dselection.ru

Проект «Овощи и фрукты» (подготовительная группа). Беседа на тему «Фрукты» в старшей – подготовительной группе

Области: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, физическая.

Цель: приобретение навыков лексико-грамматического оформления монологических высказываний с применением интеллектуальных карт.

Образовательные задачи: формировать определённые знания по теме: «Овощи-фрукты». Различать овощи и фрукты по форме, цвету, месту произрастания.

Развивающие: развитие навыков речевого общения, речевой коммуникации. Активизация словаря по теме. Формировать навыки построения предложений и связных монологических высказываний. Активизация восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций.

Воспитательные: воспитывать навыки контроля и самоконтроля. Оказывать помощь своим сверстникам по мере необходимости.

Предварительная работа: рассматривание овощей и фруктов, дидактическая игра: «Что, где растёт?», «Какой звук?», рисование с натуры «Корзина с фруктами и овощами», заучивание загадок, штрихование и раскрашивание в раскрасках.

Материал: интерактивная доска, предметные картинки, книга загадок, сюжетные картинки, мольберт, указка, корзина с овощами и фруктами, коробки с различными видами сока, кукла Незнайка, интеллектуальная карта «Овощи-фрукты», музыкальный центр.

1. Организационный момент .

Воспитатель приглашает детей. Дети встают около педагога.

(Звучит спокойная, тихая музыка.)

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем: «Назови овощ или фрукт». Надо назвать овощ или фрукт на заданную букву, которая будет открываться на мольберте. Кто правильно назовёт, тот может пройти к стульчикам и сесть (показываются по очереди буквы «А», «М», «К», «Б», «П», «Г», «Я» и дети называют овощи и фрукты с данными словами).

2. Введение в тему

(Активизация знаний детей по данной теме.)

Воспитатель: Молодцы, а теперь внимательно послушайте загадки.

Отгадывание загадок:

1. Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка. (Капуста.)

2. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая. (Морковь.)

3. Неразлучный круг подруг

Тянет солнцу сотни рук.

А в руках душистый груз

Разных бус на разный вкус. (Сад.)

4. Яркий, сладкий, наливной,

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики –

Из далёкой Африки. (Апельсин.)

Чтение стихотворения «Чудо-огород» Ф. Гуринович.

Удивляется народ:

Что за чудо - огород?

Здесь редис есть и салат.

Лук, петрушка и шпинат.

Помидоры, огурцы

Зреют дружно - молодцы!

И картофель, и капуста

Растут на грядках густо-густо.

И все дружно говорят:

"Мы растём здесь для ребят.

За усердие и труд

Урожай весь соберут".

Беседа по вопросам:

Почему стихотворение называется «Чудо-огород?

Назовите овощи, которые зреют дружно на огороде? (показ слайдов).

Игра: «Что с чем рядом?» (сюжетные картинки на ориентировку в пространстве). Звучит тихая, спокойная музыка.

Воспитатель: Необходимо назвать где находится овощ или фрукт?

Что справа от помидора?

Что слева от морковки?

Что между грушей и яблоком?

Что между апельсином и яблоком?

Что после картошки?

Что рядом с лимоном?

Справа от огурца?

– Между луком и чесноком?

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, к нам пришёл гость. Кто это? (Незнайка).

Воспитатель: Правильно, наш гость Незнайка (кукла Незнайка).

Незнайка: Вы, ребята, такие молодцы, так хорошо отвечаете на вопросы. Помогите мне, я совсем запутался, что такое овощи и фрукты я понял, а вот как правильно называть то, что из них готовят? Поможете мне? Я придумал для вас тоже интересную игру «Скажи правильно». Дети : Конечно!

Незнайка задаёт вопросы и хвалит их за правильные ответы, если кто-то ответ ил неправильно, помогает им.

Капустный пирог испечем из чеснока?

Свекольный салат мы натрём из лука?

Морковную запеканку мы приготовим из картошки?

Гороховый суп сварим из редиски?

Огуречный салат нарежем из кабачков?

Картофельное пюре мы приготовим из моркови?

Незнайка: Отвечали правильно, а теперь предлагаю немного отдохнуть.

Разминка: «Яблоко» (Звучит музыка).

Вот так яблоко! (дети встали)

Оно (руки в стороны)

Соку сладкого полно (руки на пояс)

Руку протяните, (протянули руки вперёд)

Яблоко сорвите (руки вверх)

Стал ветер веточку качать (качаем вверху руками)

Трудно яблоко достать (подтянулись)

И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)

Незнайка: Вот и поиграли. Мне пора уходить (прощается и уходит).

Воспитатель: Продолжаем весело играть. Сейчас на слайде будут показываться картинки, вы должны назвать лишнюю картинку и объяснить свой ответ. Если ответите правильно, то увидите красивый салют, если нет, то появится тучка. Подумайте, не торопитесь с ответом.

Игра: «Что лишнее?» (появляются слайды овощей и фруктов с картинками ).

3 . Речевая гимнастика

а) «Угадай звук, слово». В слове «сад» (огород, помидоры, огурцы, свёкла, горох, фасоль, кабачок, капуста, яблоки, персик) какой звук первый? Последний? Придумай слова на звуки «о», «к», «п» (ответы детей ),

б) «Спрячь слоги в ладошки».

(Дети вместе с воспитателем выхлопывают слоговую структуру слов

подготовила

воспитатель МДОУ д/с №1

Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах ,

Закрепить знания об овощах и фруктах, их пользе для человека

Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Ребята, вы пробовали витамины? Конечно, витамины есть не только в таблетках, но и во многих продуктах. А в каких продуктах есть витамины? Нужно есть больше овощей и фруктов. В них много витаминов А, В, С, Д.

В каких продуктах они содержатся и для чего нужны.

Витамин А: - морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.

Я, витамин А, очень важен для зрения.

Помни истину простую -
Лучше видит только тот,
Кто жует морковь сырую,
Или сок морковный пьет.

Витамин В - мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).

Я, витамин В - помогаю сердцу.

Очень важно спозаранку
Есть на завтраки овсянку,
Черный хлеб полезен нам,
И не только по утрам.

Витамин С - цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).

Я, витамин С, укрепляю ваш организм.

4. Нет полезнее продуктов - вкусных овощей и фруктов.

И Сереже и Ирине всем полезны витамины.

5. Наша Люба булки ела и ужасно растолстела.

Хочет в гости к нам прийти, в дверь не может проползти.

6. Если хочешь быть здоровым, правильно питайся,

Ешь побольше витаминов, с болезнями не знайся.

Молодцы, обязательно скажу вашим мамам,

что вы умеете выбирать полезные продукты.

Ребята, я предлагаю вам стать «садовниками здоровья», давайте вырастим чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево).

Почему на дереве выросла морковь?

Чем полезно молоко?

Какой витамин в свекле?

Какие овощи и фрукты защищают от вредных микробов?

Мы запомним навсегда, для здоровья нам нужна витаминная еда.

Дидактическая игра «Витаминные домики»

Цель: Научить ребёнка заботиться о своём здоровье.

Рассказать о значении питания в жизни человека, о витаминах.

Закрепление знаний об овощах и фруктах -как источников естественных витаминов

Правила игры: разложить продукты питания по витаминным домикам


Беседа «Польза овощей и фруктов»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация».
Цель. Закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов , их значение для здоровья человека
Задачи.

Образовательные. Уточнить знания детей об использование овощей и фруктов в пищу, о приготовлении овощных и фруктовых салатов. Познакомить с правилами обращения с кухонной техникой. Активизация словаря по теме.

Развивающие. Развивать умение поддерживать беседу.

Воспитательные.

Оборудование: изображение Колобка, картинки с овощами и фруктами, технологическая карта приготовления салата.
Ход НОД

Организационный момент.

И в корзинку собирали.


Руки вверх

Руки вниз


Вот чеснок мы отыскали

С грядки быстренько собрали


Наклон вниз, руки вниз

Выпрямились


Рядом братец лук растёт,

К нам в корзинку он придёт


Наклон вниз, руки вниз

Выпрямились


И морковка нам нужна,

Очень вкусная она.


Наклон вниз, руки вниз

Выпрямились


А капусту не поднять,

Раз, два, три, четыре, пять.


Присесть, руки вперёд,

Встать.


Урожай мы весь собрали,

И домой мы пошагали.


2. - Сегодня Незнайке в подарок принесли корзину овоще и корзину фруктов. Незнайка принёс нам фотографии. Он не может выбрать, что же ему съесть. Расскажем Незнайке об овощах и фруктах? (ответы детей)

А поможет вам составить рассказ вот эта схема.


  • Сначала нужно назвать овощ или фрукт, о котором вы будете рассказывать.

  • Какого цвета овощ или фрукт.

  • Какой формы.

  • Какой он на вкус.

  • Где растёт: в саду или на огороде.

  • Что можно приготовить из этого овоща или фрукта: супы, салаты, соки, варенья…

  • Полезен ли он для здоровья.

Рассказы 4-5 детей.
- Вы интересно рассказали об овощах и фруктах. На прогулке или вечером мы ещё расскажем Незнайке об овощах и фруктах.

На прогулке или вечером послушать рассказы остальных детей. Желательно, чтобы каждый ребёнок составил рассказ
Аутотренинг Ем я овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!



Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

«Колобок гуляет»
Интеграция областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Музыка».
Цель. Развитие фонематического слуха.
Задачи.

Образовательные . Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формировать певческие навыки, брать дыхание перед началом пения. Учить детей называть слова с заданным звуком. Обогащать представления детей об овощах.

Развивающие. Развивать мелкую моторику пальцев рук. Развивать умение интонационно выделять заданный звук в слове, называть его изолированно.

Воспитательные. Воспитывать вежливость.
Оборудование: картина «Колобок в огороде», пальчиковая гимнастика «Капуста», листочки с заданиями на каждого ребёнка, карандаши.
Ход НОД

Организационный момент.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка - Земля,

Здравствуйте, мои друзья
1. - К нам в гости пришёл Колобок. Колобок любит петь песни. Внимательно посмотрите и скажите, какую песенку поёт Колобок (ответы детей).

Споём эту песенку вместе с Колобком. Сначала мы будем петь высоко, а потом всё ниже и ниже.
Дыхательная гимнастика.

Исходное положение:

Сейчас мы быстро вдохнём и поднимём правую руку вверх. Затем будем медленно опускать руку, и произносит (петь) звук «О». Сначала мы будем высоким звуком (как мышка), а потом всё ниже, ниже, и в конце, низким звуком (как мишка).

- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает петь звук «О-о-о», постепенно снижая тональность звука. Когда рука опускается, звук прекращается.


- Звук «о» – гласный звук, мы его будем обозначать красным цветом.

Что увидел Колобок, когда вышел гулять? (Облака, дом, огурец, гнома, бревно).

Прямоугольник обозначает слова. Прямоугольник разделён на три квадрата. Это начало слово, середина слова и конец слова.

Педагог произносит слово «до-о-ом», интонационно выделяя звук «о»

Где в слове «дом» живёт звук «о», в начале слова, в середине или в конце (в середине).

Поставьте крестик в квадратик, который посередине слова.

Слово «огурец», где мы слышим звук «о»? (в начале слова).

Слово «бревно», где мы слышим звук «о»? (в конце слова).

Педагог контролирует выполнения заданиями детьми, объясняет ещё раз тем детям, кто не правильно выполнил задание.
Игра «Помоги животным»

Помогите животным. Нужно карандашом провести дорожку аккуратно, точно посередине дорожки не заходя за линии.
- Поможем Колобку посолить капусту.

Пальчиковая гимнастика «Капуста»


Что за скрип?

Сжимают и разжимают пальцы в кулачки

Что за хруст?

Соединяют пальцы в "замок".

Это что ещё за куст?

Показать ладошки, широко раздвинув пальчики.

Как же быть без хруста,

Соединяют пальцы в "замок".

Если я капуста.

Пальцы держат шар.

Мы капусту рубим, рубим.

Рубящие движения ладоней

Мы морковку трём, трём.

Имитация трения

Мы капусту солим, солим.

Поглаживание подушечек пальцев

Мы капусту жмём, жмём.

Сжимание-разжимание кулачков

Динамическая пауза.

2. Игра " Что, где растет?" Дети стоят по кругу.
- Если я назову овощ , вы присядете, как будто собираете овощи с грядки.

Если я назову фрукт, вы встанете на носочки, и поднимите руки вверх, как будто собираете фрукты с деревьев.
Игра "Назови слово"

К нам в гости пришли колобки «О» и «А». Подарим колобкам слова.

Придумайте слова, которые начинаются со звука «а», например, автобус…

Придумайте слова, которые начинаются со звука «о», например, окно…

Аутотренинг Ем я овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!



Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста.

Проблемная ситуация «Как сохранить пользу овощей и фруктов»
Интеграция областей: «Познание», «Здоровье», «Коммуникация», «Социализация».
Цель. Закрепить знания детей о пользе овощей и фруктов, их значение для здоровья человека
Задачи.

Образовательные . Закрепить знания детей о пользе свежих и консервированных овощей и фруктов. Упражнять в счёте и отсчитывание предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на слух). Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результаты сравнения обозначать соответствующими выражениями. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперёд, назад, направо, налево. Активизировать словарь по теме. Учить согласовывать числительное с существительным.

Развивающие. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные. Воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом, есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням. Воспитывать вежливость.
Оборудование: картинка «Гном Гномыч», музыкальные инструменты, ширма, сундучок с сюрпризом, листочки с заданиями на каждого ребёнка, простые карандаши.
Ход НОД

Организационный момент.

Дети, когда люди встречаются, они обязательно здороваются. Слово «здравствуйте» – означает «будьте здоровы». Вот и мы с вами пожелаем всем здоровья.

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка - Земля,

Здравствуйте, мои друзья
1. - Дети, посмотрите, по веб-камере с нами связался Гном Гномыч. Здравствуй, Гном Гномыч. Что случилось?

Педагог имитирует разговор с Гном Гномычем по электронной связи.

Дети, Гном Гномыч спрашивает у нас совета. У него в этом году богатый урожай овощей и фруктов , он собрал много ягод и грибов в лесу. Он спрашивает, как ему сохранит дары лета. Что мы ему посоветуем? (ответы детей)


  • фрукты… (засушить, компоты, соки варенье)

  • ягоды … (засушить, варенье, пюре)

  • грибы… (Засушить, посолить)
- Дети, как вы думаете, зачем люди сохраняют дары лета на зиму? (ответы детей)

Игра «Полезно – не полезно»

Как вы думаете, что полезнее?


  • Конфета или ягоды? Почему?

  • Чипсы или овощи? Почему?

  • Кока-кола или соки? Почему?

Чтобы стать здоровым, нужно не только правильно питаться, но и заниматься спортом, закаляться.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Физкультминутка «Зарядка».


Солнце глянуло в кроватку...

Все мы делаем зарядку,

Один, два, три, четыре, пять.


Ходьба на месте (или по кругу),

дети считают до 5


Руки развести пошире,

Один, два, три, четыре, пять.

Один – наклон, два – встали ровно

Три – наклон, четыре – стой


Руки в стороны, наклон,

дети считают до 5.

Выпрямились, руки в стороны,

Наклон, выпрямились.


Будем прыгать мы опять

Один, два, три, четыре, пять.


Руки на пояс, ноги вместе, прыжки на месте,

дети считают до 5


На носок,

Один, два, три, четыре, пять.

Потом на пятки,

Один, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку.


Поднимаются на носки,

дети считают до 5.

Встают на пятки

дети считают до 5.

Дыхательная гимнастика.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Сейчас мы быстро вдохнём и поднимём правую руку вверх. Затем будем медленно опускать руку, и произносит (петь) звук «о». Сначала мы будем петь громко, а потом всё тише и тише.

- педагог выполняет вдох вместе с движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская рук, начинает громко петь звук «О-о-о», постепенно делая голос тише, тише. Когда рука опускается, звук прекращается.

Дети повторяют упражнение 2-3 раза.
2. Работа с заданиями.

Игровое упражнение «Посчитай»

Закрасьте столько кружочков, сколько раз прозвенит колокольчик.

Закрасьте столько квадратов, сколько раз прозвучит металлофон.

Сколько закрасили кругов? квадратов?
Игровое упражнение «Поможем Гном Гномычу собрать урожай»

Помогите Гном Гномычу собрать урожай. Внимательно посмотрите, в какую корзину, что положить.

Сколько капусты? моркови? картошки? помидор? огурцов?

В какую корзину вы положили капусту? морковь? картошку? помидоры? огурцы?

Следить, чтобы дети отвечали полными предложениями.

Игровое упражнение «Сравни»

Посмотрите, какой кабачок вырос у Гном Гномыча на грядке. Решил Гном Гномыч сравнить кабачок и огурец. Помогите ему.

Сравним кабачок и огурец по длине. (Кабачок длиннее, а огурец короче)

Сравним кабачок и огурец по толщине. (Кабачок толстый, а огурец тонкий)
Игровое упражнение «Клад»

Если позволяет помещение, играют все дети. Если нет, подгруппа девочек и подгруппа мальчиков. Тогда нужно спрятать два клада.

Гномы любят прятать клады. Гном Гномыч оставил нам записку, как найти клад. Встаньте в шеренгу.


  • Пять шагов вперёд.

  • Повернуть налево.

  • Три шага вперёд.

  • Повернуть направо.

  • Встать в шеренгу.

  • Три шага назад.
- Внимательно всё осмотрите и клад Гномика найдите.

Сундучок с сюрпризом для детей спрятан, но так, чтобы часть его была видна.
Аутотренинг Ем я овощи и фрукты –

Это лучшие продукты.
Нас спасут от всех болезней.
Нет вкусней их и полезней.

Подружусь я с овощами,
И с салатами и щами.
Витаминов в них не счесть.
Значит, нужно это есть!



Более полный материал по теме «Урожай» можно найти на сайте http://www.twirpx.com/files/pedagogics/preschool/plans/

Планы и программы.

Календарное планирование

Волкова Н.А. Тема недели - Урожай. Старшая группа

Цель: формировать представление о фруктах через органы чувств.

Задачи: Обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах, используя различные анализаторы.

Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность.

Обогащать словарный запас за счет обозначений качеств.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Методы и приемы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (художественное слово, беседа, вопрос-ответ);

Игровые (дидактическая игра)

Практические (эксперимент).

Педагогические технологии: проблемное изучение.

Предшествующая работа: наблюдения за фруктовыми деревьями, знакомство со свойствами предметов. Беседы о полезной еде.

Материалы

Красивая коробка с небольшими круглыми отверстиями, набор фруктов -муляжи, фруктовые соки, набор картинок «Фрукты», кубики - собери картинку фруктов, ИТК слайдовая презентация.

Ход совместной деятельности воспитателя с детьми

Введение в ситуацию.

Воспитатель вносит коробку (в ней есть отверстия, в которые дети могут просунуть руки и потрогать предметы) в группу и ставит на стол.

Дети обращают внимание на необычную коробку и говорят (А что мы сейчас будем делать? Это чей то домик? Зачем вы принесли эту коробку?)

Воспитатель. Я не знаю что это за коробка, но в ней что то есть, вы хотите узнать, что там лежит?

Актуализация имеющихся знаний.

Воспитатель. Вы должны определить на ощупь, что там лежит. Изучив, что там лежит, вы должны сказать о размере, форме, качестве поверхности.

Несколько детей, просовывая руки в отверстия, определяют предмет и дают ему описание, не вытаскивая из коробки.

(Ответы детей: Это яблоко, твердое, большое, круглое, гладкое, и т.д.)

Воспитатель. С помощью рук о каких свойствах предмета можно узнать? (Ответы детей:твердый или мягкий предмет, его форму, размет, гладкий или шершавый.)

Воспитатель. Вот какие у вас хорошие пальчики, они помогли вам узнать, что лежало в коробке, давайте с ними поиграем.

Воспитатель проводит пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять,(сжимают-разжимают пальцы)

Груша, персик, мандарин,(поочередно загибают пальцы рук)

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)

Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)

Воспитатель загадывает загадки:

Само с кулачек, красный бочёк, потрогаешь- гладкое, откусишь- сладкое. (яблоко)

Желтый цитрусовый плод в странах солнечных растет, но на вкус кислейший он, а зовут его… (лимон)

Все о ней боксеры знают, с ней удар свой развивают, хоть она и не уклюжа, но на фрукт похожа (груша)

С оранжевой кожицей на мячик похожий, но в центре не пусто, а сочно и вкусно (апельсин)

Воспитатель предлагает детям посмотреть слайдовую презентацию по теме фрукты (по цвету, по размеру, по форме, по количеству)

Воспитатель предлагает к картинке подобрать фрукт, дети выполняют действия.

Воспитатель. О каких свойствах фруктов мы можем узнать при помощи глаз? (О форме, цвете, размере, какая поверхности - гладкая, шершавая, твёрдая, ворсистая)

Воспитатель. Вспомните о каких фруктах были загадки. (Ответы детей)

Воспитатель. Давайте с вами сейчас поиграем в другую игру, я буду читать стихотворение, а вы будете сопровождать текст движениями.

Вот так яблоко! - показывают руками большое яблоко.

Оно соку сладкого полно.

Руки протяните, яблоко сорвите - поднимают руки вверх.

Стал ветер веточку качать - покачивают руками.

И трудно яблоко достать, подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву. - дети подпрыгивают.

Затруднение в ситуации.

Воспитатель предлагает детям взять картинку с изображением фрукта и сказать как он пахнет.

Дети. На картинке фрукты ни чем не пахнут.

Воспитатель. А сможем ли мы узнать, какие у нас есть фрукты, если мы их не видим и не трогаем руками?

Дети. Можно откусить и попробовать на вкус, можно по запаху узнать.

Воспитатель. Что поможет нам узнать вкус? (Язык) . А запах? (Нос.)

Включение способа действия в систему знаний и умений ребенка.

Игра «Угадай по запаху»

(завязывают детям глаза и подносят к носу разные фрукты, дети называют фрукт)

Игра «Угадай по вкусу»

(Закрывают детям глаза, и каждому даётся кусочек какого-либо фрукта, дети угадывают, что это за фрукт.)

Ребята, какие соки можно приготовить из фруктов? (Ответы детей)

Игра » Что больше, что меньше?

Детям предлагают сравнить по величине фрукты (апельсин - мандарин, яблоко - слива и т.д.), сказать какой больше, а какой меньше.

Дидактическая игра «Классификация фруктов по форме»

Про какие фрукты можно сказать, что они круглые, а какие овальной формы.

Заключительная часть : Воспитатель хвалит детей, что они были активными, играли дружно, хорошо отвечали на вопросы.

Дети, вам понравилось наше сегодняшнее занятие? Давайте вспомним, что мы сегодня делали на занятии, в какие играли игры? (ответы детей)

Дорогие ребята! Я хочу рассказать вам о фруктах.

Вы знаете, что такое фрукты?

Фрукты — сочные съедобные плоды, растущие в основном на деревьях.

Давайте вместе вспомним ваши любимые фрукты.

Правильно! Это румяные яблоки, сочные душистые груши, голубовато-синие или желтоватые сливы, ароматные абрикосы, оранжевые апельсины и мандарины, полные алых зерен гранаты, кислые желтые лимоны, сладкие бананы, темно- красные вишни, сладкие черешни.

Фруктов очень много —- их все и не перечислишь!

Многие из них растут в наших садах. Это яблоки, сливы, груши, вишни. Другие фрукты любят яркий солнечный свет и влагу и растут в южных районах нашей Родины — апельсины, лимоны, мандарины, гранаты, черешня.

Некоторые фрукты попадают на наш стол из далеких стран, их привозят даже с других континентов, например, бананы. Но все они вкусные, полезные, содержат много витаминов, и мы с удовольствием лакомимся ими.

Послушайте стихотворение.

Фрукты — радость для ребят!

Знают взрослые и дети:

Много фруктов есть на свете!

Яблоки и апельсины,

Абрикосы, мандарины

И бананы, и гранаты

Витаминами богаты.

Фрукты — радость для ребят,

Их в садах для вас растят.

Мы к столу их подадим,

Фрукты свежими съедим.

А для долгого храненья

Сварим вкусное варенье,

Джем, повидло, мармелад,

Чтоб порадовать ребят!

Где садоводы выращивают фрукты?

Верно! В садах.

Прекрасны весной фруктовые сады! Бело-розовой дымкой окутаны сливы; кружевные накидки, будто связанные искусными мастерицами, набросили вишни; душистые крупные цветы раскрылись на яблоневых ветках.

Шмели уже покинули зимние норки, прилетели в сад, привлеченные сладким медовым ароматом цветов, и помогают садоводу, опыляя деревья. Кружатся над цветами и золотистые пчелки. Неутомимые труженицы собирают цветочный нектар и пыльцу, перелетая с цветка на цветок, опыляя фруктовые сады.

Опытные садоводы во время буйного цветения расставляют между деревьями в саду пчелиные домики — ульи.

Послушайте стихотворение.

Медовая цветень

Цветенью медовой

Манят пчел сады.

Шепчет сад фруктовый:

«Прилетайте, пчелы,

Беритесь за труды!

И пыльцы частицы

И цветов нектар —

Все вам пригодится,

Все возьмите в дар!

Пчелки, прилетайте,

Пейте сладкий сок,

Меж цветов порхайте,

Дружно опыляйте

Золотой цветок!»

В старину крестьяне говорили: «Пчела летает, золотыми ключами лето отмыкает». И примечали, что раз из улья пчела вылетела, больших морозов уже не будет, солнце повернуло на лето.

Послушайте стихотворение.

Золотые ключи

Покружись-ка, пчелка,

На просторе,

Полети-ка, пчелка,

За синее море,

За горы крутые,

За леса густые,

Принеси с собою

Ключи золотые.

Отомкнем ключами

Мы красное лето,

Теплыми лучами

Будем обогреты.

Чтобы привлечь в сад шмелей и пчел, садоводы прибегают к такой хитрости: разводят мед водой и получившимся раствором опрыскивают сад.

Когда цветы деревьев уронят лепестки на землю, на их месте образуется твердая зеленая завязь, а из нее со временем вырастает спелый плод: зарумянятся бока яблок, нальются алым соком вишенки, темно-лиловыми с голубым налетом станут сладкие сливы.

Однако чтобы вырастить ароматные сладкие фрукты, садоводу приходится немало потрудиться и весной, и летом, и осенью, и зимой. Каждый месяц приносит свои заботы!

В зимние морозные дни снег, если его выпало немного, нужно подгребать к стволам деревьев, чтобы защитить корни от вымерзания. А после обильного снегопада, особенно если снег влажный, тяжелый, его обязательно нужно стряхнуть с ветвей. Если вокруг деревьев метели намели высокие сугробы, снег возле стволов надо притаптывать. Садоводы делают это, чтобы мыши и зайчишки не прогрызли кору фруктовых деревьев.

Но вот дни становятся длиннее, ярче синеют небеса, с крыши капает первая мартовская капель. Значит, пришло время готовить домики-скворечники и дуплянки для птиц. Скоро они вернутся в родные края, запоют весенние песни и станут помогать садоводам — уничтожать вредных для плодовых деревьев гусениц, бабочек и жуков.

Ученые считают, что самые первые домики для скворцов появились в Индии. Их делали из высушенных тыкв и развешивали на деревьях. В Европе 500 лет назад скворечники изготовляли из обожженной глины в форме кувшина, плоского с одной стороны. Но еще раньше жители старинного русского города Новгорода мастерили дуплянки для утки-гоголя и расставляли их по берегам рек. Утки с удовольствием селились в этих долбленых колодах* и выводили там утят.

Самый первый деревянный скворечник в виде небольшого домика с крышей появился на Руси. В старину скворечник нередко бывал самым настоящим произведением искусства. Из бревнышка с полостью посередине вырезали фигурки людей и раскрашивали их. Из досок сооружали подобие домика с двускатной крышей, балконом перед летком, украшенным резьбой. В южных районах Руси в прежние времена нередко мастерили скворечники из бересты.

В коллекциях Государственного исторического музея в Москве и в Музее игрушки в Сергиевом Посаде хранятся старинные скворечники как произведения народного искусства.

А вы помните как выглядит современный скворечник?

Чаще всего это небольшой теремок из дерева или дуплянка. В некоторых странах для птиц делают гнездовья, отлитые из цемента с опилками в качестве наполнителя.

Важно не только смастерить хороший, удобный скворечник, но и повесить его так, чтобы в нем поселились птицы. Скворечник должен быть слегка наклонен вперед, недоступен для кошек и укреплен в развилке между верхними крупными ветками кроны дерева.

В апреле, когда начинается бурное таянье снегов, у садоводов новые заботы — они прорывают в саду неглубокие канавки, чтобы отводить талые воды. А когда весь снег сойдет, перекапывают землю, удаляют засохшие ветки, сучки, лишнюю поросль и вносят удобрения.

Весной просыпаются насекомые, которые прятались зимой в щелочках коры, старых пнях, под упавшей сухой листвой. Бабочки — огневки и стеклянницы, тля и листовертки, а также паутинные клещи и плодожорки — опасные вредители. Они грызут корни, поедают листья, портят молодые побеги, цветы и плоды фруктовых деревьев. Поэтому садоводы опрыскивают сад настоями растений, которые отгоняют вредных насекомых: горькой полыни, пижмы, тысячелистника, луковой шелухи, календулы и чеснока. Кроме того, эти растения выделяют летучие вещества — фитонциды, убивающие микробов.

Запах некоторых цветов не нравится вредным насекомым, поэтому садоводы разбивают в садах грядки с календулой, бархатцами, душистым табаком, садовыми ромашками.

Чтобы отвадить грызунов — мышей-полевок, крыс, портящих кору плодовых деревьев, опытные садоводы сажают в саду кусты бузины или ольхи. Грызунам запах этих кустарников не по вкусу, и они уходят из сада.

Кроме птиц, помогают садоводам справиться с вредителями ежики, поедающие личинок жуков и слизней, а также лягушки и жабы.

Летом садоводы тоже ухаживают за плодовыми деревьями: рыхлят землю, поливают, подкармливают растения удобрениями, скашивают траву в междурядьях. Чтобы ветви деревьев не сломались под тяжестью плодов, под них подставляют деревянные подпорки.

Народ примечает: «Летом плоды и по ночам зреют!» Ведь летние ночи теплые, светлые, короткие, заря с зарею сходится.

Послушайте стихотворение.

Июльская ночь

Ночь июльская светла,

Сад окутан мглою.

Дремлет месяц из стекла

Над речной волною.

Ночь ступает по земле,

Словно тень, неслышно.

Розовеют в теплой мгле

Яблоки и вишни.

В лунном свете у воды

Серебрятся ивы,

Как фруктовые сады

По ночам красивы!

Но вот и пришло долгожданное время сбора урожая. В саду сначала собирают упавшие плоды — падалицу. Совсем сгнившие проваривают в ведре и зарывают в землю, спасая сад от насекомых, спрятавшихся в гнилых яблоках, грушах, сливах. Из здоровых плодов готовят варенье, компоты, повидло и джемы.

Потом плоды снимают сначала с нижних веток, а затем и с верхних, начиная сбор от кончиков веток по направлению к стволу дерева.

Когда созревают фрукты и ягоды, в сад любят наведываться озорные бойкие воробьишки, чтобы поклевать яблоки, вишни, сливы. Присоединяются к ним и скворцы. Многие садоводы мастерят из жести флюгеры в виде вертушек и петушков или ставят между деревьями чучело. Это отпугивает птиц.

Послушайте стихотворение.

Петушок

Петушка из тонкой жести

Смастерили с папой вместе.

Посадили на шесток —

Завертелся петушок,

Закричал: «Ку-ка-ре-ку!

Сад фруктовый сберегу

От воров-воришек,

Серых воробьишек».

Испугались воробьи,

Зачирикали они:

«Мы не станем в сад летать,

Фрукты-ягоды клевать!»

А знаете ли вы, ребята, какие заботы ждут садоводов осенью, когда урожай ягод и фруктов собран?

Прежде всего нужно очистить стволы деревьев от отмершей коры, мхов, лишайников, обрезать засохшие больные ветви и сжечь их вместе с опавшей листвой. Затем следует побелить стволы, чтобы, когда придет весна, яркие солнечные лучи не обожгли кору. Потом нужно обвязать стволы колючим лапником или ветками бузины. Так делают, чтобы мыши-полевки или лесные гости — зайчишки не обгрызли кору фруктовых деревьев.

Землю в саду перекапывают крупными пластами, не разбивая их граблями или тяпкой, чтобы почва промерзла и погибли зарывшиеся в нее на зимовку вредные насекомые.

Представьте, друзья, что вы задумали посадить фруктовый сад. Какой участок предпочтительнее выбрать для него?

Народ давно приметил, что сады лучше разбивать там, где растут дуб, черемуха, ясень, липа или клен. А в тех местах, где много осоки и хвоща, земля для плодового сада не подходит.

Как же правильно посадить дерево?

Зимой, когда трещат морозы, и все засыпано глубоким снегом, деревья спят. В это время их не пересаживают. Летом, когда созревают плоды и все бурно растет и цветет, деревья и кусты тоже не сажают. А вот весной, еще до того как из почек проклевываются зеленые листочки, и осенью, когда листья уже опали, наступает подходящее время для новых посадок.

Чтобы плодовые деревья давали богатый урожай, их надо правильно сажать. Сначала нужно удалить у саженца засохшие и поврежденные корни, выкопать глубокую и просторную яму. В ее середину вбивают колышек и к нему привязывают ствол саженца, расправляют корни, направляя их в глубь почвы. Затем корни присыпают землей, которую притаптывают. После посадки молодое деревце нужно обязательно полить.

Садоводы знают, что в саду следует сажать разные сорта одного и того же плодового дерева, чтобы они опыляли друг друга. Среди яблонь лучший опылитель — антоновка, а среди груш — бессемянка.

Сложил русский народ мудрую поговорку: «Каков уход, таков и плод». В самом деле, много труда, опыта и знаний требуется человеку, чтобы вырастить ароматные сочные плоды. Труд садовода — благородный и созидательный, ведь сады украшают нашу землю, угощают нас спелыми ягодами и фруктами.

Ответьте на вопросы

Зачем садоводы выставляют в саду во время цветения ульи с пчелами?

Чем они привлекают в сад шмелей и пчел?

Какие работы у садовода в саду зимой? А весной, летом и осенью?

Каких помощников садовода (птиц, зверей, растения) вы знаете?

Зачем садоводы ставят в саду флюгеры и чучела?

Как правильно посадить дерево?



Загрузка...