по чайной ложке забыл *II. Выполните то же задание: 1) Повесил нос обманывал 2) Держал язык за зубами приуныл 3) Вставляет палки в колёса помалкивал 4) Надул губы догонял 5) Пускал пыль в глаза обиделся 6) Наступал на пятки хвастался 7) Втирал очки мешает 8) Зуб на зуб не попадает поправился 9) Сделал из мухи слона надоело 10) В зубах навязло преувеличил 11) Нашёл дорогу к сердцу замёрз 9. Отрывки предложений «потеряли друг друга». Помогите каждому найти свою пару: 1) О человеке, который сильно испугался, говорят, что у него ……… гора с плеч свалилась. 2) О том, кто очень быстро удирает, говорят, что у него …… зуб на зуб не попадает. 3) О человеке, дрожащем от холода, говорят, что у него…… пятки сверкают. 4) Если человек испытывает большое облегчение, то говорят, что у него……. душа ушла в пятки. 5) Если человек попал в неловкое положение, то говорят, что он……. сбился с ног. 105 6) Если человек утомился от хлопот и беготни, то говорят, что он……. сел в калошу. Что представляют собой отрывки предложений, находящиеся спра- ва? 10. Исправьте ошибки. Объясните, какой из четырёх типов ошибок допущен в каждом примере: 1) Пропущена именная часть в составном именном сказуемом или указан только глагол в неопределённой форме, входящий в это сказуемое. 2) Не обнаружен глагол в неопределённой форме, входящий в со- ставное глагольное сказуемое. 3) Подлежащее не найдено или перепутано со второстепенным чле- ном; с именной частью составного сказуемого. 4) Именное составное сказуемое без глагола-связки перепутано с оп- ределением. Ведь каждый день над нами солнце ходит, однако ж прав упрямый Галилей. Он верил, что душа родная соединиться с ним должна. *Богатство языка есть богатство мыслей. Старайся перелистать и пересмотреть на своём веку возможно больше разных книг. Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать. 11. «Лукавая запятая». Прочитайте три предложения. Почему в первом из них засучив рука- ва выделено запятыми с двух сторон, во втором – запятая стоит только пе- ред этими словами, а в третьем – вообще не стоит? Отец открыл кран и, засучив рукава, стал мыть руки. Ты должен выйти в поле, засучив рукава трудиться. 106 Мы должны засучив рукава приняться немедленно за создание ново- го проекта. *Проверьте себя в других предложениях: Раскрыв рот, он подставил его под струю холодной воды. Говорил он ладно и складно, и все слушали его раскрыв рот. Знаешь ли ты, зачем я прискакал сюда сломя голову вчера поутру? Гусары! Возьмите его! Да сказать нашему лекарю, чтоб он перевя- зал ему рану и берёг его как зеницу ока. За него дрожу, как за зеницу ока, чтоб конфетной не был красотой оболган (В. Маяковский). 12. На «глоком» языке. Однажды академик Л. В. Щерба предложил студентам разобрать та- кое предложение: Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бок- рёнка. Попробуйте разобрать его и вы. Какими частями речи выражены члены предложения в нём? *Разберите ещё предложения на этом «глоком» языке: Молясный болодильник перемехал кувицу. Помалее провекнули перетяющиеся бредолаги. Веленщик умащил перекунающую проутюжильницу. (Г. Г. Граник. С. М. Бондаренко). 13. Г. Г. Граник и С. М. Бондаренко в книге «Секреты пунктуации» рассказывают, что «следом» исчезнувшей связки есть является тире меж- ду подлежащим и сказуемым. Например: Надежда – мой компас земной. Но этот «след» остаётся не всегда. Ср.: Голова без знаний как фонарь без свечи. Попытайтесь сами установить, в каких предложениях этот «след» (тире) есть, а в каких – нет: 107 Доброе начало половина дела. Семь загадочное число. Человек неучёный что топор неточёный (Посл.). Сады сажать жизнь украшать. Не уметь хорошо выражать своих мыслей недостаток. Берёзки в лесу точно девушки в белых сарафанах. Детские глазёнки будто цветы в поле. Сердце не камень. Курганы в степи словно спелые арбузы. Мелкий осенний дождь вот сущее бедствие для рыболова. *Ум одежда, которая никогда не износится. За горою есть ещё горы, за мудрецом есть ещё мудрецы. Тучам солнце не закрыть, войне мира не победить. Многие змеи вовсе не ядовиты. Много звёзд украшение неба, много знаний украшение ума. Деревенские дети это очень любопытные существа. Глубокая ночь тиха, знающий человек скромен. Её глаза точно озёра. Дружба с хорошим человеком лунный свет, дружба с плохим змеи- ный яд. Хотеть значит мочь. Наскоро делать переделывать. У лжи ноги коротки. 14. Прочтите выразительно следующие стихотворные отрывки, за- метьте, где в них пропущены слова. «Прислушайтесь» к паузам. Расставьте в отрывках знаки препинания. Вспомните, как называются такие предло- жения. 108 Медь откликается Корочка хлеба Звоном, Хрустом, Дерево Дождик Шумом зелёным, Лепетом грустным. (О. Дриз). *Дерево славится плодами, а человек трудами. Стирка очищает одежду, разговор сердце В беде храни мужество, а в довольстве скромность. Вещь хороша новая, а друг старый. Гвоздь бережёт подкову, подкова коня, конь храбреца, храбрец от- чизну. 15. Таинственное число семь. Чтобы по ходу письма быстро «улавливать» деление сложного пред- ложения на части, нужно научиться быстро осуществлять синтаксический «счёт в уме». Тогда будут правильно поставлены знаки препинания. Сосчитайте количество частей сложных предложений (тексты даны без знаков препинания) и расставьте знаки. Сколько частей вы обнаружи- ли? Ревёт ли зверь в лесу глухом Трубит ли рог гремит ли гром Поёт ли дева за холмом На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. (А. Пушкин). *Гремела атака и пули звенели И ровно строчил пулемёт И девушка наша в походной шинели Горящей Каховкой идёт. (М. Светлов). 109 *Вот уж снег последний в поле тает Тёплый пар восходит от земли И кувшинчик синий расцветает И зовут друг друга журавли. (А. Толстой). 16. Синтаксические «карлики». Замечали ли вы, что в сложных предложениях часто бывают синтак- сические «карлики» – коротенькие предложения, состоящие из одного – трёх слов, которые легко пропустить. Настройтесь, пожалуйста, на поиски «затерянных карликов» в следующих предложениях. Знаки препинания не расставлены, чтобы они не были для вас подсказкой. Известно что участники первых лунных экспедиций подверглись по возвращению из космоса многодневному карантину чтобы не занести на землю «лунные микробы» однако на Луне никаких микробов не оказалось. Любопытно что в прошлом веке во многих странах Западной Евро- пы новогодний Дед Мороз не был таким весёлым добряком каким мы его знаем теперь. Считается что вьетнамцы становятся на год старше в день Ново- го года а день их действительного рождения не принимается во внимание. Рассказывают что в старину если на Новый год на улице появлялся трубочист люди бежали за ним чтобы испачкаться сажей так как это должно было принести счастье. *В задних рядах люди начали вставать чтобы видеть что происхо- дит на сцене. Неизвестно что ещё рассказал бы Глеб Скамейкин про море но в это время к нам подошёл Володя. Казалось что зелень покрылась разноцветными лоскутками. Что было с учителем танцев дальше неизвестно. 110

Олимпиада по русскому языку среди обучающихся 4 классов.

1.Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Водит, пашешь, верит, смех, можешь, матч, маяк

2. Сколько в пословице мягких согласных звуков?

Не трудиться, так и хлеба не добиться. _____________

Выпиши эти звуки ________________________________________________

3. Запишите слова в фонетической транскрипции :

ток, дог, араб, сон, яр, люк, лён, сад, лог, пол, альт, шёл.

Прочитайте в обратном порядке звуки, из которых записаны слова. Запишите их.

_______________________________________________________________________

4. Составь сложные слова:

7 лет, 2 горба, 5 знаков, 11 классов, 16 килограммов

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

5. Расставь запятые, заверши фразу.

6. Выдели приставки в слова:

Надробить, надрубить, подобрать, подобреть, вскормить, вскочить.

7. Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Книжка - _________________, тарелка - ______________, искра - __________,

петля - _______________, овца - _________________, земля - _____________, игла - _____________, просьба - ______________, колени - _______________,

туфли - _______________.

8. Подбери к предложениям фразеологические сочетания:

а) Очень старательно что-либо охранять.

__________________________________________________________________

б) Появляться быстро и в большом количестве.

__________________________________________________________________

в) Чувствовать себя легко и непринуждённо.

__________________________________________________________________

г) Беспокоиться, испытывать тревогу.

__________________________________________________________________

9. Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:

1.Век, середина, правило ________________________________________

2.Удар, система, затмение _______________________________________

3.Суп, шут, чучело _____________________________________________

4. Полюс, буря, поле.____________________________________________

10. Как называются жители этих стран?

  1. Франция - ___________________________
  2. Япония - ____________________________
  3. Россия - _______________________________
  4. Испания - _____________________________
  5. Англия - ______________________________
  6. Дания - ______________________________
  7. Норвегия - ____________________________
  8. Индия - ______________________________

Ключи

Ответ

Баллы

Выпиши слова, в которых только твердые согласные звуки:

Пашешь, можешь.

2 балла

Сколько в пословице мягких согласных звуков?

5 мягких согласных: [ н"], [ д"], [ л"], [ н"], [ б"]

3 балла

Запишите слова в фонетической транскрипции :

Кот, код, пара, нос, рай, куль, ноль, таз, кол, лоб, тля, ложь.

По 0,2 балла за каждое правильное слово

Всего 2,4 балла

Составь сложные слова:

Семилетний, двугорбый, пятизначный, одиннадцатиклассник, шестнадцатикилограммовый

0,5 баллов за каждое правильно составленное и написанное слово

Всего 2,5 балла

Расставь запятые, заверши фразу.

…Кисель там варят , из резины

Там шины делают , из глины

Кирпич там жгут , из молока

Творог готовят , из песка

Стекло там варят , из бетона

Плотины строят , из картона

Обложки там , из чугуна

Там варят сталь , из полотна

Кроят рубахи , из пластмассы

Посуду делают , из мяса

Котлеты стряпают , из сажи

Там ваксу делают , из пряжи

Прядут там нитки , из сукна

Костюмы шьют , из толокна кисель там варят

4 балла за правильно поставленные запятые + 1 балл за завершение фразы.

Всего 5 баллов

Выдели приставки в слова:

На дробить, над рубить, подо брать, по добреть, вс кормить, в скочить.

По 0,2 за правильно выделенную приставку. Всего 1,2 балла

Поставь следующие имена существительные в форму родительного падежа множественного числа:

Книжек, тарелок, искр, петель, овец, земель, игл, просьб, коленей, туфель.

По 0,2 балла за каждое правильное слово.

Всего 2 балла

Подбери к предложениям фразеологические сочетания:

1. Беречь как зеницу ока.

2.Как грибы после дождя

3. Как рыба в воде.

4.Сидеть как на иголках.

Возможны другие варианты

По 1 баллу за каждый фразеологизм. Всего 4 балла

Подбери прилагательное к каждой группе слов, которые превратят следующие слова во фразеологизмы:

  1. Золотой
  2. Солнечный
  3. Гороховый
  4. Магнитный

По 1 баллу за одно прилагательное

Всего 4 балла

Как называются жители этих стран?

  1. Француз
  2. Японец
  3. Россиянин
  4. Испанец
  5. Англичанин
  6. Датчанин
  7. Норвежец
  8. Индиец

По 0,2 балла за правильный ответ

Всего 1,6 баллов

Всего: 23, 7 баллов


МОУ «Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»

Пунктуационные анекдоты
Это был не юмор мыслей , и даже не юмор слов; это было нечто куда более тонкое - юмор знаков препинания: в какую-то вдохновенную минуту она постигла, сколько уморительных возможностей таит в себе точка с запятой, и пользовалась ею часто и искусно. Она умела поставить ее так, что читатель, если он был человек культурный и с чувством юмора, не то чтобы катался от хохота, но посмеивался тихо и радостно, и чем культурнее был читатель , тем радостнее он посмеивался.

Сомерсет Моэм

Пунктуация в письменной речи, а интонация в устной служат одним и тем же целям – смысловому чтению текста; они придают речи осмыслённый характер. Произнесение одних и тех же выражений с различной интонацией, как и различное пунктуационное оформление, может в корне изменить их смысловое значение.

Поэтому пунктуационное оформление является одним из средств художественной выразительности и служит поводом для возникновения анекдотов.

Мы нашли стихи, в которых смысловая нелепость возникает из-за полного отсутствия или отсутствия в нужном месте запятой:

Кисель там варят из резины

Там шины делают из глины

Кирпич там жгут из молока

Творог готовят из песка

Стекло там плавят из бетона

Плотины строят из картона

Обложки там из чугуна

Там варят сталь из полотна

Кроят рубахи из пластмассы

Посуду делают из мяса

Котлеты стряпают из сажи

Там ваксу делают из пряжи

Прядут там нитки из сукна

Костюмы шьют из толокна

Кисель там варят.

А. Арсирий

Едят там вилками компот

Там пьют из чашек бутерброд

Из хлеба с сыром там котлеты

Из мяса свежего конфеты

С начинкой сладкой суп с фасолью

В тарелках все там варят с солью

В реке там рыба на бугре

Мычит корова в конуре

Собака лает на заборе

Поет синичка в коридоре

Играют дети на стене

Висит картина на окне

Узоры инея в печурке…

С. Бондаренко
Очень-очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

Вот что значит запятая!

Б. Заходер
Знаки препинания дают возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами. А иногда… даже и вместо слов.

Известен факт такой «бессловесной» переписки. Французский писатель Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись книги издателю. К рукописи он приложил письмо, в котором не было ни единого слова, а был только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!».

В эпиграмме А.С. Пушкина «На К. Дембровского» ярко видна роль многоточия:

Когда смотрюсь я в зеркала,
То вижу, кажется, Эзопа,
Но стань Дембровский у стекла ,
Так вдруг покажется там ...

А вот современные анекдоты о знаках препинания:

Штирлиц смотрел в одну точку...

Потом в другую...

Двоеточие! - догадался Штирлиц.

Доктор, я всё время вижу перед глазами большие мелькающие точки, - жалуется Большое многоточие окулисту. Доктор выписал ему очки. Через несколько дней Большое многоточие приходит опять. – Доктор, теперь я вижу большие мелькающие точки более отчётливо!

О силе вопросительного знака говорит следующий анекдот:

Когда всей группе студентов пришла sms"ка с текстом: "Сегодня к 8, а не к 3", оказалось, что кто-то забыл поставить вопросительный знак...

Пунктуация - это правила постановки знаков препинания, а также сами знаки. Пунктуация является очень важным средством оформления письменной речи. Понять предложение, записанное без знаков препинания, очень трудно. Вот пример: то что есть есть того чего нет нет это не то это то. Но если расставить знаки препинания, смысл высказывания тотчас проясняется: То, что есть, есть; того, чего нет, нет. Это не то? Это то.

При помощи знаков препинания можно выразить не только тот или иной смысл , но и отношение пишущего к тому, о чем идет речь. Написав слово «умница» в кавычках, мы говорим об обратном.

Анекдоты возникают, когда при чтении стихов мы не обращаем внимания на знаки препинания. Например, на уроках литературы при чтении стихотворения А.С. Пушкина «Узник» большинство из нас не обращали внимания на точку после первой строчки, а ставили ее после второй, и … получалась «нелепица»: автор – орел.

Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой…

Такую же ошибку мы допускали при чтении пролога из поэмы «Руслан и Людмила», не «видели» всего одну запятую, а получалось, что не поэт сидел под дубом, а кот, хотя тот не мог этого сделать , так как постоянно «ходил по цепи»:

Под ним сидел, и кот ученый

Свои мне сказки говорил.

А если не заметить двоеточия в этом же произведении, то получится, что Пушкин помнит только одну сказку:

Одну я помню: сказку эту

Поведаю теперь я свету…

Неправильно расставленные знаки препинания искажают смысл. В поэме М. Лермонтова «Мцыри» строки:

И шла она легко, назад

Изгибы длинные чадры

Откинув. -

Часто читают, делая паузу в конце стихотворной строки, то есть не видят правильно поставленных знаков.

Есть «опасные места» и в поэме А.С. Пушкина «Полтава»:

Штыки смыкает. Тяжкой тучей…

И в его стихотворении «Зимняя дорога»:

Глушь и снег... Навстречу мне…

Вот как об этом рассказывает одна из мам своей подруге:

Представь себе, мой ребёнок получил второе место на школьном конкурсе чтецов. Пушкина читал. Учительница говорит: молодец, один из всех правильно прочёл и паузы все, где нужно, сделал. Все ведь как читают? «Глушь и снег навстречу мне». Без паузы. А он один – правильно: «Глушь и снег. Навстречу мне только вёрсты полосаты попадаются одне». Ну, я обрадовалась, конечно. А потом думаю: а почему , интересно, все читают без этой самой паузы? И поняла, что когда её не делаешь, получается и неуютнее, и страшнее, и понятнее как-то. Как будто бедный Пушкин скачет во весь опор на этих своих почтовых, а лошадям страшно, они оскальзываются, храпят, а навстречу им метель жуткая и темнота. Такая вот непроглядная, вся кипящая снегом глушь… как бы и мёртвая и живая одновременно. И снег колючий – и в лицо , и за шубу, за воротник…

И в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино»:

Смешались в кучу кони, люди, и залпы тысячи орудий…

И в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»:

Слышишь ты пение?.. "В ночь эту лунную…

И в стихотворении С. А. Есенина «Ночь»:

Внимая песням, с берегами,

Ласкаясь, шепчется река

А если в стихотворении А.С. Пушкина «На статую играющего в бабки» всего две запятых поставить не на свое место, то получится «фильм ужасов»:
Юноша трижды шагнул, наклонился, рукой о колено

Бодро опёрся, другой поднял меткую кость.

Вот уж прицелился... прочь! раздайся, народ любопытный,

Врозь расступись ; не мешай русской удалой игре.
Юноша трижды шагнул, наклонился рукой о колено,

Бодро опёрся другой, поднял меткую кость.

Правильно расставленные знаки препинания указывают на смысловое членение высказывания, помогают установить смысловые отношения между словами в предложении. Например, предложение «Этот человек не раз говорил брату Антон никогда не был учителем» может иметь разные смыслы в зависимости от расстановки знаков препинания: 1. «Этот человек, - не раз говорил брату Антон, - никогда не был учителем». 2. Этот человек не раз говорил брату: «Антон никогда не был учителем».

Неверная постановка знаков препинания может придать высказыванию комический эффект: Я занимался с братом, который был болен английским языком.

Пунктуационного словаря нет, он, возможно, и не нужен. Подобно правилам дорожного движения, правила пунктуации не могут описать каждый конкретный случай. Они предусматривают типичные условия, которые могут сложиться в бесчисленном множестве случаев , в бесчисленном множестве текстов, и позволяют пишущим находить единственно возможное или лучшее из возможных решений.
Библиография:


  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М.Занимательная грамматика
    Граник Г.Г. Секреты пунктуации

  2. Моэм С. Избранное

  3. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений

  4. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений

  5. Некрасов Н.А Полное собрание сочинений

  6. Есенин С.А. Полное собрание сочинений

  7. Стивене С. «Математика, измерение и психофизика»

Работа команды «Фантазеры»



Загрузка...