dselection.ru

Базовая техника вин чунь.

Вин Чун - это стиль кунг-фу, в котором для победы над соперником делают упор на рукопашный бой, быстрые удары и сплошную защиту. В этом виде традиционного китайского боевого искусства противника дестабилизируют благодаря быстрой работе ног, защите и нападению, которые происходят одновременно, и перенаправлению энергии противника на него самого. Для того чтобы достичь мастерства в этом сложном виде кунг-фу, потребуются годы, но новички могут начать изучение Вин Чун с понимания его принципов, освоения теории и овладения основными навыками.

Шаги

Часть 1

Принципы Вин Чун

    Узнайте о теории центральной линии. Основной принцип Вин Чун - это защита центральной линии тела. Представьте себе линию, которая начинается от середины макушки, проходит вдоль середины грудной клетки и нижней части тела. Это центральная линия вашего тела, которая наиболее уязвима. Ее нужно всегда защищать.

    • Согласно этой теории, нужно всегда атаковать центральную линию и выполнять приемы на уровне центральной линии противника.
    • Основная открытая стойка в Вин Чун основана на теории центральной линии. В открытой стойке нужно смотреть перед собой, подогнуть колени, а стопы слегка развернуть наружу. Если противник будет находиться перед вами, то вы сможете атаковать наилучшим образом, соразмерив силу.
  1. Мудро и экономно расходуйте энергию. Ключевой принцип Вин Чун заключается в том, что во время боя энергия должна расходоваться экономно и сдержанно. Используйте энергию противника, отклоняясь или перенаправляя удары.

    • Двигайтесь расчетливо и разумно. Смысл в том, что тело, вступая в контакт с противником, должно пройти кратчайшее расстояние за минимальный промежуток времени. Это позволяет сохранить ваши собственные силы.
  2. Оставайтесь расслабленным. Силы расходуются понапрасну, если тело находится в напряженном состоянии. Не напрягайте тело, и вы будете чувствовать себя более непринужденно.

    • Если у вас есть опыт других боевых искусств (особенно "жестких стилей"), вам придется "опустошить свой стакан" или отучиться от вредных привычек. Вин Чун - это мягкий стиль со множеством нейтрализующих техник, которые требуют от вас "мягкости" и расслабленности. Изменение мышечной памяти и развитие привычки расслабляться может вызывать недоверие к собственным силам и отнимать время, но это пригодится вам в будущем.
  3. Оттачивайте свои рефлексы. Воин, применяющий технику Вин Чун, благодаря хорошо развитым рефлексам действует в бою так, чтобы прервать нападение и продолжить бой уже на своих условиях.

    Меняйте боевую стратегию в зависимости от противника и окружающих условий. Противник может быть высоким или низким, большим или маленьким, мужчиной или женщиной и так далее. Точно так же и с условиями боя, который может проходить в дождь, в жару, в холод, на улице, в помещении и так далее. Будьте готовы приспосабливаться к любым условиям боя.

    Узнайте о формах Вин Чун. Вин Чун делится на шесть преемственных форм, каждая из которых основывается на предыдущей. В каждом форме нужно знать правильную стойку, положение тела, движения рук и ног, а также соотношение сил. К этим формам относятся:

    • Сиу Лим Тао
    • Чам Киу
    • Биу Джи
    • Мук Ян Чонг
    • Лук Дим Бун Кван
    • Бат Чам Дао

Часть 2

Как изучать Вин Чун
  1. Найдите школу Вин Чун. Школы боевых искусств часто ориентированы на один стиль боевых искусств, особенно для серьезных учеников. Школы или клубы Вин Чун могут быть связаны с ассоциацией боевых искусств. Поищите в интернете или телефонной книге номер местной школы Вин Чун.

    • Узнайте в местных школах боевых искусств, не обучают ли они Вин Чун. Они могут обучать только основам, и если вы настроены на углубленное изучение Вин Чун, то вам, возможно, придется искать другое место, где проводятся занятия по углубленному изучению этой техники.
    • Познакомьтесь с сифу (инструктором) и поинтересуйтесь его квалификацией. Сколько лет он практикует? Как он обучался Вин Чун?
    • Посетите класс Вин Чун. Прочувствуйте, как сифу проводит занятия и как реагируют другие ученики.
    • Персональное обучение Вин Чун - это наиболее предпочтительный способ.
  2. Изучайте Вин Чун по интернету или DVD-дискам. На многих сайтах есть уроки для самостоятельного обучения Вин Чун. На них, как правило, есть видео для различных уровней подготовки, а также гибкая цена на подписку в зависимости от на уровня вашего опыта (начальный, средний, продвинутый и так далее) и доступ к материалам. Это может пригодиться, если в вашей местности нет квалифицированных инструкторов или школ Вин Чун. Благодаря им также может улучшиться ваше персональное обучение, если вы уже посещаете школу Вин Чун. Выберите комплект DVD-дисков или онлайн курс, который преподает грандмастер или мастер Вин Чун.

    Выделите специальное пространство для занятий. Найдите место в доме, где вы сможете практиковать Вин Чун. Там должно быть достаточно места, чтобы вы могли перемещаться во всех направлениях. Для того чтобы проверить это, можно поразмахивать руками и ногами. Вы же не хотите, чтобы ваши движения были стеснены комнатной мебелью.

    • В идеале, в помещении должно быть зеркало, чтобы можно было наблюдать за своими движениями.
  3. Найдите партнера для совместных тренировок. Самостоятельное изучение движений принесет немного пользы. Рано или поздно вам нужно будет приступать к изучению того, как ваши движения контактируют с противником. Благодаря партнеру вам будет проще понять, как реагировать на движения другого человека. Он также мог бы поощрять вас и делать замечания.

Часть 3

Сиу Лим Тао

    Узнайте о Сиу Лим Тао. Сиу Лим (или Ним) Тао, или "маленькая идея", является основой для многих движений Вин Чун. Сиу Ним Тао - это первая форма Вин Чун и именно здесь вас научат правильной стойке, владению своим телом, расслаблению и основным движениям рук.

    Освойте Гонг Лик. Гонг Лик является первым разделом Сиу Ним Тао и сосредоточен на хорошей организации и релаксации. Вы научитесь делать открытую стойку, при которой лицом обращено к противнику. Работайте над тем, чтобы тело оставалось расслабленным.

    Освойте Фа Джинг. Фа Джинг является вторым разделол Сиу Лим Тао. Фа Джинг развивает высвобождение силы. Здесь вы узнаете, как применять силу и как сохранять силы и энергию. Сосредоточьтесь на том, чтобы оставаться расслабленным до момента, когда руки готовы нанести удар.

    Освойте базовые навыки. Третий раздел Сиу Лим Тао учит базовым навыкам движений рук и блокировки ударов, что является основой для изучения других приемов Вин Чун.

Часть 4

Чам Киу

    Узнайте о Чам Киу. Чам Киу, или "поиск моста", представляет собой движения всего тела, чтобы дополнить то, что уже было изучено в основной форме Сиу Лим Тау. Из Чам Киу вы узнаете, как правильно и эффективно двигаться всем телом, обращая внимание на распределение веса и устойчивость. Здесь рассматриваются движения ногами, такие как повороты и удары.

    • Прежде чем переходить к следующему разделу и приступать к изучению других техник нужно овладеть сперва каждым разделом Чам Киу.
  1. Освойте первый раздел Чам Киу. Первый раздел, Джун, сосредоточен на вращении, устойчивости и структуре. В Джуне, для того чтобы эффективно биться, вы начинаете обращать внимание на то, что вас окружает, даже то, что находится позади вас. В нем представлены движения рук средней сложности, такие как Джип Сау (перелом руки) и Фут Сау (удар по глазам).

    Освойте второй раздел Чам Киу. Второй раздел, или Сер, Чам Киу делает акцент на уклонении от атак противника и перенаправлении этой энергии на них. Вы научитесь сначала двигать руками и ногами как единым целым, а затем независимо друг от друга.

    Освойте третий раздел Чам Киу. Третий раздел Чам Киу сосредоточен на применении силы вместе с движениями рук и ног. В нем также используется комбинация напряженных движений рук и расслабленных движений тела, чтобы приспособиться к различным сценариям боя. Вы также отрабатываете повороты корпуса вправо и влево, чтобы развивать устойчивость, находя центральную линию во время боя.

Вин Чун происходит от грозной китайской династии Чинг, правившей около 250 лет назад. В те времена 90 процентов населения Китая (Ханы) находились под властью 10 процентов (Манчу).
Когда все виды оружия были запрещены манчу, ханы начали подготовку революционной армии, владевшей искусством кунг-фу. Храм Шаолинь стал убежищем, где проводились подготовительные тренировки классического стиля, на овладение которым уходило от 15 до 20 лет.
Для развития новой формы боевого искусства, на овладение которым уходило бы меньше времени, пятеро величайших мастеров Китая встретились и обсудили достоинства каждой из разнообразных форм кунгфу. Взяв у каждого стиля наиболее эффективные технологии, они развили программы тренировок, которые могли бы создать мастера боевых искусств за промежуток времени от пяти до семи лет, то есть за треть первоначального времени. Но храм Шаолинь был захвачен и сожжен манчу и тренировки не успели начаться.
Монахиня Нг Муи была единственной оставшейся в живых из пяти великих мастеров. Она передала свои знания девушке-сироте, которую она назвала Вин Чун. Это имя значит "надежда на будущее". В свою очередь Вин Чун поделилась своими знаниями с мужем Леонг Бок Чо.
С течением времени стиль приобрел известность под названием Вин Чун.
Техника этой борбы всегда передавалась ограниченному количеству тщательно отобранных учеников.
Около ста лет назад Леонг Джун стал одним из избранных учеников обучавшихся Вин Чун. У него было два сына Леонг Бак и Леонг Чен. Они жили в цветущем китайском городе Фатшан. Будучи знаменитым мастером боевых искусств, он также был владельцем магазина лекарственных трав. Люди очень уважали его как благородного человека и ученого, который никогда не хвастался своими способностями в кунг-фу.
Чан Ва Сун, меняла, был соседом Леонг Джуна. Он был высоким сильным человеком и восхищался мастерством своего соседа в Вин Чун. Когда Леонг Джун решил не учить искусству боя никого, кроме своих сыновей, сосед стал следить за ним каждый день, в то время когда Леонг Джун вел тренировки у своих сыновей. Скоро Леонг Джун заметил, что Чан следит за ним и стал специально показывать упрощенные версии движений.
Пристрастие Чана к шпионству тронула Леонг Джуна и он принял соседа к себе в ученики. Несмотря на это Леонг Джун продолжал показывать Чану лишь упрощенную версию, так как боялся, что после его смерти Чан будет оспаривать звание Великого Мастера Вин Чун у его сыновей. Так как Чан был очень высоким, крепким и сильным мужчиной, сыновья Леонг Джуна не смогли бы победить его, если бы он знал настоящую версию Вин Чун.
Подозрения Леонг Джуна были не напрасными. После его смерти и смерти его сына Леонг Чена, Чан выгнал второго сына из Фатшана. Леонг Бак поселился в Гонконге.

Чан Ва Сун сразу же начал обучать других упрощенной версии Вин Чун. Он обладал огромной популярностью, но за много лет выбрал себе лишь 11 учеников.
Некоторое время спустя к нему пришел двенадцатилетний мальчик Ип Ман и, дав Чану 300 кусков серебра, попросил Чана сделать его своим последним учеником.
Вначале Чан решил, что мальчик украл деньги у родителей. Он отвез Ип Мана домой и рассказал все его родителям. Выяснилось, что Ип Ман не украл деньги, а сам скопил их. Восхищенный преданностью мальчика, Чан сделал его своим последним учеником.
В течение четырех лет Ип Ман изучал систему Вин Чун Чана и после смерти учителя переехал в Гонконг. В возрасте шестнадцати лет он уже обладал репутациейпрекрасного мастера боевых искусств. Друзья Ип Мана по боевым искусствам познакомили его с эксцентрич-ым пожилым человеком, который был прославленным мастером кунг-фу. Ип Ман кинул вызов этому человеку и позорно проиграл бой. Старик оказался Леонг Баком, сыном Леонг Джуна, единственным кто владел настоящей версией Вин Чун. После знакомства Леонг Бак рассказал Ип Ману историю упрощенной версии и принял его своим единственным учеником.
Ип Ман изучал подлинную версию Вин Чун в течение четырех лет. С новыми знаниями он вернулся в Гонконг, победил всех, кто был старше его и стал Великим Мастером Вин Чун. Все последователи кунг-фу уважали его способности, но он никогда не брал себе учеников.
В 1948, когда к власти пришли коммунисты, уехал в Макао, оставив все свое состояние в Китае. В Макао он жил в крайней бедности, пока не встретил Леонг Шана, мастера кунг-фу, который привез его в Гонконг и стал заботиться о нем.
У Леонг Шана была школа кунг-фу в помещении ресторана рабочего союза в Гонконге. Там у Ип Мана была маленькая комнатка. Каждую ночь после закрытия ресторана в рабочем союзе проводились занятия по кунг-фу. Ип Ман часто наблюдал за занятиями и беззлобно посмеивался над неадекватностью стиля преподавания Леонг Шана.
Однажды ночью в 1951, Леонг Шан разозлился на неуважение Ип Мана. Чтобы поучить его, Леонг Шан бросил ему вызов. Несмотря на то что Леонг Шан был выше, крупнее и моложе, он не был серьезным противником для Ип Мана. Ип Ман с легкостью победил его.
После этой победы над Леонг Шаном Ип Ман открыл всем, что он является Великим Мастером Вин Чун и сделал Леонг Шана своим первым из нескольких, всегда тщательно отбиравшихся учеников.

Что общего у Вин Чун с оперой «Красная Джонка».
Версии происхождения.
«Как» и «Зачем».


Винчункуен или венчункуен (оба варианта на путунхуа звучит одинаково - "юнь - чхунь - тсюань") - это вид китайского боевого искусства. Техника ВинЧун включает в себя различные способы рукопашного боя и методы боя с оружием.
Известно, что впервые школы с таким названием появились в начале XVIII века в округе Гуаньчжоу провинции Гуаньдун. ВинЧун был популярен среди актеров гуандунской оперы из труппы "Красная Джонка". Сегодня ВинЧун является ведущим стилем в г.Фошань.

Существуют две официальные версии происхождения стиля.

Самая популярная называет создательницей ВинЧун дочь минского генерала Люй Сэйлян, известную как монахиня У Мэй ("Пять Слив"). Она нашла прибежище в монастыре Байхэсы ("Обитель Белого Журавля") в горах Далянь, на границе провинций Юннань и Сычуань. Её ученицей была дочь продавца тофу по имени Ян Юнчунь (Ян "Поющая Весна"). Муж Ян Юнчунь, торговец солью из Шаньси Лян Бочоу, изучил технику своей жены и открыл свою школу на севере Гуаньдуна, в деревне Наньсянь. В память о жене он назвал свою школу "винчункуен" ("кулак Поющей Весны").

По другой версии ВинЧун был создан шаолинским наставником Чжи Шанем на основе "обновленной" версии шаолиньцюань. Стиль, которому он обучал актера гуандунской оперы «Красная Джонка» Хуан Хуабао, назвался "венчункуен" ("кулак вечной весны"), по имени одного из залов Шаолиня - Юнчуньтай ("Павильон Вечной Весны"). Хуан Хуабао поделился своими знаниями с собратьями по ремеслу - актерами Лян Эрди и Дахуамянь Цзинем, а в начале 1870-х вернулся в родной город Фошань, где и открыл школу ВинЧун. Большинство мастеров XX века являются учениками его фошаньских учеников - полицейских Фэн Сяоциня и Хо Баоцюаня, а также доктора Лян Цзяня, которого за непревзойденное мастерство называли "Винчунван".

В китайском понимании, "предок-первоисточник" стиля - явление абсолютно необходимое, так как он гарантирует "истинность" на пути духовного роста. В реальности каждая школа - плод коллективного творчества, включающий опыт многих и многих поколений мастеров. На этом непростом пути возможно одновременное сосуществование, как истинного искусства, так и упрощеных "тупиковых" направлений.

Кроме общепринятых легенд о происхождении стиля, существуют ещё несколько "непопулярных" версий, в которых создателями техники ВинЧун называются другие мастера.
В полном смысле этого слова, основателем ВинЧун можно было бы назвать легендарного эмэйского монаха Мяо Шуня ("Бессмертная Кошка"), учителя отца Ян Юнчунь - Ян Эра. На основе эмэйского стиля шиэрцзя ("двенадцать застав") и техники гуаньсийского байхэцюань ("кулак белого журавля") он создал медитативную форму сяонаньтоу или СиуЛимТао ("малая идея"), которая является основой ВинЧун.

Другим возможным источником ВинЧун называют Мяо Цуйхуа. Она была дочерью шаолиньского мастера Мяо Хина, ученицей У Мэй, женой мастера винчун Фун Да, и матерью легендарного героя Фон Сайюка. Мяо Цуйхуа, также известна как создатель принципа Шуан До (Двойных Ножей). В этой версии ВинЧун изначально был рассчитан на работу ножами, и лишь затем развился в технику безоружного боя.

Чжан У, который обучал актеров «Красной Джонки» также вполне может быть назван создателем этого стиля.
В отличие от всех вышеописанных возможных источников ВинЧун, Чжан У - реальная личность, чьё существование подтверждено документально. В юности он выступал в пекинской опере как певец и ведущий актер в батальных сценах. Чжан У некоторое время жил в районе Хэншань в Хунани, где овладел стилями цзиньганчжан ("алмазная ладонь"), танланцюань("кулак богомола"), тайцзицюань и инчжаопай ("когти орла"), тренируясь у мастера И Чэня (принадлежавшего к 22-му поколению монахов Шаолиня).
Где-то между 1723 и 1736, Чжан У переехал в Фошань, в провинции Гуандун. В Фошане Чжан У стал известен как "Тан Сао У", что означает "Сухорукий". Из-за частичного паралича его левой руки он не мог использовать никаких "размашистых" боевых техник. Чжан У обьединил актеров оперы «Красной Джонки» (известных также как "Послушники Грушевого Сада") в ассоциацию "Хунхуахуйгуан" ("Союз Красного Цветка"), в которой он преподавал традиционные "Восемнадцать искусств гуандунской оперы".
Более вероятно, что Чун преподавал актерам «Красной Джонки» северные военные искусства, чем что-то подобное ВинЧуну. Однако, его влияние на «Красную Джонку» бесспорно, и его наследие сыграло немалую роль в том, что в конечном счете стал известным как ВинЧун.

Если о "первоисточнике" ВинЧун можно лишь догадываться, то его техническое содержание вполне доступно для анализа. Естественно, ВинЧун возник не на пустом месте, из одного лишь созерцания боя журавля со змеей (или лисицей). В каждой ветви ВинЧун называются иные стили, из которых он произошел.
Чаще всего его связывают непосредственно с шаолиньской традицией. Такой подход вообще весьма характерен для южнокитайских школ. Северные стили (а шаолиньцюань "южным" никогда не был) основаны на непривычных для южан двигательных стереотипах и считаются более "древними", то есть в китайском понимании - более "качественными". Однако современный шаолинпай менее всего напоминает ВинЧун, даже в его самом "формализованном" виде.
Другой "базовой" для ВинЧун школой называют юнчуньбайхэцюань ("кулак белого журавля уезда Юнчунь"). Для жителей провинции Гуаньдун, исповедующих стили "южного кулака" (хунцзя, цайлифо, баймэй), оригинальный фуцзяньский стиль "журавля" также был чем-то экзотическим. Традиционный для байхэцюань сброс силы методом "встряхивающейся собаки" мог быть заменен на более привычный гуаньдунцам резкий "складывающийся" импульс.
Еще одним источником "узкой" техники ВинВун считают переработку формы боя копьем "южного богомола". На это есть свои основания. В так называемом "боковом" ВинЧун из деревни Гулао бой ведется в манере, довольно напоминающей стиль "богомола", с "вязкой рук", короткими подшагиваниями и глубокими выпадами. Атаки и защиты выстраиваются по шести "окнам", что очень напоминает фехтовальную схему.
Вероятнее всего, ВинЧун не возник в одночасье из какой-то одной определенной школы, а представляет собой компиляцию из множества стилей. Методика тренировки ВинЧун имеет свои параллели в тайцзицюань, ицюань, танланцюань. Сочетание коротких "мечей-бабочек" с длинным шестом характерно для хунцзяцюань (кант."хунгар").
В действительности, сегодня существует только два принципиально различных стиля ВинЧун - "уступающий" и "отражающий". Впрочем, не существует школы ВинЧун, декларирующей свой стиль как "жесткий" или "силовой". "Жесткость", как и "мягкость", - понятия относительные. Существует принципиальное отличие в методах приема и выдачи импульса атаки.
Самый распространенный путь - применить "пружинную" силу, наподобие распрямляющегося прута (роль которого выполняет поясница).
Другой способ - это использование "пустой" силы, основанной на "проваливании" противника в момент завершения им атаки, за счет смещения своего центра тяжести по спирали.
Несмотря на всю свою мировую популярность, "уступающий" ВинЧун медленно исчезает. И дело даже не в отсутствии желающих получить знания или нежелании их дать. Просто этот процесс требует многолетних планомерных тренировок "из рук - в руки". Большинство же рассчитывают на сиюминутный результат. Таких "юзеров" становится всё больше и больше, а истинных мастеров - наоборот. Атакующий "динамический" ВинЧун сегодня активно вытесняет старое "выжидательное" направление. Такой стиль более прост в обучении и легче адаптируется к различным соревновательным правилам. Древний принцип ВинЧун "уступить - значит победить" означает, что лишь то, что давая противнику "первое слово", можно "узнать" его и "понять".
В более широком понимании, ВинЧун - не только боевое искусство, но, прежде всего духовная практика, дающая ответ не только на вопрос "как", но и на вопрос "зачем".

Вин Чунь (wing tsun), что в переводе означает «вечная весна» – один из видов единоборства китайской школы , получивший широкое распространение и популярность среди жителей «Поднебесной», а также по всему миру, благодаря известному мастеру Ип Ману из Фошани, учеником которого был небезызвестный нам Брюс Ли, ставший впоследствии легендой Вин Чунь Куен Пай (кулак вечной весны).

Связано это в первую очередь с тем, что данное направление боевого искусства не включает в свой состав сложных движений и приёмов, отличается красивым исполнением различных комбинаций ударов и позиций защиты.

Отличительные черты


Вин Чунь, как боевое искусство, предполагает быструю победу над противником без ущерба для себя.

В овладении данным стилем делается упор не столько на развитие физических качеств, сколько на совершенствование техники ведения боя, которая включает в себя стремительные удары и глухую защиту.

Обратить натиск противника против него самого, даже если он превосходит в весе и физическим показателям – таков один из основных приемов Вин Чунь.

Принято считать, что Вин Чунь относится к стилю шаолиньского Кунг-Фу. Википедия дает определение данному виду единоборств, как прикладное направление Ушу, но, тем не менее, ключевые тактические приемы и методы во многом разняться с Шаолиньсы цюань (шаолиньское ушу).

Данный стиль вобрал в себя уникальные приемы, которые не встретишь в других направлениях Кунг-Фу. Перечислим отличительные черты Вин Чунь: бой ведется на ближних и средних дистанциях, манера ведения схватки отличается натиском, и в то же время может переходить на умеренный темп. Поединок, как правило, не носит затяжной характер, а, напротив, рассчитан на кратковременный исход.

Особенности техники


Техника нанесения ударов данного стиля имеет свои уникальные особенности, присущие лишь ему одному.

В основу всех движений положен принцип экономии сил, что позволяет находиться в выгодном положении в схватке с противником.

Еще одна особенность – выбор наиболее минимального расстояние для нанесения удара. Такой прием дает возможность опередить противника и застать его врасплох.

В то время когда соперник находится в смятении, следует жесткая серия ударов. Ключевым моментом, на который нужно обратить особое внимание, является так называемая техника овладения центральной линии.

Указанная линия представляет собой прямую линию, идущую от центральной оси вашего тела по направлению к лицу вашего противника.

Центральная линия служит для того, чтобы четко определить направление удара, какую позицию нужно занять, в какую сторону от линии сместиться и четко определиться с положением рук при ударе или защите.

В том случае, если вам удалось обеспечить защиту центральной линии, то направление удара противника сместиться вправо или влево, что даст вам возможность выбрать правильный стиль действий и обеспечить свою защиту.

Захват центральной линии также позволит вам наносить удары по противнику с минимального расстояния. Кроме этого, для того чтобы полностью овладеть ситуацией, применяют технику липкие руки – Шисао.

Данный прием помогает заметно увеличить чувствительность рук и обрести контроль своего тела при полной расслабленности и спокойствии, что позволит вам манипулировать противником и контролировать его действия.

Предпосылки появления

В технику данного боевого искусства заложены, в первую очередь принципы самообороны.

Поэтому и создавался данный стиль для обеспечения своей защиты с минимальным ущербом для своего здоровья.

Стиль Вин-Чунь отличается различными видами ударов, которые являются недопустимыми для спортивных видов боевых искусств. Поэтому его нельзя отнести к таковым ещё и по той простой причине, что при использовании различных средств защиты, выполнение большинства ударов в Вин-Чунь утрачивает свою эффективность.

Вин Чунь получил широкое распространение по всему миру. Многие годы проводятся соревнования по этому боевому искусству при поддержке международной организации китайских единоборств. Все больше и больше людей хотят постичь китайскую мудрость и силу, скрытую в этом замечательном восточном стиле борьбы.

Вин-Чунь - китайская школа ушу название которой можно наиболее точно перевести как «Вечная весна». Вин Чунь - по своему уникальный вид единоборства, органично сочетающий рациональную технику с четко выстроенной теорией. Для этого стиля характерно ведение ближнего контактного боя, где используются быстрые удары и плотная защита в комбинации с достаточно подвижной стойкой. Традиционно происхождение стиля связывают с находившимся в провинции Фуцзянь монастырём Южный Шаолинь. Существует несколько версий появления этого стиля. Согласно одной версии, стиль преподавался жителям близлежащих деревень настоятелем Южного Шаолиня Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики. Исходя из другой легенды стиль был создан пятью мастерами этого монастыря, которые разработали его в Зале Восхваления Весны. Легенда номер три гласит, что стиль создала женщина Янь Юнчунь то ли на основе учения отца(бывшего южношаолинского послушника), то ли исходя из науки монахини Умэй. Однако в первой трети ХХ века были проведены исследования, результатом которых стало опровержение существования Южного Шаолиня, как такового. А все перечисленные персонажи не более, чем вымысел.

Более-менее достоверно историю стиля можно проследить лишь с конца XVIII века. Распространителями его стали актёры бродячей труппы «Красная джонка». Стиль странствовал вместе с актерами труппы и в первые десятилетия XIX века его изучали разные люди во всех концах провинции Гвандунь. Стиль использовался всеми слоями населения. В середине XIX века два актера труппы покинули театр и переехали в город Фошань. Здесь они обучили вин-чуню аптекаря Лян Цзаня. А он, в свою очередь, стал победителем во многих боях и стал известен как «король винчуня». Он частным порядком обучал в своей аптеке желающих постич данный стиль. Оставив свой бизнес и вернувшись в свою родную деревню Лян Цзань обучил своему стилю многих своих односельчан. Именно Фошань стала родиной наиболее известной на сегодня версия юнчунь. Самым известным из выходцев фошанской школы является Е Вэнь, более известный как Ип Ман. Начиная с 1949 года и до самой своей смерти Ип Ман преподавал в Гонконге юнчунь, подготовив огромное множество известных сегодня мастеров и просто бойцов. На сегодня в Гонконге существует множество секций винчунь, где преимущественно преподают ученики Ип Мана. Но вместе с тем также много секций, где преподают представители других направлений Вин Чунь. Наверное, наиболее известным на Западе учеником Патриарха Вин Чуня является Ли Сяо Лун, более известный нам как Брюс Ли. Патриарх Ип Ман закономерно считается основателем современного вин чунь. И дело даже не в том, что большинство современных ветвей этого стиля восходят или к нему, или к его ученикам. Личный вклад этого человека в развитие стиля переоценить невозможно. Фактически Ип Ман это прежде всего человек, выведшим вин чунь из тени и показавшим миру его силу и красоту. Вьетнамское направление винчунькуэн ведет свою историю с 1939 года, когда легендарный китайский мастер Жуань Цзиюнь, приехал в Ханой по просьбе Ассоциации Китайских эмигрантов во Вьетнаме. На сегодняшний день существует множество ветвей стиля вин чунь, ниже некоторые из них:

  • Кулак вечной весны Ип Мана.
  • Кулак вечной весны провинции Фуцзянь.
  • Кулак вечной весны Фэн Шаоцина.
  • Кулак восхваления весны рук Будды.
  • Кулак восхваления весны деревни Гулао.
  • Малайский вэнчунькуэн.
  • Кулак восхваления весны Юго-Восточной Азии.
  • Вьетнамский винчунькуэн.
  • А также стили различных семей.

Система боя вин чунь кунг-фу это во многом уникальное боевое искусство. В вин чунь сочетается очень агрессивная манера ведения схватки с мягкостью, рассчитанная на пресечение боя в минимальные сроки, Также вин чунь характеризуется виртуозной техникой боя на средней и ближней дистанциях. Как известно, в ударных стилях средняя дистанция является наиболее опасной, т. к. на этой дистанции крайне тяжело защищаться от ударов противника. В каратэ, боксе, кикбоксинге, и в многих других стилях кунг-фу боец задерживается на средней дистанции не дольше, чем это нужно для проведения быстрой комбинации, рубки или размена ударами. После этого проводиться уход на дальнюю дистанцию или клинч. Не стоит забывать, что клинч, как правило, ведёт к переходу в партер, что является опасным в реальном поединке, особенно с представителями борцовских стилей. Вин чунь кунг фу обладает особенной техникой боя, дающей возможность обезопасить себя на этой предельно опасной дистанции. Для техники боя в вин чунь характерен принцип одновременного использования обеих рук приводящих к сковывание рук противника с одновременной атакой. В технике кунг фу вин чунь практически отсутствуют пассивные способы защиты. Любая защита одновременно является и нападением, что экономит время и не позволяет сопернику перехватить инициативу, навязывая ему способ боя, выгодный вам. Для большинства ударных стилей, как то бокс, каратэ, кикбоксинг и других боевых искусств характерны периодические размены ударами. Результат таких разменов довольно сложно предсказать т.к. часто выигрывает противник, обладающий более высокой скоростью, большей силой, большое значение имеет случай. Техника вин чунь позволяет уклоняться от разменов ударами и рубки. На первый план выходит используемая техника, а не принцип "кто быстрее и сильнее, тот и победил". Как следствие, это помогает побеждать более сильных, быстрых и крупных соперников. Стоит обратить особое внимание на технику проведения ударов в вин чунь. Она отличается от общепринятой для ударных стилей. Все удары подобраны с использованием принципа экономии энергии и достигают цели по кратчайшей траектории, что в свою очередь позволяет опережать действия противника. Атака обычно проводится по уже обездвиженному противнику когда он не способен эффективно ответить. При передвижениях и ударах используется принцип захвата центральной линии, что способствует правильному распределению сил. Косвенным образом это приводит к постоянному прессингу и выведению противника из равновесия, зачастую даже без специальных захватов и рывков. Техника и базовые принципы вин чунь построены на учении о гармонии Инь-янь. Вин чунь - это, в первую очередь, система самообороны, нацеленная на максимально быстрое пресечение боя. В вин чунь используются приемы боя, запрещенные в чисто спортивных дисциплинах, такие как удары в горло, пах, глаза, по болевым точкам, захваты и изломы мелких суставов и костей и т.п. Поэтому техника вин чунь не эффективна в спортивных поединках, так как теряется его основная направленность и потенциал. При тренировке адептами вин чунь большое внимание уделяется работе с захватами, ударам ребром ладони и пальцами и т.п. При использовании защитных средств как то боксерские перчатки, накладки, бинтования рук использование большинства техник вин чунь становится невозможным. Использование поединков, в которых действуют спортивные правила можно использовать разве что в тренировочных целях. Отличительной чертой тренировки в вин чунь является Чи Сао - набор упражнений проводимых в паре и помогающих развить и отточить изучаемые теории и техники. Чи Сао развивает реакцию, чувствительность и координацию, учит правильно применять собственную силу, справляться с превосходящей физической силой противника и использовать преимущества возможной короткой и средней дистанции.

吴梅大師 )

Использует множество боевых техник, по этой причине считается прикладным направлением ушу . Бой в вин-чунь основан на принципах, которые постигаются учеником от тренировки к тренировке. Уходы с линии атаки дополняются мгновенными прямолинейными атаками при сближении на крайне близкое расстояние. Зачастую бой завершается ударами колен и локтей. Упражнение «липкие руки» (chi sao, 黐手 чи сао) позволяет бойцу отлично ориентироваться в бою на близких дистанциях. Существуют и ножевые техники, они тесно связаны в единое целое с техникой рук и приёмами без оружия. Вместе с «липкими руками» изучаются броски и захваты.

Краткая история стиля

Легенды традиционно связывают происхождение стиля с монастырём Южный Шаолинь в провинции Фуцзянь . Согласно одной из версий, стиль преподавался южношаолиньским настоятелем Чжишанем в качестве оздоровительной гимнастики жителям близлежащих деревень. Другая легенда утверждает, что стиль был создан пятью мастерами Южного Шаолиня, которые проделали эту работу в Зале Восхваления Весны («вэнчуньтан» на кантонском диалекте). Третья легенда гласит, что стиль был разработан женщиной Янь Юнчунь (Янь Поющая Весна), дочерью южношаолиньского послушника Янь Эра (либо Янь Сы) то ли на основе учения отца, то ли на основе науки монахини Умэй (Ng Mui).

Однако, в 1930-1940-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» - приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань, Умэй и прочие - просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о Южном Шаолине географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности и т. д. и т. п.

Более-менее достоверная история стиля прослеживается лишь с конца XVIII века, когда этот стиль попал в труппу гуандунской оперы (англ.) «Красная джонка». В первой половине XIX века стиль путешествовал вместе с актерами труппы, от которых его изучали люди в разных концах провинции. Стиль использовался как антицинскими революционерами, так и деревенскими отрядами самообороны. Примерно в середине XIX века два актера - Хуан Хуабао и Лян Эрди - покинули труппу и переехали в Фошань , где обучили аптекаря Лян Цзаня. В конце XIX века Лян Цзань выиграл много боев и стал известен как «юнчунь ван» («король винчуня»). Он не имел официальной школы, но обучал частным порядком в своей аптеке. После того как оставил свой бизнес, Лян Цзань вернулся в свою родную деревню Гулао, где обучил своему стилю односельчан.

Фошань стала местом, откуда пошла наиболее известная сегодня версия юнчунь. В Фошани этим стилем занимались в основном дети богатых торговцев, ибо их родители могли платить высокую плату за обучение, а сами они имели достаточно времени для тренировок. Самый известный сегодня из них, Е Вэнь (Ип Ман на кантонском диалекте) изучал стиль у Чэнь Хуашуня, У Чжунсу и Лян Би (сын Лян Цзаня). С 1949 года он окончательно обосновался в Гонконге , где начал преподавать юнчунь членам профсоюза ресторанных работников. До своей смерти в 1973 году он натренировал огромное количество известных сегодня мастеров и просто бойцов. Е Вэнь принес славу стилю, но утверждалась эта слава не всегда достойными методами. Известно много случаев, когда ученики Е Вэня приходили в другие клубы кунфу Гонконга и избивали учителей. В настоящее время в Гонконге существует много секций винчунь, где преподают преимущественно ученики Ип Мана, а также представители других ветвей Вин Чунь. В силу этого, Винчунь не внесен в реестр боевых искусств.

Вьетнамское направление винчунькуэн ведет своё начало с 1939 года от Жуань Цзиюня (Нгуен Тэ Конга), легендарного китайского мастера, приехавшего в Ханой по приглашению Ассоциации китайских эмигрантов во Вьетнаме и который воплотил в жизнь принцип боевого китайского искусства, гласящий: «четырьмя лянами одолеть тысячу цзиней», что означает: «слабое усилие нейтрализует атаку».

Технические особенности стиля

Существует распространенное заблуждение, что отличительной чертой вин-чун являются упражнения «чи-сао» («chi-sau») - «липкие руки», благодаря которым боец приучается постоянно находиться своими руками в контакте с противником, чувствовать все его движения и мешать ему проводить свои приемы. Аналогичные упражнения существуют практически во всех направлениях традиционного китайского у-шу, только называются по-разному. Например в Тайцзы цюань название этого упражнения туйшоу. В настоящее время чи-сао возведено чуть ли не в абсолют и даже проводятся соревнования по чи сао. Но в действительности чи сао это всего лишь одно из множества существующих упражнений в винчунь. Отличительной особенностью винчунь является больший акцент на принципы боевых искусств таких как текучесть, слияние, компактность, искусства в безыскусности и т. п.

С другой стороны, именно упражнение «чи-сао» вырабатывает навыки быстрого нахождения варианта пути для атаки или защиты и атаки. Все дело в том, что большое количество техник, нарабатываемых учеником-новичком, даже при периодических учебных спаррингах, создает в голове мешанину: при отражении атаки он теряется в том, какую связку ему применить и заканчивается все, как правило, «маханием кулаками», о какой-либо технике говорить в таком случае не приходится. Именно упражнение «чи-сао», как длительное действо в контакте с партнером, вырабатывает навыки разбиения мостов, наведения мостов, атаки, контратаки, контроль центра тяжести и перемещения.

Бой бойцы вин-чун ведут на короткой дистанции, где можно дотянуться до противника кистью руки, а ещё лучше - локтем. С целью прорыва на достаточно близкую дистанцию используются специальные типы перемещений. Удары ногами используются в сочетании с ударами руками. Обычно ногами бьют по коленям противника одновременно с атакой руками на верхнем уровне.

Из оружия в наиболее популярной сегодня версии Е Вэня изучают длинный шест и так называемые «мечи-бабочки» (два тесака, у каждого из которых ширина лезвия сравнима с гардой)-(которые Е-Вень тоже постоянно носил с собой). Причём, по словам Вильма Чэна (в его книге), родным оружием для Винчун являются мечи-бабочки, а шест дракона был внесён в Винчун из другого стиля. В других версиях, помимо мечей-бабочек, встречаются и другие виды оружия, вплоть до меча-цзянь и буддийских четок.

В версии Е Вэня изучается три комплекса без оружия - «начальная идея», «поиск рук» и «бьющие пальцы». В других версиях имеются и другие комплексы. Вьетнамский винчунь, к примеру, имеет парный комплекс выполняемый вдвоём, а также подчеркивая своё легендарное южношаолиньское происхождение, практикует комплексы пяти животных.

Для подготовки к реальному бою помимо упражнений «чи-сао» используются многочисленные разновидности парных упражнений, а также тренировки на специальном манекене («деревянном человеке»).

Современное состояние

В настоящее время Вин Чун занимаются тысячи человек, поэтому обычно в каждой школе вводится система аттестации, различающая адептов стиля по уровню мастерства. Однако в самом Китае ещё сохранилось положение, когда сертификаты о прохождении того или иного уровня обучения выдаются преимущественно для предъявления за пределами Китая.

См. также

Напишите отзыв о статье "Вин-чунь"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Вин-чунь

– Вот Софья Александровна непременно увидят, – шопотом сказала Дуняша; – а вы всё смеетесь.
Соня слышала эти слова, и слышала, как Наташа шопотом сказала:
– И я знаю, что она увидит; она и прошлого года видела.
Минуты три все молчали. «Непременно!» прошептала Наташа и не докончила… Вдруг Соня отсторонила то зеркало, которое она держала, и закрыла глаза рукой.
– Ах, Наташа! – сказала она.
– Видела? Видела? Что видела? – вскрикнула Наташа, поддерживая зеркало.
Соня ничего не видала, она только что хотела замигать глазами и встать, когда услыхала голос Наташи, сказавшей «непременно»… Ей не хотелось обмануть ни Дуняшу, ни Наташу, и тяжело было сидеть. Она сама не знала, как и вследствие чего у нее вырвался крик, когда она закрыла глаза рукою.
– Его видела? – спросила Наташа, хватая ее за руку.
– Да. Постой… я… видела его, – невольно сказала Соня, еще не зная, кого разумела Наташа под словом его: его – Николая или его – Андрея.
«Но отчего же мне не сказать, что я видела? Ведь видят же другие! И кто же может уличить меня в том, что я видела или не видала?» мелькнуло в голове Сони.
– Да, я его видела, – сказала она.
– Как же? Как же? Стоит или лежит?
– Нет, я видела… То ничего не было, вдруг вижу, что он лежит.
– Андрей лежит? Он болен? – испуганно остановившимися глазами глядя на подругу, спрашивала Наташа.
– Нет, напротив, – напротив, веселое лицо, и он обернулся ко мне, – и в ту минуту как она говорила, ей самой казалось, что она видела то, что говорила.
– Ну а потом, Соня?…
– Тут я не рассмотрела, что то синее и красное…
– Соня! когда он вернется? Когда я увижу его! Боже мой, как я боюсь за него и за себя, и за всё мне страшно… – заговорила Наташа, и не отвечая ни слова на утешения Сони, легла в постель и долго после того, как потушили свечу, с открытыми глазами, неподвижно лежала на постели и смотрела на морозный, лунный свет сквозь замерзшие окна.

Вскоре после святок Николай объявил матери о своей любви к Соне и о твердом решении жениться на ней. Графиня, давно замечавшая то, что происходило между Соней и Николаем, и ожидавшая этого объяснения, молча выслушала его слова и сказала сыну, что он может жениться на ком хочет; но что ни она, ни отец не дадут ему благословения на такой брак. В первый раз Николай почувствовал, что мать недовольна им, что несмотря на всю свою любовь к нему, она не уступит ему. Она, холодно и не глядя на сына, послала за мужем; и, когда он пришел, графиня хотела коротко и холодно в присутствии Николая сообщить ему в чем дело, но не выдержала: заплакала слезами досады и вышла из комнаты. Старый граф стал нерешительно усовещивать Николая и просить его отказаться от своего намерения. Николай отвечал, что он не может изменить своему слову, и отец, вздохнув и очевидно смущенный, весьма скоро перервал свою речь и пошел к графине. При всех столкновениях с сыном, графа не оставляло сознание своей виноватости перед ним за расстройство дел, и потому он не мог сердиться на сына за отказ жениться на богатой невесте и за выбор бесприданной Сони, – он только при этом случае живее вспоминал то, что, ежели бы дела не были расстроены, нельзя было для Николая желать лучшей жены, чем Соня; и что виновен в расстройстве дел только один он с своим Митенькой и с своими непреодолимыми привычками.
Отец с матерью больше не говорили об этом деле с сыном; но несколько дней после этого, графиня позвала к себе Соню и с жестокостью, которой не ожидали ни та, ни другая, графиня упрекала племянницу в заманивании сына и в неблагодарности. Соня, молча с опущенными глазами, слушала жестокие слова графини и не понимала, чего от нее требуют. Она всем готова была пожертвовать для своих благодетелей. Мысль о самопожертвовании была любимой ее мыслью; но в этом случае она не могла понять, кому и чем ей надо жертвовать. Она не могла не любить графиню и всю семью Ростовых, но и не могла не любить Николая и не знать, что его счастие зависело от этой любви. Она была молчалива и грустна, и не отвечала. Николай не мог, как ему казалось, перенести долее этого положения и пошел объясниться с матерью. Николай то умолял мать простить его и Соню и согласиться на их брак, то угрожал матери тем, что, ежели Соню будут преследовать, то он сейчас же женится на ней тайно.
Графиня с холодностью, которой никогда не видал сын, отвечала ему, что он совершеннолетний, что князь Андрей женится без согласия отца, и что он может то же сделать, но что никогда она не признает эту интригантку своей дочерью.
Взорванный словом интригантка, Николай, возвысив голос, сказал матери, что он никогда не думал, чтобы она заставляла его продавать свои чувства, и что ежели это так, то он последний раз говорит… Но он не успел сказать того решительного слова, которого, судя по выражению его лица, с ужасом ждала мать и которое может быть навсегда бы осталось жестоким воспоминанием между ними. Он не успел договорить, потому что Наташа с бледным и серьезным лицом вошла в комнату от двери, у которой она подслушивала.
– Николинька, ты говоришь пустяки, замолчи, замолчи! Я тебе говорю, замолчи!.. – почти кричала она, чтобы заглушить его голос.
– Мама, голубчик, это совсем не оттого… душечка моя, бедная, – обращалась она к матери, которая, чувствуя себя на краю разрыва, с ужасом смотрела на сына, но, вследствие упрямства и увлечения борьбы, не хотела и не могла сдаться.
– Николинька, я тебе растолкую, ты уйди – вы послушайте, мама голубушка, – говорила она матери.
Слова ее были бессмысленны; но они достигли того результата, к которому она стремилась.
Графиня тяжело захлипав спрятала лицо на груди дочери, а Николай встал, схватился за голову и вышел из комнаты.
Наташа взялась за дело примирения и довела его до того, что Николай получил обещание от матери в том, что Соню не будут притеснять, и сам дал обещание, что он ничего не предпримет тайно от родителей.
С твердым намерением, устроив в полку свои дела, выйти в отставку, приехать и жениться на Соне, Николай, грустный и серьезный, в разладе с родными, но как ему казалось, страстно влюбленный, в начале января уехал в полк.
После отъезда Николая в доме Ростовых стало грустнее чем когда нибудь. Графиня от душевного расстройства сделалась больна.
Соня была печальна и от разлуки с Николаем и еще более от того враждебного тона, с которым не могла не обращаться с ней графиня. Граф более чем когда нибудь был озабочен дурным положением дел, требовавших каких нибудь решительных мер. Необходимо было продать московский дом и подмосковную, а для продажи дома нужно было ехать в Москву. Но здоровье графини заставляло со дня на день откладывать отъезд.
Наташа, легко и даже весело переносившая первое время разлуки с своим женихом, теперь с каждым днем становилась взволнованнее и нетерпеливее. Мысль о том, что так, даром, ни для кого пропадает ее лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему, неотступно мучила ее. Письма его большей частью сердили ее. Ей оскорбительно было думать, что тогда как она живет только мыслью о нем, он живет настоящею жизнью, видит новые места, новых людей, которые для него интересны. Чем занимательнее были его письма, тем ей было досаднее. Ее же письма к нему не только не доставляли ей утешения, но представлялись скучной и фальшивой обязанностью. Она не умела писать, потому что не могла постигнуть возможности выразить в письме правдиво хоть одну тысячную долю того, что она привыкла выражать голосом, улыбкой и взглядом. Она писала ему классически однообразные, сухие письма, которым сама не приписывала никакого значения и в которых, по брульонам, графиня поправляла ей орфографические ошибки.
Здоровье графини все не поправлялось; но откладывать поездку в Москву уже не было возможности. Нужно было делать приданое, нужно было продать дом, и притом князя Андрея ждали сперва в Москву, где в эту зиму жил князь Николай Андреич, и Наташа была уверена, что он уже приехал.
Графиня осталась в деревне, а граф, взяв с собой Соню и Наташу, в конце января поехал в Москву.

Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь. Как ни твердо он был убежден в истинах, открытых ему его благодетелем, как ни радостно ему было то первое время увлечения внутренней работой самосовершенствования, которой он предался с таким жаром, после помолвки князя Андрея с Наташей и после смерти Иосифа Алексеевича, о которой он получил известие почти в то же время, – вся прелесть этой прежней жизни вдруг пропала для него. Остался один остов жизни: его дом с блестящею женой, пользовавшеюся теперь милостями одного важного лица, знакомство со всем Петербургом и служба с скучными формальностями. И эта прежняя жизнь вдруг с неожиданной мерзостью представилась Пьеру. Он перестал писать свой дневник, избегал общества братьев, стал опять ездить в клуб, стал опять много пить, опять сблизился с холостыми компаниями и начал вести такую жизнь, что графиня Елена Васильевна сочла нужным сделать ему строгое замечание. Пьер почувствовав, что она была права, и чтобы не компрометировать свою жену, уехал в Москву.



Загрузка...