dselection.ru

Обозначает слово кошерно. Что такое Кашрут

The Village уже не первый месяц, помимо регулярных рубрик и материалов на горячие темы, практикует выпуск пачек тематических статей. Неделя , неделя « », неделя и даже « ». Я же параллельно с этим хочу ввести регулярные тематические недели именно в разделе « ». Так вышло - и здесь нет особенной причины, просто всё сложилось, - что первой будет «Кошерная Москва». Начинаю с небольшой колонки о том, почему питаться кошерными продуктами или в кошерных ресторанах может быть интересно кому угодно, а не только тем, кто придерживается диеты из-за религиозных убеждений.

Кошерный - знак качества еды, но не тип кухни

Важно понимать, что кошерная еда - это не вид национальной кухни. Кошерная пища - это любая еда, приготовленная по строгим иудейским законам. Так, кошерными могут быть блюда и итальянской, и грузинской, и тайской кухни. Просто они не будут содержать свинины, морских гадов, некоторых видов рыбы, птиц и даже овощей, в них не будет одновременно мяса и молока животных, качество всех продуктов будет заверено машгиахом, ну и ещё много мелких, но важных деталей.

Этот пункт не отвечает на вопрос о том, почему есть кошерное классно, он для общего развития. Поэтому тут же на всякий случай я расскажу, что слово «машгиах» происходит от ивритского «ашгаха» - «надзор, наблюдение». Машгиах следит за кошерностью на кухне ресторана: проверяет продукты и посуду, включает и выключает плиту. Он обязательно должен быть евреем, прошедшим специальное обучение. В каждом кошерном ресторане должен быть машгиах, только он имеет право зажигать огонь. Машгиахов не так много в Москве, и они часто работают сразу в нескольких местах.

Кошерный продукт заведомо более качественный

Благодаря тому, что изготовлению кошерных продуктов и отбору сырья для них уделяется повышенное внимание, они всегда экстракачественные. Здесь не работают никакие скидки на человеческий фактор, невнимательность или скорость работников. Правила кашрута - это традиция, то, что составляет систему выживания. В то время как большинство не кошерных производителей сегодня гонится за прибылью, закрывая глаза на качество, здесь послаблений быть просто не может. Правила не меняются, не подстраиваются под ситуацию и не прогибаются под требования рынка и экономики.


Овощи, по правилам кашрута, необходимо очень внимательно проверять и тщательно мыть, так как на них могут находиться личинки и взрослые насекомые. Машгиах проверяет каждый овощ на предмет наличия плесени, гнили и личинок насекомых, также в его задачи входит просеивание муки и перебирание зерна. Законы кашрута не знают компромиссов, малейшее несоответствие - и продукт уже не считается кошерным. При проверке в брак могут попасть и 40, и даже 100 процентов животных. При этом отбракованное мясо и животные могут полностью соответствовать ГОСТу, ТО и прочим общепринятым стандартам.

Про забой важно сказать отдельно. Если в том, что это мясо качественное, сомневаться не приходится, то мнение «кошерный способ забоя животных более гуманный, чем индустриальный» вызывает большие вопросы во всём мире. Кошерный забой производится плавным движением очень острого ножа, перерезающим одновременно большую часть трахеи и большую часть пищевода. Дело в том, что квалифицированный резчик может сделать это очень быстро и так, что животное не успеет среагировать и почувствовать боль. Но, во-первых, не у всех одинаковая квалификация, а во-вторых, иногда происходит сбой процесса. Животное шевелит головой не вовремя, резчик роняет нож - всё что угодно, тогда одним движением убить не удаётся, и животное приходится забивать дольше и болезненнее. Такое животное идёт в брак и, как правило, сдаётся в не кошерный магазин. Более того, по кашруту запрещено оглушать животное. Здесь на сцену выходят борцы за права животных. Современная не кошерная технология оглушения пневматическим пистолетом в индустриальных условиях, без сомнения, более гуманна в глазах обывателей и официальных органов. В итоге в некоторых странах сейчас запрещают кошерный убой, халяльный, кстати, тоже. Права животных, говорят, важнее религии. Но это вопрос этики, не вопрос качества мяса.

Кошерные блюда готовят для своих. То есть ничего не жалеют

Кошерную еду в Москве производят евреи. То есть сами для себя. Задумайтесь на минуточку о том, как сильна еврейская община в Москве, Нью-Йорке или Париже - не важно, где. Кошерные еда и продукты всегда приготовлены хорошо.

Показательный пример в Москве - выбор халы. Хала - сдобный праздничный еврейский хлеб, похожий на бриошь, чаще всего заплетённый косой. Хала вкусна не только для евреев, не зря этот хлеб был чрезвычайно популярен в СССР, на него был отдельный ГОСТ, в рецепте использовался маргарин. Чаще, правда, в то время его стыдливо называли «плетёнка». Так вот я, как большой любитель халы, видя её в магазине или пекарне, всегда покупаю. И вкуснее кошерной, что производит Pinhas, продающейся в небольшом количестве по пятницам и субботам в кошерном супермаркете, в городе нет. Только здесь на сто процентов не жалеют продуктов и соблюдают всю технологию. Хлеб получается мягким, пышным и очень сдобным. Буквально на днях я отправила в мусорную корзину халу из «Хлеба насущного» (меня заверили в пекарне, что она свежайшая), а до этого - из «Булки». Говорят, есть надежда на гастроном в ГУМе, туда я схожу на днях и к пятнице напишу полный обзор.


Удобно для людей с лактозной непереносимостью

В меню ресторанов рядом с названиями блюд никогда не расписывают их подробный состав, официанты также не всегда его знают. Процесс выяснения занимает время, которого иногда просто может не быть, а ошибка на любом из этапов стоит ещё дороже. Мясной кошерный ресторан в этом смысле рай для человека с непереносимостью лактозы. На одной кухне, по законам кашрута, нельзя готовить из молока и из мяса. Поэтому кошерные рестораны делятся строго на молочные и мясные. Так что в мясном можно быть уверенным на все сто процентов: ничего молочного не окажется ни в одном блюде.

Удобно для тех, кто питается халяльно

Кашрут часто сравнивают с халялем (правила в исламе). Мусульмане, так же как и евреи, не едят свинину и пользуются похожими правилами забоя скота. Всё кошерное - халяльно, но не наоборот.


При синагогах есть дешевле

Содержать светский кошерный ресторан очень дорого. Недаром, открывшись несколько лет назад почти одновременно, кошерные Noodles и гинзовский «Цукер» быстро закрылись. Но рестораны при синагогах чаще всего имеют дотации, ведь они для своих. Это позволяет снижать стоимость. А размеры порций в кафе при синагогах и еврейских центрах сравнимы разве что с китайскими и корейскими ресторанами. Так что выгода очевидна.

Можно есть в самолёте

Кто хоть раз в жизни не заказывал в самолете кошерное питание? Особенно если мы говорим о российских авиалиниях, где обычное меню не является объектом вожделения, пожалуй, ни для кого.


Если вы заказали кошерное питание при покупке билета, вам гарантированно принесут еду хотя бы чуть более интересную, чем знаменитые «чикен-о-фиш»: хумус, фруктовое желе, овощное рагу «как у бабушки» и сдобную мини-халу. Ещё один немаловажный пункт - специальные ланч-боксы с кошерной едой стюардессы всегда приносят раньше, чем еду остальным пассажирам.

Фотографии: Елена Цибизова

Религия – это не только соблюдение определенных традиций, но и правил питания. Кошерная еда является термином, взятым из иудаизма, и ее обычно употребляют евреи, но в последнее время она стала появляться и в магазинах во многих странах.

Что значит кошерная еда ^

Кошерная еда – это пища, приготовленная по законам кашрута, который, в свою очередь, включен в список правил Галахи.

Согласно этому своду, блюда необходимо готовить в соответствии с определенными обычаями, а контроль за их приготовлением осуществляют еврейские организации, которые ставят на упаковках свою печать.

Что такое кошерная пища

В целом, кошерные продукты питания подразделяются на три группы:

Само понятие «кошерная» означает то, что такая пища полезна для здоровья и пригодна для употребления, поэтому употребляемые евреями продукты сейчас очень часто можно найти на магазинных прилавках.

Кошерная еда: польза или вред

Полезна ли кошерная еда? Конечно, на здоровье она влияет только положительно, потому как в ней нет красителей, консервантов, стабилизаторов, ГМО и различных препаратов, а упаковка, в которой хранятся продукты, абсолютно стерильна.

Что касается вреда от еврейской кошерной еды, то о нем однажды заявили специалисты из США, которые провели сравнение такой пищи с обычной. Им удалось выяснить, что птица, приготовленная обычным способом, содержит меньше вредных бактерий, чем та, которая была сделана кашерным образом.

Кошерное питание: как готовить блюда

Согласно кашруту, нельзя смешивать в одном приеме пищи молоко и мясо: временной промежуток между их употреблением должен быть равен не менее пяти часов. Кроме того, отдельные требования предъявляются и способу забоя животных: этим должен заниматься только специально обученный человек, и до того, как мясная продукция попадает в руки повара, из нее выкачивается кровь посредством вымачивания.

Категорически запрещается употреблять мясо больных животных, а молочная и мясная пища готовится не только в разных посудах, но и помещениях. Именно поэтому в еврейских семьях бывает две кухни, но если нет таковой возможности – можно заниматься готовкой на двух плитах.

Какая еда считается кошерной ^

Кошерная еда: список продуктов

Чтобы питаться кошерно, необходимо знать, какие продукты принято употреблять в соответствии с кашрутом:

  • Мясо : сюда относится говядина, козлятина, а также лоси, жирафы, газели и овцы – т.е. животные, которые имеют раздвоенные копыта и питаются растительной пищей. Из тех, у кого нет раздвоенных копыт, разрешаются даманы, верблюды и кролики, а из не травоядных допускается свинина. Самое главное в такой продукции – отсутствие крови: по мнение евреев, те, кто ее поглощают внутрь, могут стать агрессивными и жестокими. Также запрещены яйца с наличием кровяных сгустков;
  • Птица: запрещена сова, орел, пеликаны и ястребы, т.к. кушать можно только домашнюю пищу: гусей, уток, кур. Исключение составляют лишь голуби;
  • Яйца : они должны иметь особую форму – быть острыми на одном конце и округлыми – на другом. Если оба их концы притуплены – их есть нельзя, т.к. вполне вероятно, что они принадлежат питающимся падалью хищным птицам;
  • Рыба : на ней обязательно наличие плавников и чешуи. Полностью запрещаются все морепродукты (осьминоги, креветки, черви и т.д.), т.к. на них нет ни того, ни другого;
  • Молоко разрешается только то, которое было получено от кошерных животных, в противном случае его употреблять нельзя;
  • Овощи и фрукты : здесь ограничений нет, за исключением случаев, когда они являются червивыми или соприкасались с некошерными продуктами.

Кошерная еда: что употреблять в пищу кошерно, халяльно и вкусно

Некошерная еда: что употреблять не кошерно

Кошерная еда: рецепты

Рецепт форшмака из селедки:

  • Делим на филе сельдь, вымачиваем ее в молоке 40 минут, затем достаем и измельчаем;
  • Очищаем и удаляем семена из яблока, натираем его на терке;
  • Варим яйца, трем на терке;
  • Рубим мелко лук, перетираем отваренный в мундире картофель;
  • Все смешиваем, рубим ножом до сметанообразной консистенции;
  • Добавляем в массу подтаявшее сливочное масло, перчим;
  • Подаем в охлажденном виде.

Рецепт шакшуки:

  • Режем на кубики пару сладких перцев, очищаем от кожуры помидоры;
  • Обжариваем в оливковом масле на сковороде измельченный репчатый лук, затем добавляем перец и жарим 3 минуты, периодически помешивая;
  • Давим чеснок в чеснокодавке, смешиваем с кумином, куркумой и нарезанным на мелкие кусочки острым перцем, помещаем все в сковороду на одну минуту;
  • Добавляем туда же томаты, жарим 3 минуты;
  • Делаем при помощи ложки в овощах небольшую выемку, вбиваем туда яйца;
  • Солим и перчим, готовим до тех пор, пока белок не сварится;
  • Перед подачей посыпаем зеленью.

Рецепт шарлотки:

  • Очищаем от семечек и кожуры яблоки, режем кубиками;
  • Взбиваем сырые белки миксером, параллельно насыпая сахар небольшими порциями;
  • Добавляем желтки, растопленный маргарин и ванилин, вводим муку, соль и разрыхлитель;
  • Смазываем маслом форму, заливаем туда слой теста, сверху помещаем яблоки и доливаем оставшуюся смесь;
  • На поверхности выкладываем яблочные дольки, смазываем маслом и посыпаем корицей;
  • Запекаем полчаса в духовке при 200 градусах.

Полезна ли кошерная кухня: мнение врачей ^

Как считают врачи, приготовленные по-кошерному блюда имеют большое значение только с религиозной точки зрения, однако в медицине в целом к таким продуктам относятся не столь категорично, утверждая, что способ приготовления и сами ингредиенты способны повлиять на здоровье.

Раньше евреи сталкивались со многими кулинарными трудностями во время поездок и перелетов, но сейчас кошерная еда в самолетах – не редкость, и ее предоставляют некоторые авиакомпании, поэтому удается соблюдать религиозные традиции и правила, даже находясь далеко от дома и не имея возможности готовить пищу самостоятельно.

Восточный гороскоп на март 2019

0 На нашей планете живут множество народов, и у многих из них имеются свои запреты и табу, начиная с религии, и заканчивая пищей. Обычных граждан порой приводят в недоумение странные слова, которые не становятся яснее, даже в контексте . К тому же в русской кухне никаких запретов нет, мы просто не едим того, к чему не привыкли.. Строго рекомендую добавить этот ресурс к себе в браузерные закладки, ведь мы постоянно выкладываем полезную инфу . Сегодня настал черёд поговорить о таком понятии, как Кошерная еда , что значит вы сможете прочесть немного позже.
Однако, перед тем, как вы продолжите, я хочу порекомендовать вам несколько познавательных публикаций по рандомной тематике . Например, что значит Компромат , как понять Визави , что такое Гам , что означает Творишь и т. п.
Итак, продолжим, что значит Кошерная еда ? Этот термин был заимствован из иврита "kasher " (כשר), и переводится, как "годный", "подходящий".

Кошерная еда - это любая пища, приготовленная по строгим иудейским правилам


Еду разрешённую к употреблению евреи называют Кошерной. Даже те иудеи, которые никогда не были на своей прародине, всё равно строго придерживаются заветов своих "отцов основателей". Происхождение этого слова некоторые историки связывают с понятием "кашрут ". Этим термином в иудаизме обозначают всё, что соответствует Галахе (традиционное еврейское право, общность установлений и законов иудаизма, регламентирующих общественную, семейную и религиозную жизнь верующих иудеев). Это довольно сложно для понимания, чтобы вам было проще это принять, хочу отметить, что во многом кошерная еда соответствует общепринятым понятиям о раздельном и здоровом питании. Например, молоко и мясо совершенно несочетаемая пища, и у евреев их так же смешивать строго запрещено. Вероятно именно этим обуславливается повышенный интерес к кошерным продуктам не только у иудеев, но и простых граждан.

На самом деле, "кошерный " - это не тип кухни, а скорее знак качества продуктов. Поэтому, кошерными могут быть блюда тайской, русской, грузинской, дагестанской, итальянской и т. п. Просто в них не должно быть морских тварей, свинины, некоторых видов птиц , рыбы и даже овощей. В этой еде не должны одновременно сочетаться молоко животных и мясо, а качество пищи должно быть засвидетельствовано машгиахом («наблюдающий»; старший преподаватель, ответственный за воспитание учеников ешивы), а также несколько других небольших, но от этого не менее важных элементов.

Интересно, что продукты получаемые из молока так же бывают кошерными и не кошерными. Например верблюжье молоко запрещается употреблять в пищу, поскольку у этого животного нет раздвоенных копыт, тогда как молоко коровы весьма почитаемый кошерный продукт. Главное, чтобы молоко нигде не пересекалось с мясом, его нельзя даже наливать в ёмкость в которой до этого была плоть убитых животных.

Так же у евреев существуют нейтральная пища, так называемая "парва ". К ней обычно относят то, что не является ни молоком, ни мясом. Сюда можно включить мёд, зелень, ягоды, овощи, орехи, фрукты. Как ни странно, но рыбу евреи тоже причисляют к "парве", хотя для русских людей она гораздо ближе к мясу, чем к зелени.
В этом случае соблюдается правило, что её нельзя никак сочетать с мясом, и даже помещать в кастрюлю, где до этого находилось мясо. Это довольно необычное табу, но его так же можно объяснить различием в структуре белка.

Прочтя эту статью, вы узнали, Кошерный продукт, что это значит в еде, и почему им так интересуются любители здорового образа жизни.

10/07/2014 17:31

Всего существует 365 запретов, которые затрагивают все стороны жизни евреев, и большая половина этих запретов относится к пище. Кашрут, на идише кошер, – это свод законов, которые регулирует питание еврейского народа. Кошер переводится, как «подходящий», «пригодный».

Юлия Шапко

Время на чтение: 2 минуты

А А

Основные принципы кошерного питания

Кошерная еда изготовлена из кошерных продуктов, строго определенным способом и только иудеями. Определение «кошерности» пищи описаны в Торе. Все продукты, не соответствующие понятию «кошерная», являются запрещенными и наносящими вред телесному здоровью человека.

Еще важным аспектом, указанным в Кашруте, является гигиена. Продукты не должны содержать вредные вещества , животные должны быть здоровы, молочные и мясные продукты должны не только храниться отдельно, но также и отдельно употребляться в пищу.

, соответствующие описанию Торы:

  • Мясо – говядина, баранина, козлятина, оленина, мясо лосей и др. Можно употреблять в пищу мясо тех животных, которые являются парнокопытными и жвачными. Грызун (зайцы, кролики и т.д.) не являются кошерными.Забой животных должен происходить особым способом. Проводит его только шойхет (резник) – специально обученный человек. Для удаления всей крови из мяса, его вымачивают в воде и посыпают солью, которая впитывает последние капли крови.
  • Птица – куры, утки, гуси, перепела, голуби и мясо индейки.
    Запрещено есть мясо хищных птиц и падальщиков.
  • Яйца только кошерных птиц считаются кошерными. Если оба конца яйца имеют одинаковую форму (оба заостренные или круглые) они не являются кошерными.
  • Рыба — только та, что содержит чешую и плавники. Красная икра считается кошерной, а вот черная не входит в этот список. Угорь, сом, акула, осетр не считаются кошерными — так же, как моллюски и ракообразные.
  • Молоко – только от кошерных животных.Еще один немаловажный аспект: по предписанию Торы, для приготовления мяса и приготовления молочных продуктов используется разная посуда (даже разная плита), хранятся мясные и молочные продукты отдельно (в разных холодильниках) и употреблять молоко после мяса можно только через 6 часов.
  • Насекомые. Разрешается есть только четыре вида пустынной саранчи. Остальные насекомые находятся под запретом.Только мед, продукт жизнедеятельности пчел, является исключением и считается кошерным. Именно из-за запрета на все виды насекомых хозяйки очень внимательно проверяют крупы, зелень и овощи.
  • В отношении алкоголя предписания Торы очень строги: вино изготавливается только евреями, виноград собирается в определенное время на виноградниках в возрасте не меньше 4-х лет, посторонние не должны видеть процесс изготовления – только такое вино считается кошерным.

Помните, кошерное питание – это не новомодная диета или направление в приготовлении пищи. Истинное кошерное питание – это полное соблюдение религиозных канонов не только в еде, но и в духовном мире.

Полезно ли кошерное питание?

Сейчас в магазинах стали появляться продукты с отличительным знаком кошерности.

Нельзя уверенно сказать, что кошерное питание полностью сбалансированное и здоровое. Но то, что кошерные продукты полезнее и безопаснее — это неопровержимый факт.

Эти продукты не содержат красителей, стабилизаторов, синтетических добавок, ГМО, лекарственных препаратов, обработаны и упакованы в стерильной обстановке, а это — главные показатели качества и полезности для человеческого организма.

Поэтому-то сегодня и представители других религиозных конфессий стали часто выбирать кошерные продукты.

Поводом для написания этой статьи стало удивление, вызванное объявлением-предупреждением, вывешенным на дверях одного из столичных православных храмов. На стандартном листе формата А-4 клир храма строго грозил отлучением от Церкви всех, кто будет покупать и употреблять в пищу кошерные продукты:

«Дорогие братья и сестры! В наших магазинах появилась продукция со знаком кошерности, а нам известно, что кошерные продукты — это продукты, освященные раввинами кровью жертвенных животных…». Далее следовали ссылки на правила святых отцов «О вкушении идоложертвенной пищи», согласно которым отведавших таковую отлучают от Церкви на срок от 4 до 6 лет.

Наверное, первое ощущение, возникающее у обывателя после прочтения этого воззвания — это растерянность и даже страх. У более сведущего человека — негодование и возмущение: вновь через обман, можно сказать «исподтишка» нас, православных, через осквернение от употребления «кошерных продуктов» хотят разлучить со Христом! И действительно, если бы всё написанное в листовке было истиной, инстинктивный гнев православного человека был бы справедлив. Но беда в том, что всё, что связано с инославием, а тем более с иудаизмом, большей части нашего населения мало известно. А если и есть какие-то базовые знания, то они зачастую не соответствуют действительности из-за сомнительности источников, из которых получены (В. В. Розанов, Л. И. Тихомиров, В. И. Даль и.т.д), вступая в противоречие со многими фактическими положениями иудаизма.

Чтобы прокомментировать удивление, сопровождавшее автора этой статьи при чтении вышеприведенного объявления, нужно заручиться терпением и вниманием нашего любезного читателя, т.к. для раскрытия затронутой темы необходимо некоторое погружение в историю еврейского народа и его традицию.

Институт раввинов. Могут ли раввины священнодействовать?

Начнем с раввинов. Прежде всего надо подчеркнуть, что раввин в еврейской традиции это не священник в нашем христианском понимании, который уполномочен священнодействовать, т.е. совершать Таинства. Раввин — это звание, присваемое иудею по получении высшего еврейского религиозного образования. Оно дает право возглавлять конгрегацию или общину, преподавать в иешиве (религиозном учебном заведении для юношей) и быть членом религиозного суда.

Во времена Христа Спасителя раввин был толкователем Священного Писания, религиозным наставником, причем почти всегда он зарабатывал на жизнь какой-нибудь другой работой.

Становление института раввинов происходило в средние века и связывалось с упадком Вавилонского гаоната и эксилархата — центральных институтов еврейской диаспоры, производивших назначения раввинов в местные общины. С конца Х века общины стали самостоятельнее и сами избирали себе духовного руководителя. Раввином мог стать ученый, высокоморальный авторитетный человек, обладающий мудростью судьи, способностью руководить общественными делами и духовной жизнью общины.

Подчеркиваем: в обязанности раввинов не входили функции священнослужителя, он не должен был вести синагогальное богослужение, благословлять членов конгрегации и т.п. Лишь позднее раввины стали заключать браки и совершать разводы, и только потому, что эти церемонии требовали досконального знания религиозного закона и соблюдения судебной процедуры.

Иерусалимский Храм (Х в. до Р.Х. — 70 г. по Р.Х.) единственное место жертвоприношений Ветхозаветной Церкви.

Что касается жертвенных животных, кровью которых якобы окропляются кошерные продукты, то здесь просматривается искажение действительности и элементарное невежество по отношению к такому «точному предмету» (термин, предложенный церковным историком В.В. Болотовым) как история.

70-й год по Рождестве Христовом вошел в историю Святой Земли не только как год подавления римлянами четырехлетнего иудейского восстания (годом полного усмирения Иудеи является 73-й), но и как год разрушения Иерусалима и его главной святыни — Иерусалимского Храма. Подавление восстания было поручено императором Веспасианом своему сыну Титу. О серьезности войны Рима и Иудеи говорит тот факт, что Веспасиан оставил Титу три легиона (1 легион насчитывал 6000 воинов), к которым сам Тит добавил ещё три, из Сирии и Египта, а также призвал войска из подчиненных Риму царств, в частности из Эмесы. Общее число солдат приближалось к 40 000.

В феврале 70-го года армия Тита осадила Иерусалим. Осада продолжалась почти полгода и 28 августа, перед последним штурмом города, Тит, по свидетельству еврейского историка Иосифа Флавия, отдал приказ не разрушать Иерусалимский Храм, так как в будущем он будет «служить украшением Империи». Но война есть война: отчаяние и ярость, с какой сражались иудеи, нарушили все стратегические планы римлян и ситуация вышла из под контроля… Храм погиб.

Надо сказать, что для евреев Иерусалимский Храм был не просто культовым зданием — это было единственное место постоянного присутствия Самого Творца. Помимо Иерусалимского Храма практически в каждом населенном пункте Святой Земли были синагоги (места изучения и толкования Писания), но они не могли заменить Храм и Храмовое богослужение, неразрывно связанное с жертвоприношениями.

Каждый иудей по самым разным поводам в жизни (сбор урожая, рождение детей, смерть близких и т.д.) должен был прийти в Храм и принести жертву. Но 70-й год изменил многое. Вместе с уничтожением Храма была разрушена и вся система жертвоприношений, которая насчитывала не одно столетие. Да и сам институт священников (коганим), которые совершали ритуал, без Храма потерял свой смысл.

До сегодняшнего дня священников в иудаизме нет, как и не существует кровных жертвоприношений — их некому, да и негде приносить (с VII века на месте Иерусалимского Храма находится третья по значимости святыня исламского мира Мечеть Скалы или Мечеть Омара). Тем не менее в еврейских общинах до сих пор с благоговением относятся к носителям священнических фамилий, как представителям духовной аристократии. Как правило, большинство евреев по фамилии Коган, Раппопорт, Кац являются потомками древних священников и поэтому не могут вступать второй раз в брак или жениться (выходить замуж) на вдовствующих.

Отношение к крови в еврейской традиции

Несколько слов об отношении иудеев к крови. В еврейской традиции кровь — это материальная оболочка души животного. Кровь несет в себе «нефеш» — жизненную энергию, «животную душу», которая содержит все вещества, необходимые для функционирования организма, и доставляет их ко всем органам тела. Она наполняет и пронизывает весь организм, который строится из её элементов и зависит от её состава. И пока животное живо «нефеш» — жизненная энергия — находится в его крови, и наоборот — кровь животного — в его душе. Другими словами не душа животного растворена в его крови, а наоборот — кровь как бы «впитана» душой.

Именно этим в еврейской традиции объясняется запрет на употребление в пищу любых продуктов, содержащих кровь животного. Так, если религиозный еврей решит приготовить яичницу и при разбитии куриного яйца обнаружит среди белка и желтка кровинку, он немедленно должен выбросить это яйцо и заменить его другим. Что тут говорить о тех нелепых домыслах, провоцировавших массовые погромы в начале ХХ века, в России, Украине, Белоруссии, Молдавии и т.д., по которым евреи якобы добавляли в состав своей пасхальной мацы кровь христианских младенцев?!

1913-й год был ознаменован очень шумным судебным процессом, который проходил в Киеве. Он вошел в историю отечественной юриспруденции как «Дело Бейлиса». 39-летний Мендель Бейлис обвинялся в ритуальном убийстве 13-летнего Андрея Ющинского, причем экспертом обвиняющей стороны выступал католический священник Иустин Пранайтис. Нелепость и фальсификацию этого дела удалось вскрыть нашему православному священнику Александру Глаголеву, профессору кафедры Древнееврейского языка и Библейской археологии Киевской Духовной Академии. Отец Александр — прекрасный знаток Священного Писания и Ветхозаветного законодательства — доказал суду присяжных о невозможности совершения иудеями ритуальных жертвоприношений после разрушения Иерусалимского Храма, а также о недопустимости употребления крови не только в пищу, но и вообще в каких-либо других целях.

Итак, утверждение вышеупомянутого объявления о том, что раввины освящают кошерную пищу кровью жертвенных животных является полным невежеством и нелепостью!!!

Что же такое «кошерная пища»?

В наших магазинах действительно появилось большое количество продуктов стран, с которыми Украина поддерживает торговые связи. Среди этих стран находится и ближневосточное государство Израиль, продукция которого так широко представлена сегодня в наших магазинах. Это и детское питание, цитрусовые, соки, зелень и многое другое. Как правило, продукция израильских производителей маркируется знаком кошерности. Хотя не только израильский производитель ставит знак кошерности на своих продуктах, так многие западноевропейские производители также сообщают на своих упаковках, что их продукция не противоречит правилам кошрута. Мало того, сегодня уже многие украинские производители наравне со знаком качества своей продукции помещают и логотип кошерности.

Что же такое кошерная пища? Как нам к ней относится? Являются ли продукты со знаком кошерности идоложертвенными? Вот ряд вопросов, волнующих многих православных. Попытаемся на них ответить.

Этимологически слово «кашер» не связано с пищей, на иврите оно буквально переводится как «подходящий». Этот термин можно употреблять в отношении правильного поведения человека: «Это кошерный человек» и использовать, говоря о чем-то положительном: «Это кошерная книга» и т.д.

В настоящее время слово «кашер» или «кошер» (первоначально вариант с гласной «о» появился в английском языке из-за особенности произношения ашкеназийских евреев, а затем перекочевал в русский язык) чаще употребляется в отношении пищи. Единственным критерием пригодности в пищу продуктов являются не соображения гигиены, а то, как Священное Писание (Пятикнижие Моисеево) к этой пище относится. То есть обычное значение слова «кашер» — это «пища, разрешенная для еды».

Законы кашрута гласят, что иудеям запрещено есть всё подряд, и даже разрешенная пища должна быть приготовлена должным образом.

Например, единственные разрешенные Священным Писанием животные — это парнокопытные, жвачные. Самые обычные из них — корова и овца, но даже они могут забиваться лишь специалистом — шойхетом (резником).

Мясо животных убитых на охоте по законам кашрута запрещено. Запрет на охоту (которому в еврейской традиции несколько тысяч лет) привел к тому, что даже среди нерелигиозных евреев сегодня мало охотников.

Как говорилось выше, в корпусе книг Священного Писания Ветхого Завета есть много мест запрещающих употребление в пищу крови животных (; ). Поэтому при забое, по правилам кашрута, кровь спускается и прикрывается землей, а мясо просаливается и вымачивается до тех пор, пока вся кровь не будет удалена.

Среди рыб кашерными считаются только породы, имеющие плавники и чешую (; ). Это ничем не мотивируется.

Запрещены все моллюски, включая популярные сегодня креветки и лангусты.

Среди птиц разрешены только куры, индейки, утки, гуси и некоторые другие.

Как правило, все разрешенные животные травоядны. Птицы, поедающие других птиц запрещены наряду со всеми хищными животными.

Поскольку у нас нет цели описать всю строгость предписаний о пище в еврейской традиции, ограничимся вышеперечисленным.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что всякий раз когда вы возьмете в руки упаковку с маркировкой машгиаха (эксперт, который гарантирует соответствие продукта правилам кашрута) вы должны знать, что именно этот продукт полностью соответствует предписаниям Библии о пище. И ни какие мистические действия над продуктом не проводились!

Если это пучок зелени в упаковке (лук, базилик, петрушка и т.д.), значит, машгиах проверил эту зелень на наличие насекомых — их там нет.

Если это упаковка муки, значит, мука просеяна под наблюдением машгиаха через сито, где на 1 см2 должно быть не менее 70 дырочек (эксперт обязан проверить количество дырочек кончиком иглы), во избежание попадания жучков и прочих насекомых в пищу, ведь употребление насекомых в пищу запрещены Библией!

Если маркировка кошерности стоит на молочном продукте, это означает, что данный продукт не вступал в контакт с животными жирами и приготовлен в стерильной посуде.

Знак кошерности — это констатация и гарантия того, что продукт приготовлен и упакован в стерильной обстановке и в соответствии с древними правилами Библии о «чистой» пище.

Как христианину относиться к кошерным продуктам?

Всякий раз когда очередная группа наших православных паломников отправляется на Святую Землю для поклонения местам связанных с земной жизнью нашего Спасителя, мало кто из паломников задумывается, чем их угощают и кормят во время паломничества. Трапеза в монастыре или же это обыкновенный завтрак в гостинице, здесь в Израиле всюду присутствуют кошерные продукты. Да других продуктов в магазинах Израиля просто нет, а если есть, то они продаются в некошерных магазинах которые не так легко найти. И православные, живущие на Святой Земле даже не обращают внимания на то кошерный тот или иной продукт или нет, в первую очередь потому, что этот знак адресован для соблюдающих кашрут. А для людей, которые не являются религиозными евреями, это только гарантия того, что продукт приготовлен в атмосфере повышенной степени стерильности.

Нам, православным христианам ХХІ века, следует почаще обращаться к опыту первохристианских общин (а их быт, особенно на Ближнем Востоке и в Малой Азии, очень тесно переплетался с соседями язычниками и иудеями), для которых слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» () были главным критерием сохранения святости и внутренней чистоты.

А настороженность и подозрительность к продуктам питания наблюдалась ещё два тысячелетия назад. Именно это побудило святого апостола Павла обратить своё слово назидания и утешения к жителям античного Коринфа — экономического мегаполиса древнего мира, известного своими лавками, рынками и базарами: «Всё что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести» (). Эти слова пастырской заботы мы должны расслышать и в наш неспокойный век.

В завершении необходимо заметить, что кошерные продукты не являются идоложертвенными. Думающих и читающих верных чад нашей Церкви хочу отослать к книге профессора МДА протодиакона Андрея Кураева «Почему православные такие?» (М. 2008), в этом труде есть замечательная статья «Вредят ли христианину «подброшенные» нечистоты?», где автор делает подробный и аргументированный анализ соответствия пищи наименованию идоложертвенной, и отношению к ней христианина по учению апостола Павла и святоотеческого наследия.

«Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» () — это увещевание апостола Павла не всегда бывает понимаемо нашими православными современниками. И как следствие появляются разного рода кривотолки и религиозные предрассудки, которые мешают реально жить согласно Евангелия и святоотеческого учения.

Дай Бог, чтобы ничто в жизни не могло заслонить Голгофу, Крестную Смерть Спасителя и Его Славное Воскресение — к этому мы должны стремиться в первую очередь. А слова апостола «Для чистых все чисто» () должны нам помочь в том, чтобы вокруг нас, благодаря нашей духовной и нравственной чистоте, мы вовремя обнаруживали и разоблачали реальный подлог, который действительно может повредить нашей христианской совести.

Протоиерей Олег Скнарь, кандидат богословия, «Православіє в Україні»



Загрузка...