dselection.ru

Щи этимология. Где щи, тут и русских ищи

Национальное русское блюдо .

Происхождение названия

В первоначальном варианте слово «съти» , восходящее к древнерусскому «съто» (пропитание) появилось в русском языке в начале XVI века и означало «питательный напиток, жидкое кушанье, похлебку, варево, суп, заправленный капустой , щавелём и другой зеленью » . Существуют и другие версии восхождения слова: к слову «щавель » (древнерусское щавьнъ ), к датскому sky (похлёбка, отвар, заимствовано из французского jus «сок» ) .

Постные щи могут быть грибными или полностью овощными, известными как «пустые». Существуют и рыбные щи, но поскольку для их приготовления требуется определённое сочетание определённых сортов рыбы при их раздельной тепловой обработке (при иных сочетаниях блюдо является не столь вкусным), они распространения не получили.

В любом варианте щи отличает большой набор пряностей, прежде всего пряных трав и в меньшей степени классических пряностей (только чёрный перец и лавровый лист). Пряности в щи вносятся по крайней мере дважды. Наряду с пряностями в суп могут быть добавлены дополнительные компоненты, улучшающие вкус в виде солёных грибов, мочёных яблок и т. п.

В качестве забелки щей используется сметана или сметана, смешанная со сливками . Едят щи, закусывая ржаным хлебом

Разновидности щей

Вид Особенности
Полные (богатые) Наиболее полный вариант щей с использованием квашеной капусты. Характерно использование белых грибов , как сухих, так и свежих.
Сборные Бульон для щей готовится из различных видов мяса и возможно колбасных изделий. В отличие от обычного приготовления, мясо отваривается не крупными кусками
Постные Овощные щи возможно с добавлением грибов. Существуют их разновидности по главному компоненту (щавель , крапива и т.п.)
Серые (рассадные) Главным компонентом супа являются молодые капустные листья, возможно заранее заквашенные
Рыбные Используется сочетание солёной рыбы осетровых пород и различной речной рыбы
Зелёные щи Как правило, щавелевые, как постные, так и нет.
Суточные щи Особый вид щей, характерный не особенностями компонентов, а приготовлением, предусматривающим укутывание ёмкости с супом после приготовления во что-то, что позволяет сохранить тепло в течение 3-4 часов, и затем выставление на холод на сутки.

Кислые щи

Под устойчивым словосочетанием кислые щи чаще всего понимают не суп, а напиток, разновидность кваса . Известный фразеологизм «профессор кислых щей» связан именно с ним, а не с супом.

Произведения, посвященные щам

У Владимира Сорокина есть пьеса «Щи», у группы «Сектор газа » - .

См. также

Напишите отзыв о статье "Щи"

Примечания

Ссылки

  • Щи // Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - М .: Государственное Научное издательство «Большая Советская энциклопедия», 1959.

Отрывок, характеризующий Щи

На выставке все так же безучастно, как муха на лице дорогого мертвеца, сидел старик и стукал по колодке лаптя, и две девочки со сливами в подолах, которые они нарвали с оранжерейных деревьев, бежали оттуда и наткнулись на князя Андрея. Увидав молодого барина, старшая девочка, с выразившимся на лице испугом, схватила за руку свою меньшую товарку и с ней вместе спряталась за березу, не успев подобрать рассыпавшиеся зеленые сливы.
Князь Андрей испуганно поспешно отвернулся от них, боясь дать заметить им, что он их видел. Ему жалко стало эту хорошенькую испуганную девочку. Он боялся взглянуть на нее, по вместе с тем ему этого непреодолимо хотелось. Новое, отрадное и успокоительное чувство охватило его, когда он, глядя на этих девочек, понял существование других, совершенно чуждых ему и столь же законных человеческих интересов, как и те, которые занимали его. Эти девочки, очевидно, страстно желали одного – унести и доесть эти зеленые сливы и не быть пойманными, и князь Андрей желал с ними вместе успеха их предприятию. Он не мог удержаться, чтобы не взглянуть на них еще раз. Полагая себя уже в безопасности, они выскочили из засады и, что то пища тоненькими голосками, придерживая подолы, весело и быстро бежали по траве луга своими загорелыми босыми ножонками.
Князь Андрей освежился немного, выехав из района пыли большой дороги, по которой двигались войска. Но недалеко за Лысыми Горами он въехал опять на дорогу и догнал свой полк на привале, у плотины небольшого пруда. Был второй час после полдня. Солнце, красный шар в пыли, невыносимо пекло и жгло спину сквозь черный сюртук. Пыль, все такая же, неподвижно стояла над говором гудевшими, остановившимися войсками. Ветру не было, В проезд по плотине на князя Андрея пахнуло тиной и свежестью пруда. Ему захотелось в воду – какая бы грязная она ни была. Он оглянулся на пруд, с которого неслись крики и хохот. Небольшой мутный с зеленью пруд, видимо, поднялся четверти на две, заливая плотину, потому что он был полон человеческими, солдатскими, голыми барахтавшимися в нем белыми телами, с кирпично красными руками, лицами и шеями. Все это голое, белое человеческое мясо с хохотом и гиком барахталось в этой грязной луже, как караси, набитые в лейку. Весельем отзывалось это барахтанье, и оттого оно особенно было грустно.
Один молодой белокурый солдат – еще князь Андрей знал его – третьей роты, с ремешком под икрой, крестясь, отступал назад, чтобы хорошенько разбежаться и бултыхнуться в воду; другой, черный, всегда лохматый унтер офицер, по пояс в воде, подергивая мускулистым станом, радостно фыркал, поливая себе голову черными по кисти руками. Слышалось шлепанье друг по другу, и визг, и уханье.
На берегах, на плотине, в пруде, везде было белое, здоровое, мускулистое мясо. Офицер Тимохин, с красным носиком, обтирался на плотине и застыдился, увидав князя, однако решился обратиться к нему:
– То то хорошо, ваше сиятельство, вы бы изволили! – сказал он.
– Грязно, – сказал князь Андрей, поморщившись.
– Мы сейчас очистим вам. – И Тимохин, еще не одетый, побежал очищать.
– Князь хочет.
– Какой? Наш князь? – заговорили голоса, и все заторопились так, что насилу князь Андрей успел их успокоить. Он придумал лучше облиться в сарае.
«Мясо, тело, chair a canon [пушечное мясо]! – думал он, глядя и на свое голое тело, и вздрагивая не столько от холода, сколько от самому ему непонятного отвращения и ужаса при виде этого огромного количества тел, полоскавшихся в грязном пруде.
7 го августа князь Багратион в своей стоянке Михайловке на Смоленской дороге писал следующее:
«Милостивый государь граф Алексей Андреевич.
(Он писал Аракчееву, но знал, что письмо его будет прочтено государем, и потому, насколько он был к тому способен, обдумывал каждое свое слово.)
Я думаю, что министр уже рапортовал об оставлении неприятелю Смоленска. Больно, грустно, и вся армия в отчаянии, что самое важное место понапрасну бросили. Я, с моей стороны, просил лично его убедительнейшим образом, наконец и писал; но ничто его не согласило. Я клянусь вам моею честью, что Наполеон был в таком мешке, как никогда, и он бы мог потерять половину армии, но не взять Смоленска. Войска наши так дрались и так дерутся, как никогда. Я удержал с 15 тысячами более 35 ти часов и бил их; но он не хотел остаться и 14 ти часов. Это стыдно, и пятно армии нашей; а ему самому, мне кажется, и жить на свете не должно. Ежели он доносит, что потеря велика, – неправда; может быть, около 4 тысяч, не более, но и того нет. Хотя бы и десять, как быть, война! Но зато неприятель потерял бездну…
Что стоило еще оставаться два дни? По крайней мере, они бы сами ушли; ибо не имели воды напоить людей и лошадей. Он дал слово мне, что не отступит, но вдруг прислал диспозицию, что он в ночь уходит. Таким образом воевать не можно, и мы можем неприятеля скоро привести в Москву…
Слух носится, что вы думаете о мире. Чтобы помириться, боже сохрани! После всех пожертвований и после таких сумасбродных отступлений – мириться: вы поставите всю Россию против себя, и всякий из нас за стыд поставит носить мундир. Ежели уже так пошло – надо драться, пока Россия может и пока люди на ногах…
Надо командовать одному, а не двум. Ваш министр, может, хороший по министерству; но генерал не то что плохой, но дрянной, и ему отдали судьбу всего нашего Отечества… Я, право, с ума схожу от досады; простите мне, что дерзко пишу. Видно, тот не любит государя и желает гибели нам всем, кто советует заключить мир и командовать армиею министру. Итак, я пишу вам правду: готовьте ополчение. Ибо министр самым мастерским образом ведет в столицу за собою гостя. Большое подозрение подает всей армии господин флигель адъютант Вольцоген. Он, говорят, более Наполеона, нежели наш, и он советует все министру. Я не токмо учтив против него, но повинуюсь, как капрал, хотя и старее его. Это больно; но, любя моего благодетеля и государя, – повинуюсь. Только жаль государя, что вверяет таким славную армию. Вообразите, что нашею ретирадою мы потеряли людей от усталости и в госпиталях более 15 тысяч; а ежели бы наступали, того бы не было. Скажите ради бога, что наша Россия – мать наша – скажет, что так страшимся и за что такое доброе и усердное Отечество отдаем сволочам и вселяем в каждого подданного ненависть и посрамление. Чего трусить и кого бояться?. Я не виноват, что министр нерешим, трус, бестолков, медлителен и все имеет худые качества. Вся армия плачет совершенно и ругают его насмерть…»

В числе бесчисленных подразделений, которые можно сделать в явлениях жизни, можно подразделить их все на такие, в которых преобладает содержание, другие – в которых преобладает форма. К числу таковых, в противоположность деревенской, земской, губернской, даже московской жизни, можно отнести жизнь петербургскую, в особенности салонную. Эта жизнь неизменна.
С 1805 года мы мирились и ссорились с Бонапартом, мы делали конституции и разделывали их, а салон Анны Павловны и салон Элен были точно такие же, какие они были один семь лет, другой пять лет тому назад. Точно так же у Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели, как в его успехах, так и в потакании ему европейских государей, злостный заговор, имеющий единственной целью неприятность и беспокойство того придворного кружка, которого представительницей была Анна Павловна. Точно так же у Элен, которую сам Румянцев удостоивал своим посещением и считал замечательно умной женщиной, точно так же как в 1808, так и в 1812 году с восторгом говорили о великой нации и великом человеке и с сожалением смотрели на разрыв с Францией, который, по мнению людей, собиравшихся в салоне Элен, должен был кончиться миром.
В последнее время, после приезда государя из армии, произошло некоторое волнение в этих противоположных кружках салонах и произведены были некоторые демонстрации друг против друга, но направление кружков осталось то же. В кружок Анны Павловны принимались из французов только закоренелые легитимисты, и здесь выражалась патриотическая мысль о том, что не надо ездить во французский театр и что содержание труппы стоит столько же, сколько содержание целого корпуса. За военными событиями следилось жадно, и распускались самые выгодные для нашей армии слухи. В кружке Элен, румянцевском, французском, опровергались слухи о жестокости врага и войны и обсуживались все попытки Наполеона к примирению. В этом кружке упрекали тех, кто присоветывал слишком поспешные распоряжения о том, чтобы приготавливаться к отъезду в Казань придворным и женским учебным заведениям, находящимся под покровительством императрицы матери. Вообще все дело войны представлялось в салоне Элен пустыми демонстрациями, которые весьма скоро кончатся миром, и царствовало мнение Билибина, бывшего теперь в Петербурге и домашним у Элен (всякий умный человек должен был быть у нее), что не порох, а те, кто его выдумали, решат дело. В этом кружке иронически и весьма умно, хотя весьма осторожно, осмеивали московский восторг, известие о котором прибыло вместе с государем в Петербург.

Щи – питье

…установив близкое родство между квасом и напитком кислые щи можно предположить, что появились они на Руси одновременно и из одного источника. Этимология слова «квас» очевидна и ничего нового нам не сообщает.

Этимология слова “щи” куда более туманна...

Слово «щи» (устар.- «шти») не имеет формы единственного числа, но от подобных русских слов (напр. ножницы, очки), этимология которых весьма прозрачна, отличается принципиально.

Ножницы состоят из двух режущих лезвий - ножей; в очках налицо (простите за каламбур) пара «очей» - линз.
«Щи- шти» таким способом не расшифруешь.

С другой стороны, в нашем языке есть примеры, когда заимствованные слова звучат вполне «по-русски» и как - бы во множественном числе.

Самый наглядный пример - неславянская топонимика окрестностей Санкт-Петербурга. Угро - финские названия Kolomaki и Suosaari превратились в Коломяги и Шушары и теперь склоняются по падежам как имена существительные множественного числа в полном соответствии с законами русского языка: «Где ты был?» - «В Шушарах и Коломягах».

Со «штями» могло произойти то же самое.
Допустив, что слово “шти”, а следовательно и сам напиток, были заимствованны у другого народа, можно попытаться этот народ идентифицировать.

Известно, что «шти» (как и квас) появились в нашем быту где - то в 8 -10 веке. Основными соседями восточных славян в те времена были скандинавы и приморские балто-славяне, известные по летописям под общим именем «варяги».

Среди прочих соседей наших предков можно перечислить угро - финнов, тюрков, греков и иудео - хазар.
Варяги все больше жили морской торговлей, разбоем, наемничеством и, на худой конец, рыбной ловлей. Особого интереса к сельскому хозяйству они не проявляли - суровый климат и скудные почвы не способствовали развитию земледелия и возникновению необходимых для производства житного кваса значительных излишков зерна.

Селившиеся в лесах у моря, рек и озер первобытные угро - финны жили собирательством, рыбалкой и охотой - своего зерна у них не было. Как не было его и у кочевых обитателей южных степей - тюрков, специализировавшихся на скотоводстве.

Остаются причерноморские греки и иудео – хазары. Последние нам интересны особо - евреи были знакомы с напитками типа кваса еще со времен Древнего Египта.

Цепочка исторических событий, повлекших появление евреев в низовьях Волги и на северном Кавказе в 8 веке увлекательно описана Л. Н. Гумилевым в книге «От Руси к России». Подробно пересказывать здесь эту эпопею смысла нет - заметим только, что в результате на территории современного юга России образовался иудейский Хазарский каганат, который «благодаря обширной торговле рабами, мехами и шелком... в 9 - 10 вв. превратился в одну из самых богатых стран Евразии того времени».

Если верить летописи, отношения между иудео - хазарами и славяно - руссами были далеки от идиллических. Во второй половине 10 века русский князь Святослав разгромил Хазарию, а вскоре и князь Владимир, выбирая новую веру для Руси, безоговорочно отверг иудаизм.

Создается впечатление, что ни о каком взаимном проникновении языков и культур не может быть и речи. Но как тогда объяснить тот факт, что по звучанию, а самое главное, по смыслу, слово «шти» более всего перекликается с ивритским словом «штия» - «напиток, питье»?

Случайным совпадением мне это не кажется. Получается, что «кислые шти» это просто «кислый напиток», то есть «квас» в своем первичном значении.

Щи - еда

О щах мрног писал В. В. Похлебкин. Он считал, что на Руси «щи стали преобладающей едой» уже в 10 веке.

В холодное время года варили из репы и капусты. Весной и летом, когда капусты и репы не было, щи продолжали варить по старинке, из свежей дикорастущей зелени - крапивы, щавеля, сныти, лебеды...

Иногда приходится сталкиваться с мнением, что напиток «кислые щи» приходится современным кислым щам - еде не больше, чем «тезкой – однофамильцем». Попробуем разобраться.

Известно, что в Домострое «кислыми щами» называется только тип кваса, суповое же блюдо именуется там просто щами.
И все же вкус даже самых простых пустых суповых щей обязательно должен иметь выраженную кислую составляющую. Этим щи отличаются от обычного, капустного, к примеру, супа.

В настоящее время необходимая зимним щам кислинка обычно достигается за счет квашенной капусты. В ее отсутствие щи (например, щи из свежей капусты) можно и даже нужно подкислить разваром кислых яблок.

В 10 веке ситуация на Руси была иной - о квашенной капусте здесь тогда еще и не слыхали (вплоть до второй половины 13ого века), а кислые (да и любые) яблоки были доступны далеко не круглый год.

Возникает вопрос - как в те времена подкисляли щи в самый разгар зимнего щаного сезона? И зачем их вообще подкислять?

Ответы лежат на поверхности - наряду с водой в горшок шли почти всегда бывшие под рукой «кислые шти» - квас. Подтверждением служит хотя бы тот факт, что кое-где «квасной» способ приготовления щей просуществовал параллельно с «кислокапустным» до самого последнего времени.

Рецепт «щей на кислых щах» - один из немногих, приведенных автором - составителем Домостроя в относительно развернутом, хотя и несколько запутанном виде.

Заканчивается он так: «... и упарити хорошо, или заспы (крупы, грубой муки с отрубями) подсыпав да с солью и с кислыми штями приварити.»

Логично предположить, что со временем щами стали называть все «супы», варившиеся с добавлением кислого кваса (или другой кислой составляющей). Отсюда такое разнообразие щей - богатые и пустые, скоромные и постные, капустные и репяные...

Состав щей менялся в зависимости от сезона, от достатка конкретной семьи, от постов и праздников - неизменной оставалась лишь одна составляющая - смесь кислого кваса и воды.

Думаю, что и «летние» щи старались, по возможности, варить с квасом. Отблеском этой забытой традиции можно, наверное, считать наши холодные летние супы - в первую очередь ботвинью.

Квас, как известно, ставят на сусле, сваренном из зернового солода и муки. В процессе созревания на дне образуется бесполезная, на первый, взгляд кислая гуща - осадок.

Однако в глазах рачительных крестьян этот осадок был не таким уж и бесполезным - его можно было подмешать в хлебное тесто или добавить в повседневное овощное варево. Так что в горшок зачастую лили даже не сам квас, а оставшуюся гущу.

Была и еще одна причина варить щи не только на воде.
Не секрет, что в результате продолжительной варки или тушения изначально свежая капуста приобретает весьма специфический, не самый приятный запах. Во других национальных кухнях (китайской, французской) эта проблема решается по сути одинаково - капусту готовят с вином, уксусом, душистыми травами, пряностями и пряными овощами вроде лука и чеснока. Гамма благородных ароматов заглушает, нейтрализует естественный запах вареной (тушеной) капусты.

Тысячу лет назад вместо уксуса или вина на Руси пользовались кислым квасом или осадком из под него.

Всё мясо (или грибы, рыбу), основные овощи (капусту, репу), пряные овощи, коренья и травы одновременно закладывали в глиняный горшок и заливали смесью воды и квасной гущи. Затем горшок ставили в горячую, но уже остывающую печь.

В результате длительного томления «на вольных хлебах» в присутствии «кислых щей» мясо и овощи проваривались до мягкости и приобретали гармоничный, с приятной кислинкой, вкус, а квасная гуща делала бульон более плотным, «наваристым»... Многочасовое соседство хлебного кваса и пряных овощей придавало блюду особый аромат, так называемый «щаной дух»...

Традиционный набор продуктов для щей несколько изменился в 13 - 14 веках, когда русские научились квасить капусту. И если поздней весной и летом, когда капуста прошлогоднего засола была уже съедена, щи (рассадные, крапивные и проч.) продолжали варить как прежде (на квасу или гуще), то зимой, при варке щей из кислой капусты, необходимость в квасе естественным образом отпадала.

Подобно квасу («кислым щам»), кислая (квашенная) капуста является продуктом молочно - кислого брожения и содержит достаточно молочной кислоты. В результате блюдо из кислой капусты как бы «унаследовало» от своего квасного предшественника замечательный феномен «щаного духа», а вместе с ним, собственно, и само название «щи».

Добавлять в щи из кислой капусты квас уже не имело смысла. А особой плотности щаного бульона, достигавшейся ранее только за счет квасной гущи, стали добиваться при помощи крупяной «заспы» (гречневой, ячменной, овсяной) или даже простой болтушки (жиденькой кашицы из холодной воды и грубой муки с отрубями).

Можно предположить, что современная традиция заправлять щи мукой или, реже, крупой является еще одним напоминанием о старинных щах с квасной гущей.

Щи, варившиеся как обычно, но без кислой составляющей (например только из свежей капусты), были скорее исключением и не считались блюдом полноценным, настоящим, отчего, скорее всего, и получили название «ленивых» или «рахманных».

P.S.
Вот и слово «борщ» происходит от названия растения, из корней которого делали квас, которой потом...

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Щи с квашеной капустой видео рецепт

Субтитры

Происхождение названия

В первоначальном варианте слово «съти» , восходящее к древнерусскому «съто» (пропитание) появилось в русском языке в начале XVI века и означало «питательный напиток, жидкое кушанье, похлебку, варево, суп, заправленный капустой , щавелём и другой зеленью » . Существуют и другие версии восхождения слова: к слову «щавель » (древнерусское щавьнъ ), к датскому sky (похлёбка, отвар, заимствовано из французского jus «сок» ) .

Постные щи могут быть грибными или полностью овощными, известными как «пустые». Существуют и рыбные щи, но поскольку для их приготовления требуется определённое сочетание определённых сортов рыбы при их раздельной тепловой обработке (при иных сочетаниях блюдо является не столь вкусным), они распространения не получили.

В любом варианте щи отличает большой набор пряностей, прежде всего пряных трав и в меньшей степени классических пряностей (только чёрный перец и лавровый лист). Пряности в щи вносятся по крайней мере дважды. Наряду с пряностями в суп могут быть добавлены дополнительные компоненты, улучшающие вкус в виде солёных грибов, мочёных яблок и т. п.

Щи - это мясной суп, не обычный непозволительно скверный
мясной суп, а чудесное русское кушанье с наваром из различных
сортов мяса, с яйцом, сметаной и зеленью. Собственно говоря,
мне кажется, немыслимо есть что-либо после щей.

Кнут Гамсун

История русских щей насчитывает многие века. Считается, что они появились в национальной кухне еще в IX веке, когда капуста была завезена из Византии. Старинные источники называют несколько наименований щей: шти, шти капустны, шти борщовы, шти репяны.

Быстро завоевав популярность во всех слоях населения, они заняли одну из ведущих позиций в трапезе. Поначалу это было вегетарианское культовое блюдо (на овощном или грибном отваре), но затем из него сделали и скоромное, добавляя мясной или рыбный бульон. В зависимости от состава ингредиентов щи были либо «богатыми», либо «пустыми».

У бедного люда, которому редко доводилось отведать мясную пищу, в щи при случае добавляли растолченное сало. Но случалось, что приходилось варить их только с капустой и луком. По весне добавляли сушеные грибы или «окостки» - обрезки мяса с костей. Такие щи назывались «сборными». Или же к ним подавали наряду с традиционной гречневой кашей «голяшку да пазанку», т.е. говядину «второго разбору» - те же окостки. Да, вот еще одна особенность старинных щей: для густоты в них добавляли ржаную муку. Картофель в щах появился в XVII веке, а до этого в них при желании и наличии клали репу.

Изысканный вариант щей для гурманов предусматривал свежую или квашеную капусту («белые щи» готовились из соответствующих капустных листьев, «серые» - из зеленых), мясо (говяжью грудинку, свинину, птицу, включая потрошки) или «благородную рыбу» (например, осетрину либо головизну), грибы (свежие, сушеные или маринованные), коренья (морковь, петрушку, сельдерей и т.п.), пряности (зелень петрушки, сельдерея, укропа, лук, черный перец, чеснок и лавровый лист), кислую заправку (капустный рассол или зеленые яблоки, щавель, а то и квас), «подболтку» или «забелку» (сметану в чистом виде либо в смеси со сливками).

Лук добавляли дважды: сначала в мясной навар (в сыром виде), а затем - в овощной (предварительно обжарив до золотистого цвета), который варился отдельно от мясного. Коренья резали кружочками или, как тогда говорили, «копеечками». А мясо после двух часов варки одним куском вынимали из бульона и перекладывали к капустному еще на полчаса, и только потом соединяли этот самый мясной бульон с остальным содержимым готовящегося блюда.

Солили минут за 10 до окончания варки, тогда же добавляли пряности. К богатым щам подавали выпечку (ушки из обжаренных блинчиков с начинкой, например, грибной), перепечи (ватрушки из пресного теста со свежими или маринованными грибами, печенью, яйцом с луком, картофелем, мясом и т.д.), а также няню - бараний желудок, фаршированный гречневой кашей.

Кто только из знаменитостей не воздавал хвалу щам: Михайло Иванович Ломоносов, Денис Иванович Фонвизин, государи российские Петр I, Александр III, Николай II! С легкой руки Александра Васильевича Суворова разошлась по России-матушке знаменитая фраза: «Щи да каша - пища наша».

Писатель Глеб Успенский оставил нам свидетельство о том, что московский трактир «Арсентьич», располагавшийся в Черкасском переулке во второй половине XIX века (между прочим, один из самых степенных в городе - здесь никогда не случалось скандала или дебоша), был знаменит своими наивкуснейшими щами с головизной.

И вот еще один прелюбопытнейший факт: в XVIII - XIX веках щи в студеную зимнюю пору… морозили и брали с собой в дорогу в виде больших ледяных кругов, а потом рубили топором, укладывали в котел, разогревали и ели. Еще Владимир Иванович Даль отмечал, что замороженные, а потом разогретые щи вкуснее свежеприготовленных. Надо же! Оказывается, не только суточные щи улучшают вкус этого супа!

Щи - общепризнанное национальное русское блюдо, о котором народ сложил (но о них поговорим отдельно). На щи зазывали гостей, они были знаком гостеприимства. И одним из главных достоинств, наряду со вкусом и полезностью, признается то, что суп этот не «приедается». А потому и до сих пор трудно представить себе соотечественника, который обходился бы без него. И даже песенка есть шутливая у «Сектора Газа» со словами:

…Знаешь мать, с тобой мне хорошо, но решил жениться я ещё,
Ты мне, мать, невесту подыщи, чтоб она варить умела щи,
Я без щей и дня не проживу, в жёны даже дуру я возьму,
Пусть она кривая и в прыщах, лишь бы разбиралась она в щах.

Припев:
Возьми мясо и хрящи, навари крутые щи,
Ты чугун прополощи и вари в чугуне щи,
Кидай больше овощей - не могу я жить без щей,
Чтоб я толстый был ваще, навари мне русских щей!

Мать, иди сюда - чего скажу, в армию я, мама, ухожу,
Мне повестка только что пришла, ну, вот, опять ты плакать начала,
Хорошо служить я буду, мать, буду все приказы выполнять,
Ну, а если не дадут мне щей, убягу из армии ваще.
Припев.
И раньше щи готовили по-разному, и сейчас. В современной кулинарии насчитывается несколько десятков рецептов.

Щи

Щи - основное жидкое горячее блюдо на русском столе вот уже более тысячелетия. Оно устойчиво сохранялось в разные эпохи, хотя вкусы менялись, и никогда не знало социальных преград, его употребляли все слои населения. Разумеется, щи были не для всех одинаковыми: одни, более полные по составу, так и назывались - «богатые», про другие говорили - «пустые», так как их порой варили из одной капусты да лука. Однако при всех многочисленных вариациях от «богатых» до «пустых» и при всех региональных (областных) разновидностях щей всегда сохранялся традиционный способ их приготовления и связанный с ним вкус и аромат. Огромное значение для создания неповторимого вкуса щей имело то, что они приготовлялись, а затем томились (настаивались) в русской печи. Не истребимый ничем аромат щей - «щаной дух» - всегда стоял в русской избе. Со значением щей в повседневной жизни были связаны русские поговорки: «Щи - всему голова», «Щи да каша - пища наша» и др.
Поразительное долголетие щей можно объяснить, пожалуй, их неприедаемостью. Щи не надоедают при частом употреблении. Их можно есть чуть ли не ежедневно в любое время года.
Щи в их наиболее полном варианте состоят из шести основных компонентов: капусты (или заменяющей ее ведущей овощной массы), мяса (или, в очень редких случаях, рыбы, грибов - сушеных или соленых), кореньев (моркови, корня петрушки), пряной заправы (лука, сельдерея, чеснока, укропа, перца, лаврового листа) и кислой заправы (сметаны, яблок, капустного рассола). Из этих шести компонентов первый и последний, т. е. овощная ведущая масса и кислая заправа, совершенно обязательны. Самые простые щи могут состоять только из них, продолжая оставаться щами.
Что касается ведущей овощной массы в щах, то чаще всего ею бывает капуста - свежая или квашеная. Но это отнюдь не означает, что щи - это суп с капустой. Признаком щей является кислота, создаваемая чаще всего рассолом квашеной капусты (либо в составе капусты, либо в чистом виде) или, вместо нее, щавелем (зеленые щи), разваром зеленых, диких или антоновских яблок, солеными грибами, а также сметаной (в щах из свежей капусты). Вот почему капусту можно заменять в щах различной зеленой, кислой или нейтральной массой (щавелем, снытью, крапивой, борщевиком - в так называемых зеленых борщевых щах), а также овощной нейтральной массой, хорошо впитывающей кислоту (репой или редькой - в так называемых репяных щах).
Технология приготовления всех видов щей одинакова. Вначале отдельно с кореньями и луком отваривают мясо или грибы. Затем в готовый бульон добавляют капусту или ее заменители и кислоту. Если для щей используют кислую капусту, то ее варят отдельно от мясного бульона и соединяют с ним после его готовности. В обоих случаях лишь после разваривания овощной массы до необходимой мягкости добавляют соль и пряную заправку. Сметаной заправляют готовые щи, чаще всего во время их подачи.
Первоначально в щи вводили еще и мучную заправку (вместе с капустой), чтобы сделать бульон щей более плотным. Это было принято обычно в западных и южных областях России. Однако такая заправка ухудшает вкус щей, огрубляет их аромат. Поэтому с появлением картофеля в целях крахмализации бульона в щи стали добавлять одну-две картофелины - в целом виде, до закладки капусты и кислой основы. Причем часто картофель затем изымают из щей, так как от кислоты он затвердевает. Уплотнению консистенции бульона в постных и зеленых щах способствует также добавление небольшого количества крупы, обычно гречневой (1 ст. ложка на всю кастрюлю), которая полностью разваривается.
Чем проще овощной состав щей, чем постнее они, тем больше умения требуется для их приготовления. Настоящие щи немыслимы без пряной заправы, которая играет немалую роль в создании «щаного духа». Прежде всего огромное значение имеет внесение лука в щи. Наилучшим способом является его двойная закладка: первый раз - целой луковицей вместе с мясом, кореньями и грибами (затем эту луковицу вынимают) и второй раз - мелко нарезанным луком (крошеным) вместе с капустой. В щи нельзя вносить пережаренный отдельно на масле лук - в таком виде он не свойствен настоящим щам.
Точно так же дважды вносят в щи и другую пряную заправу - петрушку и сельдерей: первый раз - корешком, который вынимают затем вместе с луковицей, вторично - в конце варки, в виде зелени. Остальные пряности - лавровый лист, черный перец горошком (раздавленный), укроп и чеснок - вносят так: первые два вида - за 15 мин до готовности, вторые два - вместе с зеленью петрушки в конце варки. После этого щи должны обязательно постоять под крышкой, помлеть, чтобы настояться, минут 10-15 как минимум. Именно в это время щи «доходят до настоящего вкуса»: капуста становится мягкой, кислота и аромат пряностей передаются овощам. Поэтому прежде оставляли щи млеть и томиться после приготовления в легком духу русской печи, где они не остывали, или же отставляли на край плиты, где тепло сохранялось, но кипение прекращалось. Особенно нуждаются в этом щи из кислой капусты. Их хорошо ставить в слабо нагретую духовку на 10-15 мин, а то и более. Иногда настаивание щей может длиться несколько часов (от 12 до 24), отчего они приобретают лучший и более своеобразный вкус. Такие щи называются суточными, их готовят загодя, за сутки.
Наконец, надо обратить внимание еще на два обстоятельства, влияющие на качество щей, - это выбор мяса и подбелка или забелка. На щи идет говядина, преимущественно жирная - грудинка, тонкий и толстый край, огузок. Для создания особого запаха к говядине можно добавлять небольшое количество ветчины: десятую - восьмую (а на юге России даже третью) часть от массы говядины. При этом говядину в щах всегда отваривают целым куском, а ветчину измельчают. Только в сборных щах измельчению подвергают все мясные компоненты. Щи из одной свинины, встречающиеся главным образом в пограничных с Украиной областях России, не типичны для русской кухни. То же можно сказать и о встречающихся в отдельных областях России щах с рыбой вместо мяса. Для таких щей когда-то непременно требовались особый подбор рыб (сочетание соленой красной - белужины и осетрины с речной - окунями, карасями и линями) и их раздельная тепловая обработка. Приготовление щей с другой рыбой дает не столь вкусное блюдо, которое потому и не получило распространения.
Что касается забелки, то хорошие щи не могут обойтись без нее. Роль забелки и одновременно подкислителя обычно выполняет сметана. Иногда сметану заменяют простоквашей или просто молоком. В богатых щах из кислой капусты забелкой служит смесь сметаны и сливок в пропорции 4:1. Это очень вкусная забелка.
Несколько слов о консистенции щей. Щи всех видов могут быть густыми либо жидкими, в зависимости от соотношения воды и массы вложенных продуктов. Когда-то идеальными считались густые щи, в которых «ложка стоит», или «щи с горкой», т. е. когда кусок мяса возвышается над поверхностью налитой в тарелку жидкости и гущи. Наши рецепты рассчитаны на щи более чем средней густоты; это означает, что количество жидкости на 1 порцию не должно превышать 350 мл. Холодной воды надо заливать не более 2 л на 4 порции, а лучше 1,5 л, чтобы готовый бульон составлял 1,25-1 л (после выкипания). Варить следует 2 ч. Пряности вносят в щи за 5-10 мин до готовности.
Едят щи обычно с черным ржаным хлебом.


. В.В. Похлебкин . 2005 .



Загрузка...