dselection.ru

Технология ready made. Реди-мейд

Реди-мейд (англ. ready-made «готовое изделие») — направление в искусстве, предполагающее использование в процессе творчества готовых предметов в изобразительном искусстве или текстов в литературе и их непосредственное включение в качестве элементов или модулей в художественное произведение, которое в данном контексте понимается как конструкция.

Термин, впервые введённый в искусствоведческий лексикон художником Марселем Дюшаном для обозначения своих произведений, представляющих собой предметы утилитарного обихода, изъятые из среды их обычного функционирования и без каких-либо изменений выставленные на художественной выставке в качестве произведений искусства. Реди-мейд утверждали новый взгляд на вещь и вещность.

Предмет, переставший выполнять свои утилитарные функции и включённый в контекст пространства искусства, то есть ставший объектом неутилитарного созерцания, начинал выявлять какие-то новые смыслы и ассоциативные ходы, неизвестные ни традиционному искусству, ни обиходно-утилитарной сфере бытия. Остро проявилась проблема релятивности эстетического и утилитарного.

Первые «готовые изделия» Дюшан выставил в Нью-Йорке в 1913 году. Наиболее скандально известными из его «готовых изделий» стали «Колесо от велосипеда» 1913 года, «Сушилка для бутылок» 1914 года, «Фонтан» 1917 года, так был обозначен обычный писсуар. Своими «готовыми изделиями» Дюшан достиг, осознанно или нет, ряда целей. Как истинный дадаист он эпатировал снобистских завсегдатаев художественных салонов начала века. Он довёл до логического конца или абсурда традиционный для искусства прошлых столетий миметический принцип.

Никакая живописная копия не может показать предмет лучше, чем он сам своей явленностью. Поэтому проще выставить сам предмет в оригинале, чем стремиться изображать его. Этим вконец была разрушена граница между искусством и видимой действительностью, сведены «на нет» все эстетические принципы традиционного классического искусства.

«Готовые изделия» помещались в пространство художественной экспозиции не из-за их какой-то особо значимой эстетической формы или других выдающихся качеств. Принципиальной произвольностью их выбора утверждалось, что эстетические законы релятивны и конвенциональны. «Художественность» любой формы или предмета теперь зависела не от их имманентных характеристик, но исключительно от внешних «правил игры», устанавливаемых практически произвольно или самим художником, как это было в случае с Дюшаном, или арт-критиками и галеристами, или руководителями арт-рынка.

«Готовые изделия» знаменовали наступление радикального переворота в искусстве. Именно с них начался четко обозначенный водораздел между культурой и пост-культурой. Не случайно «готовые изделия» вошли в качестве главных и полноправных членов и элементов в произведения практически всех направлений визуальных искусств второй половины нашего столетия, стали составной и неотъемлемой частью ассамбляжей, инсталляций, объектов, акций, энвайронментов, перформансов, хэппенингов и множества других самых разнообразных арт-практик.

В 1902 году в Нью-Йоркской галерее «Сиднедж Джемс» прошла выставка «Новые реалисты». Здесь демонстрировались простые вещи, элементы среды, их копии демонстрировались как самостоятельные объекты искусства. Одним из его «реди-мейдов» «Фонтан» состоял из водруженного на табуретку велосипедного колёсика, полки для бутылок и писсуара, позже в 1962 году Дюшан писал: «Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством». И, пожалуй, самым скандальным из всех найденных предметов, возведенных в ранг «искусства», стал выставленный в 1917 году «Фонтан». Работа предназначалась для проверки степени либерализма устроителей художественной выставки в Нью-Йорке и в тот раз не была допущена к показу.

«Реди-мейды» Дюшана зачастую ставили под вопрос существование самого понятия «вкус». Тем не менее, работы Дюшана оказали огромное влияние на такие течения в искусстве, как сюрреализм и, позднее, концептуализм. Новшества Дюшана перевернули представления кубистов об истинном предназначении предметов и дали толчок стремительному развитию нового художественного направления. Через 50 лет подобная ситуация привела к рождению поп-арта.

Традиция «реди-мейд» генетически восходит к раннему модерну, культивировавшему использование в коллажных композициях готовых предметов. Так, идея «реди-мейд» была высказана еще в рамках кубизма Гийом Аполлинером: «Писать красками вовсе не обязательно: можно писать и самыми обычными предметами, например, галстуками».

А жанровое начало искусству «реди-мейд» было положено поздним футуризмом и дадаизмом. Тяготение футуризма к «деланью вещей», например «Памятник бутылке» Умберто Боччони, «металлоконструкции» Прамполини. Пост-футуристское направление «новой реальности», от звукового моделирования различных реальностей типа «концерта большого города» Луиджи Руссоло, до «космических» моделей новых миров.

В дадаизме это объемные аппликации на дереве и картоне Ганса Арпа, «мерцы» Курта Швиттерса, представляющие собой композиции из обрывков тряпья, трамвайных билетов, пучков волос, обломков детских игрушек и дамских корсетов. По оценке Марселя Дюшана: «Живопись кончилась. Кто может сделать лучше, чем сделан этот винт! Скажи, ты можешь так сделать?»

Позднее, в зрелом модернизме, обрисованная художественная технология обрела программный статус у Роя Лихтенштейна: «Я привлекаю внимание к абстрактным свойствам банальных вещей». Художественная практика неоконструктивизма развивает конституированную футуризмом и дадаизмом, начиная от эпатажно известного экспонирования Марселем Дюшаном «Сушилки для бутылок» и «Писсуара» практику чистого «реди-мейд».

Смятые автомобильные конструкции Джона Чемберлена, композиции Джима Дайна «Лопата», «Кухня», знаменитые «Банки из-под кофе» и «Три флага» Джонса, «шелкография» Роберт Раушенберга как синтезирующая в единой композиции не только изобразительные фрагменты, но и внедренные на холст бытовые предметы: часы, мешки для овощей.

В кинетическом искусстве приём «реди-мейд» обретает новое качество, непосредственно сопрягаясь с элементами технического творчества: в качестве «готовых» объектов, включаемых в конструкцию художественного произведения, в данном случае выступают, как правило, детали механизмов, моторы, фрагменты приборов в кинетическом искусстве.

Что в перспективе приводит парадигму «реди-мейд» в соприкосновение с парадигмой «машинного искусства». В рамках «авангарда новой волны» оформляется жанр «аккумуляции» как композиции готовых предметов: «Кофейники» у Фернандеса Армана, живые «Лошади» Коупеллиса в Римской галерее.

В контексте «искусства ABC» в качестве элементов произведения искусства выступают «готовые», более того серийные, блоки-модули: «Пласт очень острых гвоздей» Уолтера де Мария. В контексте «невозможного искусства» это природные объекты и среды: «Квадрат травы» Диббета, «Соленая плоскость» Деннис Оппенгейма, в контексте «Невозможного искусства».

Традиция жанра «реди-мейд», будучи переосмысленной, в контексте современной текстологии, где семантическая фигура «готового предмета» была заменена семантической фигурой «готового текста», легла в основу парадигмальной фигуры «украденного объекта» в постмодернизме.

Кроме того, традиция культивации жанра «реди-мейд», фундированного идеей рядоположенности различных по природе элементов работающей конструкции, сыграла не последнюю роль в становлении таких фундаментальных для современного постмодернизма презумпций, как презумпции интертекстуальности, программной коллажности и ацентризма вербальных сред, а также постмодернистской трактовки художестенного произведения или текста как конструкции.

Источники:

  • Энциклопедия «Постмодернизм». Сост.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко.
  • «Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века». Под ред.: В. В. Бычкова. М.: «Российская политическая энциклопедия», 2003 г., 607 стр.
  • ru.wikipedia.org . «Ready-made» в Википедии.
  • marcelduchamp.net . Марсель Дюшан. «Колесо велосипеда». 1913 г., диаметр колеса 64.8 см., установлено на табуретке высотой 60.2 см. Подлинник утерян. Копия. Частная коллекция.

Дополнительно на Генон:

"Рэдимэйд" - московское кафе-кулинария, то есть это заведение, в котором можно не только позавтракать или пообедать, но и купить различные кулинарные изделия. Это универсальное место, где вкусная еда, которая идеально подходит для утренней или вечерней трапезы, и всегда пахнет свежей выпечкой.

"Рэдимэйд": там, где хорошо

При встрече с друзьями, рассказывая о своей повседневности, мы часто заводим разговор о еде, о кафе, которое нам понравилось, потому что там можно вкусно поесть и приятно провести время. И те, кто побывал в кафе "Рэдимэйд", обязательно нахваливают друзьям это заведение. Потому что здесь и уютно, и по-домашнему комфортно. Рассказывая о своих впечатлениях об этом кафе, посетители отмечают вежливость и отзывчивость персонала, невысокие цены, огромный выбор кулинарной продукции, чистоту зала, еду, сделанную по-домашнему, замечательные и недорогие салаты.

Цены здесь радуют своей демократичностью, продукты - качеством и свежестью. Выпечка тут потрясающая, потому и скупают ее моментально. К примеру, только что изготовленные булочки пользуются огромной популярностью у покупателей и посетителей кафе.

Отличное начало дня - вкусный завтрак в кафе-кулинарии "Реди Мейд"

Ленинский проспект, 57 - его адрес. Многие из живущих неподалеку от этого места, отдают предпочтение данному заведению. Посещение кафе можно назвать стартовой площадкой выходных дней. Это прекрасная альтернатива домашнему времяпрепровождению с просмотром телесериалов, лежа на диване.

Вкусив бодрящий завтрак в кафе "Рэдимэйд", отсюда можно отправиться на прогулку в парк, посетить музей, находясь в прекрасном расположении духа. В общем, день начинается с утра, и вкусный завтрак в таком замечательном месте сделает его ярким и насыщенным. Получив необходимые калории во время завтрака в кафе «Реди Мейд», можно подумать о своем здоровье, залогом которого является активная жизненная позиция, и провести выходной день на свежем воздухе, получая при этом массу положительных эмоций и незабываемых впечатлений.

Река вкусов и божественных запахов

«Реди Мейд» - кафе (Ленинский проспект, 57), которое можно назвать кулинарной рекой, неспособной находиться в состоянии покоя в силу своей природы. Почему же в данном случае уместно такое несколько поэтично сравнение? Потому что в этом заведении меню, уподобляясь речному потоку, все время обновляется. По четвергам старому меню говорят «До свидания», а также «Здравствуйте» - новому меню. Как известно, суть человеческой жизни - в движении, и к тому, чем он питается, это тоже непосредственно относится. Это кафе - полноводная река блюд, совсем не ручеек.

Хлеб - всему голова

"Рэдимэйд" - кафе с обилием хлебобулочных изделий. Тут есть абсолютно все: различные булочки, печенье (берлинское печенье, монж и др.), хлеб (бородинский, чиабатта, багет с чесноком, хлеб белый и др.), бублики (с изюмом, с маком, сдобные и др.), круассаны, рулеты, блины, бриоши, традиционные и любимые пирожки (с мясом, с картофелем, с курицей, с капустой, с яйцом и луком, с вишней, с яблоком и др.), ватрушки, кольца с творогом, завитки (с грецким орехом, с черной смородиной, с лимонным кремом, с яблоком). Любое из этих вкусных изделий замечательно подходит к завтраку. Все свежее, ароматное и аппетитное.

Салаты: вкусные витамины и не только

Салаты от «Реди Мейд» - это то, мимо чего гурману просто не пройти. Их здесь не один десяток разновидностей, каждый из которых со своим непередаваемым вкусом. Вот список, который далеко не полный.

Предлагаются салаты:

  • С баклажанами и брынзой.
  • Греческий.
  • «Ливанский с курицей».
  • Винегрет с квашеной капустой.
  • Фунчоза с говядиной.
  • Салат с томатами и моцареллой.

Пиццы

Однажды какой-то повар в далекой от нас Италии в городе Неаполе, любящий эксперименты, приготовил блюдо, которое сегодня мы все знаем под названием «пицца». Догадывался ли он, что спустя столетия пиццу будут есть по всему свету, ставить ей памятники, писать о ней стихи? Предполагаем, что вряд ли, но мы благодарим его от всего сердца за такой подарок всему человечеству.

В кафе «Реди Мейд (Ленинский, 57) просто огромный выбор пицц. Думается, если сюда заглянет итальянец - настоящий ценитель этого блюда, он, оглядев прилавок, одобрительно кивнет и выразит свое восхищение. А потом останется, чтобы распробовать каждую из них. А вот список (опять же в него вошли не все изделия).

  • С окороком «Прага».
  • «Пепперони».
  • «Деревенская».
  • С уткой.
  • «Четыре сыра».
  • С белыми грибами.
  • С семгой и каперсами.

Горячее

С горячими блюдами в «Реди Мейд» полный порядок. Тут есть и привычные для нас котлеты, картофельное пюре, тефтели, пасты, индейка с овощами. И многое-многое другое, столь же аппетитное и питательное.

Другие блюда

Есть тут и замечательны йогурты, о полезности которых слава идет по всему свету. На ваш выбор предложат йогурты:

  • клубничный;
  • с малиной.

Постоянные посетители заведения нахваливают напитки, особенно нравятся им морсы, которых тут тоже множество разновидностей. Вот некоторые из них:

  • клюква;
  • черная смородина;
  • облепиха.

А какие тут десерты! Поистине, кафе «Реди Мейд» - знатный производитель десертов.

  • классический;
  • с фундуком;
  • с грецким орехом.

А ведь еще есть чизкейки, сметанники, пирожные (мильфей с вишней, «картошка», «Наполеон»).

Отдельно хочется сказать про макарони. Эти сладости от «Реди Мейд» изумительно вкусны!

Макарони:

  • малина;
  • лимонные;
  • с вишней;
  • кофейные.

В общем, это заведение - настоящая Мекка гурманов. Кстати, политика ресторана подразумевает огромные скидки. После 21:00 настает время низких цен, из-за этих самых скидок кондитерские изделия дешевеют в 2 раза, что не может не радовать сладкоежек.

Адрес «Реди Мейд» - Ленинский проспект, 57. Находится на втором этаже. В этом помещении всегда хорошо, уютно, комфортно. Здесь замечательное обслуживание, адекватные цены, вкусная еда. Приходите и убедитесь сами.

Искусство многолико, оно в состоянии принимать невиданные формы и акцентировать внимание на обыденных вещах. Одни художники могут долго искать и пытаться создать что-то новое, необычное, то чего не было в рамках классического искусства.

Другим достаточно просто оглянутся вокруг, и посмотреть на привычный мир с иного ракурса. Именно это в свое время сделал Марсель Дюшан истинный дадаист и один из основоположников реди-мейда .

Реди-мейд (англ. ready made - готовый) - прием современного авангардистского искусства, когда обычная вещь утилитарного обихода, предмет производства рассматривается отдельно от привычной бытовой обстановки без внесения изменений, как выставочный экспонат и объект искусства.

Идея реди-мейда

Впервые термин реди-мейд был применен Марселем Дюшаном в 1913 году. Этим понятием он охарактеризовал свои произведения «готовые объекты» - расческу, сушилку для бутылок, велосипедное колесо, установленное на табурете.

Идея реди-мейда заключается в изменении восприятия объекта и отношения к нему при смене окружения. Обычная вещь, вырванная из обыденной реальности и помещенная в непривычные условия, например на подиум, превращается в арт-объект.

Его созерцание вызывает новые ассоциации, мысли, идеи несвойственные ни традиционному искусству, ни жизни, утилитарный предмет открывается с новой и неожиданной стороны. Авторской признается не только творческая работа созидания, но и умение подбора вещей, несущих глубокую смысловую нагрузку.

Защищая свою работу «Фонтан» (1917) — простой писсуар, приобретенный накануне в магазине и выставленный под псевдонимом «R. Mutt» («дурак») от нападок критики, Дюшан заявил, что «не имеет значение, сам ли мистер Матт сделал его или нет… Он взял бытовое стандартное изделие, поместил его в необычную среду, да так что в новой обстановке исчезло его привычное значение».

Цель реди-мейда

Выставляя свои скандальные работы на обозрение широкой публики, Дюшан дадаист эпатирует общественность.

«Я швырнул им в лицо полку с писсуаром, и теперь они восхищаются их эстетическим совершенством», — писал Дюшан в 1962 году, про свой реди-мейд «Фонтан».

Миметический принцип характерный для искусства прошлого века доведен им до абсурда. Дюшан пытается показать, что никакое произведение искусства, будь то картина, на которой изображено яблоко или его скульптура, не может показать и раскрыть сущность предмета, лучше, чем сам предмет, выставленный в оригинале.

Такой подход приводит к разрушению границ между искусством и действительностью, Дюшан на практике воплощает идею дадаизма - искусством может быть все.

Пересматриваются традиционные принципы классического искусства. Объектом реди-мейда может стать любая вещь, не обладающая, какими либо выдающимися характеристиками и эстетическими качествами и выбранная произвольно на усмотрение художника, увидевшего в предмете определенный смысл.

По мнению Дюшана , «художественное произведение появляется благодаря взгляду зрителя».

Значение реди-мейда

Реди-мейд стал переворотным моментом в истории искусства. С его появлением наметилась четкая грань между понятием культура и пост-культура. И хотя произведения Дюшана , часто ставили под сомнение существование такого понятия, как «художественный вкус», реди-мейд получил широкое распространение в дадаизме и стал отправным пунктом для развития многих художественных течений.

Элементы реди-мейда стали неотъемлемой частью почти всех направлений визуального авангардного искусства 20 столетия.

Реди-мейд сегодня

В 2002 году в Нью-Йорке на аукционе Phillips были проданы последние реди-мейды Дюшана , остававшиеся в частных руках. Работы эпатажного художника оценили в: «Фонтан» - 1 185 000 долларов, «Велосипедное колесо» - 1 762 500 долларов, «Воздух Парижа» - 167 500 долларов, «Расческа» -123 500 долларов.

Приверженцы:

Марсель Дюшан, Сальвадор Дали, Альберто Джакометти, Хуан Миро, Роберт Раушенберг, Зигмар Польке .

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!



Загрузка...