dselection.ru

Кафедра технологии виноделия и бродильных производств имени профессора А. А

Для того, чтобы работать виноделом в России, нужно иметь высшее профессиональное образование, т.е. обучаться 6 лет (берем уже сразу магистров, чтоб по-новому) в институте или университете. Давайте поговорим подробнее об этом образовании.

В нашей стране есть три основных профильных вуза, выпускающих инженеров-технологов по специальности «технология виноделия», — это МГУПП в Москве, ЮРГТУ в Новочеркасске Ростовской области и КубГТУ в Краснодаре. Большинство отечественных специалистов окончили именно эти вузы. Есть еще несколько профильных факультетов по России, но там выходят преимущественно «бродильщики»: пиво, спирт, безалкогольные напитки.

Из 6 лет обучения первые 3 года студенты изучают непрофильные дисциплины — в основном, точные и общественные науки. Общим потоком всего пищевого факультета или даже двух. То есть, по истечении 3-х лет студент пищевого факультета может передумать становиться, например, молочником и уйти в мясники и так далее. Или все вдруг могут захотеть стать виноделами!

Во время этих 3-х лет студентов вышкаливают по полной по общим предметам, среди которых основной — это химия. В первый год — неорганическая и аналитическая, второй — органическая и физическая с коллоидной, третий — биологическая и пищевая плюс техническая микробиология. Каждая химия идет по году параллельно с другими. Помимо этого механика, переходящая в изучение всех процессов и аппаратов, используемых в пищевой промышленности в целом. Затем она сменяется изучением основного технологического оборудования по специальности. Но это потом — сначала нужно пройти всё от строения атома и сопромата через многочасовые синтезы на органической химии и проекты узлов и механизмов до ферментов на химии вина и проекта целого винодельческого предприятия с экономикой и всеми деталями.

В течение всего обучения студента посылают на 3 производственные практики по 7 недель каждая в сентябре-октябре в ведущие винные хозяйства региона. Первая — ознакомительная, когда студент может делать простейшие операции, затем основная производственная — студент уже может работать старшим рабочим или помощником младшего винодела, так как умеет работать сам на любом оборудовании от пневматического пресса до вакуумного фильтра. Третья практика — еще раз по новой для закрепления и написания дипломного проекта.

После выпускник может пойти учиться в аспирантуру в своем университете или профильном НИИ — благо, сейчас есть любой возможный инструментарий для проведения самых глубоких анализов от капиллярного электрофореза до атомно-адсорбционного спектрофотометра. Можно научно смоделировать и изучать любой технологический процесс в виноделии. Получаемая после обучения и написания диссертации степень кандидата технических наук фактически эквивалентна западному PhD — Doctor of Philosophy. Какую тему выберет аспирант со своим руководителем, зависит только от них — совершенно необязательно выбирать невостребованное, устаревшее или неактуальное направление исследований.

Хочу подчеркнуть одну важную деталь: технология виноделия или наука о вине энология — это прикладные науки. Открываем словарь: прикладными считаются науки, ориентированные на практическое применение знаний, полученных в науках фундаментальных.

На мой взгляд, коли у выпускника достаточные знания по фундаментальным наукам, а наше образование дает их в полной мере, — то практически применить свои знания он сможет. Да, согласен, тут вопрос в каком именно направлении он их применяет, вернее, как и в какой степени эти знания будут задействованы в практической работе и как они будут развиваться. Тем не менее, я уверен, что если выпускником получена хорошая база знаний, то при желании и стремлении непосредственно прикладные знания он доберет в процессе практической работы (при этом два-три года специальных дисциплин в вузе никто не отменял!). Доберет, получая опыт в работе в тандеме с иностранными консультантами, оттачивая навыки дегустатора на десятках дегустаций, штудируя массу специальной литературы на всех языках и посещая многочисленные винодельческие регионы мира.

Для нашего образования характерна еще одна ключевая особенность, о которой стоит поговорить отдельно. Безусловно, сама российская научно-образовательная школа в виноделии сформировалась в советские годы, а в ту эпоху существовали только большие виноградарско-винодельческие хозяйства по типу колхозов-совхозов, которые представляли собой целый сельскохозяйственный комплекс, зачастую формировавший небольшой поселок с соответствующей инфраструктурой. В таких хозяйствах общая площадь виноградников (а помимо виноградников зачастую выращивались еще и злаковые, плодовые культуры) насчитывала несколько тысяч гектаров. На предприятиях работал целый штат виноградарей от бригадира и энтомолога до главного агронома, на винодельне — коллектив виноделов во главе с главным виноделом плюс полноценная лаборатория с профессиональными химиками и микробиологами.

Само собой подразумевалось, что виноделы и виноградари — это две отдельные профессии, и учить их нужно отдельно в ВУЗах разного профиля и по разной программе. Пока винодел штудировал органическую химию, химию вина и машины с механизмами в технологическом университете, будущий агроном-виноградарь изучал биологию растений, почвоведение и энтомологию в аграрном ВУЗе. Всё осталось в таком виде и по сей день: виноградари и виноделы — это работающие в плотном сотрудничестве, но всё же разные специалисты.

На Западе, как известно, развитие виноделия шло и идет по сей день от маленьких частных полусемейных форм хозяйствования. Само собой, если владелец имеет несколько гектаров виноградников, то на него работает один специалист — виноградарь и винодел в одном лице.

Когда в России в начале 2000-х появились подобного размера хозяйства, встал вопрос о специалистах, способных одновременно выполнять обе неотделимые друг от друга функции. Вдохновившись посещением лучших западных виноделен типа шато, наши функционеры начали провозглашать лозунги о неправильности и неэффективности российской системы образования: мол как можно изучать виноделие в отрыве от виноградарства, когда качество винограда напрямую влияет на будущее вино; наши отдельные друг от друга кафедры виноделия и виноградарства нужно закрывать; нужно создать специальность «виноградарь-винодел«; нужно сократить «лишнюю» научную нагрузку по каждой специализации и таким образом объединить две профессии и прочее.

Хочу озвучить свою точку зрения по обозначенному вопросу. Безусловно, вино является продуктом местности, оно начинается с виноградной лозы на винограднике, а виноделие — это по сути «приведение в вид напитка», того, что создала природа. Разного рода техническими средствами и приемами на винодельне. Эти два процесса неотделимы друг от друга и рассматриваются только в комплексе. Да, это тысячу раз так!

Но! Представьте себе небольшое хозяйство, на котором один специалист работает и в поле и на винодельне. Он прекрасно справляется со своими обязанностями в обоих направлениях — «горячая пора» на винодельне сменяет интенсивную работу в поле и в принципе все можно охватить. Затем, допустим, с течением времени хозяйство эволюционно увеличивается за счет приобретения новых земель под виноградарство, теперь общая площадь посадок достигает несколько десятков, а потом и сотен гектаров. Рано или поздно и неизбежно этот самый один виноградарь-винодел решит делегировать часть своих обязанностей в поле или на винодельне помощнику, выбрав одну из специализаций для себя основной или передав обе работы помощникам, а сам займет позицию главного. Если такая система сложится не за одно десятилетие, рано или поздно на предприятии появятся те, кто работает только на винодельне, и те, кто работает только в поле.

В нашей стране в силу исторически сложившихся организационно-технологических условий всегда будут существовать большие (несколько сотен га и больше) и малые формы (несколько десятков га или меньше), на которых будут нужны как «универсалы», так и «узко специализирующиеся» профессионалы.

Отвечу на возможный вопрос: в какой мере специалисты-«универсалы» имеют больше знаний по обоим направлениям, чем, например, виноделы в виноградарстве, и наоборот? В России студентам-виноделам преподают основы виноградарства, ампелографию*, виноградарям — основы виноделия и переработки винограда в целом (на соки, например). То есть, допустим, винодел, получивший образование в России, имеет вполне нормальные знания и представления, как возделывается виноградное растение, какие операции проводятся в течение года на винограднике и многое другое, но это совершенно не значит, что этот самый винодел сам может вести всю работу в поле, заменив виноградаря и полностью руководя процессом в поле. Винодел оценит качество прошедшего цветения, проанализирует, как идет созревание, выберет лучшее время для сбора урожая и многое другое, но он наверняка не сможет идентифицировать хлороз или недостаток магния в почве, не сможет выстроить правильную защиту от вредителей, не определит точно эрозию почв по первым проявляющимся признакам и многое другое. Так же виноградарь в принципе неплохо знает, что происходит на винодельне, сможет переработать виноград и сбросить сусло, но он скорее всего упустит время внесения ферментов, озадачится подбором расы дрожжей, крепко задумается над технологическими обработками вина и многим другим.

Как же со всем этим неплохо (судя по конечным результатам) справляются западные специалисты-«универсалы», спросите вы? Особенно те, у которых пара сотен рядков винограда и простой ангар в качестве винодельни? У которых нет всего этого штата агрономов-энтомологов, химиков и микробиологов?

На самом деле, все они возят образцы почв, лозы, ягод в повсеместные небольшие спецлаборатории, приглашают экспертов по болезням на инспекцию виноградников, делая простые анализы самостоятельно. Им вполне хватает специальных знаний и опыта, чтобы понять, когда что-то идет не так, или вмешаться в процесс, если нужно. Эта система проверена временем, обоснована и эффективна.

Так как же правильно обучать специалистов для больших винодельческих предприятий (для маленьких хозяйств вариантов нет — только «универсалы»)? Отдельно виноградарей и отдельно виноделов или всё же..? Вопрос открыт.

Учиться вину в университете, который находится в Бордо или Дижоне, что может быть правильнее? Да, эти легендарные ВУЗы выпустили не одного знаменитого винодела. Но винные регионы есть не только во Франции, и практически каждый из них формирует уже собственную школу. Учиться в университете можно не только производству вина, но и виноторговле, маркетингу, управлению винным бизнесом. А в Оксфордской школе гостеприимства появилась магистратура по специальности «Питание, вино и культура». Она иллюстрирует набирающий силу подход к восприятию вина как части мирового культурного контекста. В общем, мест для учебы много. Мы расскажем о лучших. Иллюстрации: Руслан Валиханов I. Университет Бордо-2. Виктора Сегалена (Франция) Факультет энологии Института изучения лозы и вина Основан в 1880 году. Около 800 студентов на курсе. Стоимость: от 700 до 5 тысяч евро в год. Продолжительность обучения: от 1 до 3 лет. Знаменитые выпускники: Эмиль Пейно, Дени Дюбурдье, Паскаль Риберо-Гайон, Тельмо Родригес, Филипп Гигаль. Факты: при университете имеется специальная дегустационная комната-лаборатория с новейшим оборудованием на 73 места.

II. Институт винного управления в Дижоне (Франция). При Бургундской школе бизнеса. Основан в 2009 году. 400 выпускников в год. Стоимость: 11 тысяч евро (программа Master in Wine Business). Продолжительность обучения: в среднем 2 года. Знаменитые выпускники: Мигель Торрес, Доминик Лафон (Domaine des Comtes Lafon). Факты: среди выпускников 20% управленцев и менеджеров, 40% занимаются винным экспортом, 20% - маркетингом и продажами, 20% байеры.

III. Винный университет. Сюз-ля-Русс (Франция) Основан в 1978 году. Около 150 выпускников в год. Стоимость: от 100 евро (за короткие курсы) до 5 тысяч евро. Квалификации: Sommelier-Conseil, Caviste. Продолжительность обучения: от полугода до 3 лет. Факты: в университете есть пять программ для получения магистерской степени и пять программ для получения основного образования на тему вина и виноделия.

IV. Академия SupAgro. Монпелье (Франция) Основан в 2007 году. 1400 студентов. Стоимость: от 500 до 20 тысяч евро. Продолжительность обучения: от полугода до 4 лет. Знаменитые выпускники: Бруно Пратс, Жан-Батист Лекайон (энолог Louis Roederer). Факты: академия объединила в себе 4 крупных учебных заведения, которые предоставляли образование в области энологии и агрономии. Только здесь, кроме школы Бордо, можно получить степень Vinifera.

V. Винодельческий университет и исследовательский центр в Гайзенхайме (ФРГ) Основан в 1872 году. Около 1100 студентов в год. Стоимость обучения: от 1 до 10 тысяч евро в год. Продолжительность обучения: от года до 3 лет. Знаменитые выпускники: Вильгельм Вайль, Гельмут Беккер. Факты: при университете есть своя винодельня и два виноградника, здесь производят 23 марки вина (включая розовые и игристые) и 6 фруктовых бренди.

VI. Австрийская винная академия (Руст, Австрия) Основана в 1991 году. 1000 студентов. Стоимость обучения: от 1265 евро за базовый курс до 4900 евро за сложный. Продолжительность обучения: от недели до 5 лет. Факты: за год прочитывают около 20 тысяч лекций. По результатам экзаменов студенты получают квалификацию WeinAkademiker. Сейчас их насчитывается 304 из 13 разных стран. Директором академии является единственный в Австрии MW - доктор Йозеф Шуллер.

VII. Королевский Сельскохозяйственный колледж (Великобритания) Основан в 1845 году. Около 900 студентов в год. Стоимость обучения по программе Wine MBA: около 7 тысяч фунтов в год. Продолжительность обучения: 1 год. Факты: одно из трех учебных заведений, где можно получить Wine MBA. Первый в Англии сельскохозяйственный колледж, при котором есть собственные фермы, где работа идет по принципу органики и биодинамики.

VIII. Институт Магистров Вина (IMoW)(Великобритания) Основан в 1953 году. 297 Мастеров Вина в мире. Стоимость обучения: около 10 тысяч фунтов в год. Продолжительность обучения: минимум 3 года. Знаменитые выпускники: Тим Аткин, Жерар Бассет, Майкл Бродбент, Дженсис Робинсон, Серена Сатклифф, Джинни Чо Ли. Факты: для поступления необходим диплом WSET или степень по энологии и 5-летний опыт работы. Первая женщина получила звание MW только в 1970 году, через 23 года после открытия обучения, первый не-британский MW появился в 1988 году.

IX. Wine and Spirit Education Trust (Великобритания) Основан в 1969 году. 35 500 учащихся в год. Стоимость обучения: от 25 фунтов (экзамен на уровень Advanced) до 3500 фунтов (получение диплома WSET). Продолжительность обучения: от месяца до 3-4 лет. Знаменитые выпускники: Дженсис Робинсон, Сьюзан МакКрэт. Факты: обучение на 15 языках - китайском, голландском, финском, французском, немецком, греческом венгерском, японском, корейском, португальском, русском, словенском, испанском, турецком, английском в 500 центрах по всему миру.

X. Факультет виноградарства и энологии университета Дэвиса (Калифорния, США) Основан в 1935 году. 500-700 студентов в год. Стоимость обучения: от 20 до 40 тысяч долларов в год. Продолжительность обучения: 2 года. Знаменитые выпускники: Тим Мондави, Джина Галло, Дэвид Лейк, Альберто Антонини, Жан-Луи Шав-младший. Факты: при универстете есть собственный виноградник на 120 акров, погреб на 70 тысяч бутылок. На территории университета находится 5 виноделен. Ежегодно учреждается 500 стипендий для иностранных студентов.

XI. Агрономический факультет университета Стелленбоша (ЮАР). Отделение виноградарства и энологии . основано в 1887 году. Более 1500 студентов. Стоимость обучения: от 3 до 5 тысяч долларов в год. Продолжительность обучения: минимум 1 год. Знаменитые выпускники: Чарльз Бек (Fairview), Кевин Арнольд (Waterford Estate), Крэг Хоукинс (Lammershoek). Факты: единственный в Южной Африке ВУЗ, выпускающий магистров и бакалавров в области виноградарства и виноделия. Есть собственные учебная и коммерческая винодельни и экспериментальный погреб.

XII. Винная академия Кейпа (ЮАР) Расположена в Йоханнесбурге. Основана в 1979 году. От 200 до 500 выпускников в год.Стоимость обучения: от 140 до 2 тысяч долларов. Продолжительность обучения: 1 год. Факты: предлагается спектр из 7 курсов, ориентированных на различные уровни: от любительских до высоко котирующихся в ЮАР дипломов. В 2012 году высшую степень - Diploma Wine Qualification - получили 6 человек. Довольно большая часть обучения посвящена бренди, особенно тем его видам, которые производятся в Южной Африке.

XIII. Университет Аделаиды (Австралия) Школа сельского хозяйства, еды и вина Основана в 2003 году 1375 студентов Стоимость обучения: от 28 до 30 тысяч долларов в год. Продолжительность обучения: минимум 1 год. Знаменитые выпускники: Стивен Чамберс (Chambers Rosewood), Дэвид Пауэлл (Torbreck), Питер Каго (винодел Penfold’s), Давид Гимараэнш (глава Taylor Fladgate и Fonseca), Даррен де Бортоли. Факты: при школе находится самая большая учебная винодельня в мире. В день она перерабатывает 200 тонн винограда и производит 600 л вина.

XIV. Университет имени Чарльза Стурта (Австралия) Разположен в Сиднее. Основан в 1989 году. Около 1000 студентов в год по специальности “Agricultural & Wine Sciences”. Стоимость обучения: около 20 тыс. долларов в год. Продолжительность обучения: минимум 1 год. Знаменитые выпускники: Джон Ворончак, Клайв Джонс (Nautilus Estate), Джон Коуклин (De Bortoli). Факты: производимое при университете вино CSU Merlot 2009 признано лучшим бутиковым вином в Австралии.


Профессия винодела всегда была окружена ореолом таинственности: виноград, который загадочным образом превращается в ароматный божественный напиток, полумрак коньячных хранилищ, дубовые бочки, затянутые паутиной… Кто эти люди, алхимики современности, создающие изысканные купажи? Знакомьтесь — Марина Геннадьевна Тягилева — главный винодел Группы Компаний «КиН».


— Марина Геннадьевна, расскажите, как становятся виноделами.
— В те годы, когда я училась в технологическом институте, виноделами в основном становились, поддерживая потомственную династию, которую основывали еще деды и отцы. Среди моих однокурсников было много таких примеров.
Я не принадлежу к династии виноделов: мой папа работал в типографии издательства газеты «Правда», а мама, хотя и имела высшее техническое образование, но свое призвание нашла в творческой сфере — создании и пошиве моделей одежды. Она была талантливым модельером, создававшим уникальные и эксклюзивные вещи: женские наряды и элегантные мужские костюмы. Так что я не принадлежу к династии виноделов, но, возможно, буду ее основоположником.

— Где учат искусству виноделия?
— У нас в стране много сильных вузов, которые выпускают профессиональных виноделов, например, Московский государственный институт (теперь — университет) пищевых производств (МТИПП), который я закончила. Есть кафедра виноделия в Тимирязевской академии, Московском государственном университете технологий и управления. Также сильные кафедры в Краснодаре, Северной Осетии, Санкт-Петербурге. Раньше большинство специалистов в нашей области заканчивали техникумы, но сейчас, естественно, все, с кем я работаю, имеют высшее специальное образование. Многие из тех, кто занят на рабочих должностях, имеют дипломы инженеров-технологов по специальности «виноделие».

— Что на вас повлияло при выборе профессии?
— В школе меня очень интересовала органическая химия — предмет притягательный, творческий, раскрывающий суть мироздания. Я очень хотела связать свою судьбу с этой наукой, несмотря на то, что занятия органическим синтезом достаточно вредны для здоровья. В пищевой промышленности органическая химия представлена очень объемно и в большом разнообразии и, естественно, в выборе будущей профессии я не сомневалась — только пищевая промышленность и, соответственно, учеба в технологическом институте пищевой промышленности.

Когда я подавала документы в институт, для сдачи вступительных экзаменов необходимо было указать факультет и кафедру твоей будущей специальности. Там были очень интересные кафедры, например, сахара, бродильных производств, зерна, микробиологии. Среди них — кафедра виноделия. Мне она показалась особенно таинственной и манящей. На кафедру виноделия был самый большой конкурс, причем такая тенденция сохраняется до сих пор.

По окончании средней школы я получила аттестат с отличием, это давало возможность сдавать всего два экзамена, а не четыре, но обязательно на «отлично». У меня это получилось, и я поступила. Вспоминаю сейчас первое ознакомительное занятие в институте. Оно проходило не в главной аудитории, а в небольшом зале с очень красивым антуражем: в этом помещении, напоминающем винный погреб, стояли винные бочки и темно-коричневые стены были украшены виноградом, хотя и искусственным. Это было так красиво и загадочно — в полумраке искрятся образцы вина в колбочках… На меня, молодую студентку, это произвело огромное впечатление. Сомнений, что я правильно выбрала профессию, не было никаких.

— Когда вы самостоятельно создали свой первый напиток?
— Производственная практика началась с первых же курсов, под Севастополем. Там были чудесные плантации винограда, и, работая с виноградом, я просто влюбилась в эту ягоду. Позже, уже углубляясь в специальность, я проходила практику на винзаводах, в частности, на Инкерманском, где я занималась ампелографией - наукой, посвященной изучению винограда. Это очень помогло мне научиться разбираться в его сортах и классификации. Там же, под Севастополем, я приготовила свой первый напиток — белое сухое вино. Оно получилось достаточно характерным, элегантным и понравилось специалистам предприятия.

— Сколько лет вы работаете в Группе Компаний «КиН»? Что вам нравится в вашей работе?
— Я работаю на Московском заводе «КиН» уже более двадцати лет. На выбор предприятия так же, как и на выбор института, повлияли мои личные пристрастия.

Я выросла в том же районе Москвы, где находится производство «КиН». Это живописное место, расположенное на берегу канала имени Москвы. В детстве и в студенческие годы я часто проходила мимо предприятия. Этот милый уютный завод на Ленинградском шоссе уже тогда привлек мое внимание. Я рада, что полученное образование и красный диплом дали мне возможность поступить на работу на Московский завод «КиН» и приступить к работе инженером-химиком производственной лаборатории. В институте, конечно, дают хорошее образование по специальности, однако без самостоятельного изучения тонкостей профессии, без практических навыков специалист не может состояться.

Я с удовольствием постигала уже практические основы, азы профессии и в лаборатории, и далее в цехах розлива, куда я позже перешла работать. Конечно, когда мне предложили возглавить технологический цех, а потом и все технологическое производство, я согласилась с удовольствием. Это давало возможность раскрыть себя как потенциального специалиста, винодела, многому научиться, именно в творческом, созидательном направлении. Я очень рада, что те композиции купажей коньяков, которые я создала за время моей работы на «КиНе», получили признание потребителей и высокие оценки специалистов многих стран. Это говорит о том, что я не зря выбрала профессию. Я всегда работала и работаю с удовольствием и главное для меня в моей работе, конечно, творчество и позыв души!

— Завод развивался и завоевывал авторитет на рынке в огромной степени благодаря вам. Расскажите о том, как это происходило.
— Спасибо большое! Мне, конечно, очень приятно это слышать, но все-таки я привыкла говорить «мы». Я искренне считаю, что секрет успеха предприятия — коллектив, команда, где каждый вносит свою лепту в общий процесс.

Я всегда старалась делать все добросовестно и, получая удовольствие от работы, всегда чувствовала огромную ответственность, возложенную на меня, ведь подвести коллектив я не имела права!

До девяностых годов наше предприятие занималось вторичным виноделием: на юге России мы закупали готовые напитки — вина и коньяки, здесь их фильтровали и проводили розлив продукции. Однако со временем все эти заводы-поставщики решили самостоятельно организовать розлив своей продукции, и нам просто не с чем стало работать. Как раз тогда и появилась идея готовить напитки собственными силами. Меня это не испугало, а, наоборот, только вдохновило. Для этого, прежде всего, был нужен надежный источник качественного сырья и соответствующего оборудования, ведь одно дело просто отфильтровать сырье и совсем другое — создать свой собственный оригинальный купаж!

— Винодел — традиционно мужская профессия. Не испытываете ли вы особого отношения к себе со стороны французских поставщиков сырья?
— Французы — достаточно корректные люди и, главное — люди дела. Если работа выполняется качественно, им абсолютно все равно, какого пола специалист. Главное, чтобы работа проводилась профессионально. То есть — приехал, выбрал, заказал. Без лишних эмоций и проволочек. Лично я никогда не ощущала с их стороны какого-либо снисходительного отношения к себе.

Когда я в первый раз приехала во Францию для проведения дегустации и создания композиций наших коньяков, конечно, очень волновалось, чувствуя большую ответственность, возложенную на меня. Но крайне благожелательная, уважительная, спокойная обстановка, которую мне создали для работы виноделы из Франции, очень помогла мне справиться с волнением.

Есть много разных подходов, технологических приемов для проведения дегустации, один из них — это разбавление коньячного спирта водой, для более полного и тщательного исследования. Сейчас данный метод уже введен в ГОСТ, однако, несколько лет назад мало кто из виноделов пользовался им. Я использовала этот метод, и на французов это произвело большое впечатление. Было заметно, как сразу возросло уважительное отношение к «КиНу» и лично ко мне как специалисту.

— Многие французские сомелье говорят о вас как о специалисте, который привносит в ассамбляж коньяков особый «киновский» стиль. Что они имеют в виду?
— На мой взгляд, вкус коньяка в первую очередь должен быть мягким, глубоким и полным, а также обладать длительным, многогранным послевкусием. Я всегда считала, что нашему российскому покупателю нравятся плодовые тона во вкусе коньяка. И, судя по тому, как растут продажи наших коньяков, попала в точку. В России предпочитают коньяк с приглушенными цветочными ароматами, а ванильные оттенки должны быть сглажены. Французские потребители — прямая противоположность, поэтому букет французских коньяков отличается ярким цветочно-ванильным ароматом с «мыльными» тонами.

«Киновский» стиль я бы определила так: всем нашим коньякам свойственна мужественность, которая достигается насыщенностью и интенсивностью. С другой стороны, мягкость, лиричность, тонкость во вкусе и аромате — своего рода женское начало. Наши коньяки любят как мужчины, так и женщины. Все по достоинству оценивают полноту, насыщенность и мягкость вкуса. Наверное, именно в этом тонком сочетании мужского и женского начала и находится та самая «золотая середина», тот неповторимый коньячный стиль, который рождается на Московском заводе «КиН». Французские спирты из региона Коньяк позволяют создавать подобный купаж, поэтому мы остановили свой выбор на этом легендарном регионе.

— Какой ваш любимый коньяк?
— Мне всегда очень нравился наш коньяк «Александр Бержерак», как-то сразу он запал мне в душу. Ну, а среди марочных коньяков — «Старый Город» 8 лет выдержки и «Старый Город» 10 лет выдержки.

Вообще, мне очень трудно выделить любимые коньяки «КиНа». Они все — мои любимые дети. Ведь если сказать, что один твой ребенок самый любимый — значит обидеть другого. К тому же коньяк каждый раз может открывать новые грани, новые оттенки. В зависимости от настроения и обстановки всегда можно заново познавать и раскрывать для себя этот неповторимый вкус. Коньяк — совместное творение природы и человека со своим бесподобным характером.

— Есть ли в вашей работе элемент творчества, или это просто результат химических манипуляций? Можно ли сравнить этот процесс с написанием музыки или стихов?
— Создание коньяка — это в первую очередь творчество, а знания и опыт только помогают виноделу сформулировать и воплотить задуманное.

На создание композиции и купажа для нового коньяка всегда уходит определенное время, ведь для долгого творческого процесса необходим соответствующий настрой. Если я, допустим, чувствую, что его сейчас нет, то могу этот чудесный процесс отложить на время и вернуться к нему позже.

Я помню все вкусы спиртов, которые отбираю для купажа, но, чтобы освежить ощущения и создать какую-то новую грань коньяка, нужно определенное творческое состояние. Сначала мысленно начинаешь делать марьяж коньяков, оценивать букет и вкус, что-то убирать, что-то добавлять. Даже на этой стадии эта работа вызывает у меня восторг. А на практике этот процесс, наверное, можно сравнить с написанием композитором симфонии, созданием фирменного блюда шеф-поваром, или когда модельер конструирует эксклюзивное платье.

Когда я составляла композицию пятилетнего коньяка «Старый Город», мне хотелось видеть в аромате засахаренные фрукты, оттенки шоколада и ванили во вкусе, тона сухофруктов и приятного каленого орешка в послевкусии.

Мне очень понравилась эта композиция — изящная, элегантная, глубокая и образ 8-летнего коньяка «Старый Город» я видела похожим, ведь это одна линейка, одно наименование. При этом хотелось подчеркнуть выдержку, полноту вкуса. Это удалось сделать за счет старых коньячных спиртов, в которых присутствует сбалансированное сочетание легких смолистых древесных тонов, приятных оттенков кофе, липы, акации и меда. Это и помогло мне создать прекрасный и законченный портрет восьмилетнего коньяка «Старый Город».

— Каким вы видите потребителя ваших коньяков?
— Ординарные коньяки: «КиНовский», пятилетний «Старый Город», «А. Бержерак» вполне демократичны, доступны по цене. При этом их отличает элегантность, нежность и мягкость во вкусе. Нарядность в букете делают ординарные коньяки «КиНа» весьма популярными у самых разных потребителей. Их предпочитает и работающая молодежь, собравшаяся на дружескую вечеринку, и менеджеры, проводящие деловую встречу, которая сопровождается приятной трапезой. Если человек хочет насладиться вкусом и букетом коньяка, он должен помнить, что этот напиток требует к себе почтительного отношения. Это уникальное, живое совместное творение человека и природы должно чувствовать к себе уважение.

Коньяки «Старый Город» восьмилетней и десятилетней выдержки прекрасны в своем изяществе, округлости и маслянистости во вкусе, многогранном и долгом послевкусии. Наслаждение от общения с этими коньяками можно получить на деловых ужинах, романтическом свидании, на приемах, светских раутах. Но чтобы в полной мере ощутить и раскрыть свойства таких сложных коньяков, от человека требуется не только материальный достаток, но и определенный жизненный опыт.

— Расскажите о французской коллекции коньяков Группы Компаний «КиН».
— Я достаточно долго работала над композицией коньяков «Vieille Ville» и «L’Oeuvre». Это был напряженный творческий процесс, но очень приятный. Он полностью меня захватил!

Вкус этих коньяков мне виделся, прежде всего, мягким и насыщенным. Аромат должен был быть завораживающим, но не навязчивым. Я хотела приблизить французские коньки к вкусу российского потребителя.

Мне кажется, что это мне удалось. То, что изначально было в воображении, все это полно и гармонично воплотилось в созданных образцах. Конечно, это очень приятный момент, когда в результате приходит творческое и профессиональное удовлетворение, которое становится самой лучшей наградой за напряженный труд.

Коньяк «Vieille Ville» XO — необыкновенно мягкий, чарующий. Изысканность коньячных спиртов из Гранд Шампани удачно сочетается с глубокими тонами спиртов из Птит Шампани, медово-пряные тона в аромате и во вкусе завораживают и манят. Сбалансированные оттенки изюма, вяленого чернослива создают мощный и сбалансированный вкус.

Коньяк «Vieille Ville» Extra — элегантный, строгий, изысканный, изящный. Об этом ненавязчиво говорит цветочно-ванильная гамма, причем цветы — легкие, воздушные — фиалка с незабудкой, в послевкусии — тона выдержки, сбалансированность древесных тонов. Вкус играет и переливается многогранностью своей палитры.

Коньяк «L’Oeuvre» имеет в букете тонкие нежные тона ванили, чарующий аромат роз Гранд Шампани, сливочные оттенки шоколада, смолистые тона дерева. Вкус полный, многогранный, насыщенный яркими интенсивными плодово-фруктовыми тонами спелого яблока, айвы, сливы. Благородные тона многолетней выдержки подчеркивают изящество и мужественность коньяка.

Конечно, общение и употребление коньяков такого уровня требует определенного антуража. Воображение рисует камин, приглушенный цвет, тишину, романтику, теплую дружескую беседу, но самое главное - должен быть определенный душевный настрой: спокойствие, умиротворенность и тепло души. Это поможет раскрыть всю прелесть и таинство этих чудесных коньяков.

— Существует ли угроза копирования «киновского» стиля со стороны конкурентов?
— Копирование и фальсификация — вещи разные. Фальсификация — это явление крайне опасное, да и к тому же уголовно наказуемое, ведь фальсификат может нанести непоправимый вред здоровью покупателя.

Чаще всего фальсифицируют ординарные коньяки: их легче всего подделать. Используют спирт-ректификат зернового происхождения. Могут использовать даже технический спирт, различные красители, а также молодой, только что полученный коньячный спирт, который выдают за выдержанный при помощи карамели и дубовой стружки.

Когда «КиН» начал выпускать ординарные коньяки, нашей задачей было показать, каким должен быть ординарный коньяк — чистый, добротный, полный, мягкий, а самое главное — стабильного постоянного качества, чтобы покупатель узнавал букет, приятный и элегантный вкус, чтобы доверял продукции завода «КиН» и был уверен, что мы его никогда не подведем.

Я уверена, что покупатель, который часто приобретает продукцию нашего завода, всегда распознает фальсификацию и подделку наших коньяков, которыми часто занимаются недобросовестные производители.

Если говорить о копировании стиля, то у каждого винодела всегда есть свои секреты производства, к тому же он вкладывает в напиток свою душу, свое сердце, любовь к своему делу.

Можно скопировать композицию напитка, но нельзя повторить его полностью — не будет того завершающего аккорда, изюминки, шарма, тонкости и изящества, которые может придать только создатель продукта. Конечно, постоянный покупатель и истинный ценитель нашей продукции распознает имитацию, поймет, что перед ним напиток, который не отражает «киновский» стиль.

Уникальный в своём роде и единственный на всём Черноморском побережье России винный учебный класс принял первых слушателей «Лаборатории вина», открывшейся сегодня на базе бизнес-инкубатора севастопольского филиала Московского государственного университета имени Ломоносова.

За шесть учебных дней ведущие специалисты-виноделы прочитают для первых студентов интенсивный 72-часовой курс лекций повышения квалификации управления винными предприятиями. Занятия начинаются в 10.00 и заканчиваются в 20.00. В конце обучения слушателям предстоит итоговое тестирование, после которого они получат удостоверения МГУ государственного образца о повышении квалификации, подписанное ректором Виктором Садовничим.

Потенциал Севастополя огромен

Кроме учебного класса, рассчитанного на 24 слушателя, у «Лаборатории вина» есть административный кабинет и лаборатория, где можно будет проводить исследования. Один из главных идеологов проекта севастопольский винодел Павел Швец рассказал ForPost, что лекции и практические занятия проведут практикующие виноделы, создавшие в России не одно винное предприятие. Студентам расскажут о новых технологиях и западных технологиях производства вина, о которых никогда не информировали в широких аудиториях.

«Наша программа очень амбициозная и длительная. Она, к слову, была частью избирательной программы «Единой России» на выборах 2014 года, которая предполагала создание в Севастополе кластера по производству вина и выделение этого винодельческого региона на общемировой уровень. О программе вскоре забыли, а мы продолжаем своё дело. Хотим создать в Севастополе около 200 винодельческих предприятий полного цикла», – отметил Павел Швец.

Один из инициаторов проекта севастопольский винодел Павел Швец рассказал ForPost, что лекции и практические занятия проведут практикующие виноделы, создавшие в России не одно винное предприятие. Студентам расскажут о новых технологиях и западных технологиях производства вина, о которых никогда не информировали в широких аудиториях.

«Потенциал Севастополя огромен. Россия употребляет один миллиард бутылок вина в год – это громадный рынок, и многие иностранные компании хотели бы стать частью этого рынка. А мы здесь - и не можем пока предложить потребителю достойный продукт», – добавил Павел Швец.

«Первыми слушателями «Лаборатории вина» стали молодые виноделы, уже производящие вина в небольших количествах, а также частные лица, настроенные производить качественный напиток в малых объёмах, технологи и сотрудники действующих винодельческих комплексов. И потенциальные инвесторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова, Махачкалы, Воронежа, Севастополя и Ялты», – подчеркнул преподаватель виноградарства и виноделия «Лаборатории вина» Алексей Сапсай.

В планах проекта – создание полноценной программы обучения для бакалавров, рассчитанной на 500 учебных часов. Также в бизнес-инкубаторе МГУ откроют аудитории для туристов, которые пожелают ознакомиться с Севастополем и вином региона.

Как писал ForPost, – благодаря усилиям Павла Швеца и при поддержке Ассоциации севастопольских виноделов и виноградарей. На все организационные мероприятия у инициаторов ушло два месяца.



Загрузка...