dselection.ru

Можно ли пить алкоголь во время поста.




На данный этап времени многие люди строго соблюдают Великий пост, который включает в себя множество традиций и соблюдения некоторых христианских правил. Как известно в период поста можно принимать пищу только растительного происхождения. В такие Великие дни прием пищи животного происхождения категорически запрещен. Хотя есть и исключительные дни, которые допускают прием в пищу рыбы или рыбных продуктов.

Многие хотят узнать точно, когда можно пить вино в великий пост 2017. Если исходить из Устава, то принятие таких напитков возможно в субботние и воскресные дни. Разрешается употребление сухих виноградных вин, либо более крепких сладких вин. Раньше сухие виноградные вина употреблялись и пились как обыкновенная вода, а крепкие вина приберегались к праздничным застольям. Поэтому, когда можно пить вино в Великий пост в 2017 году можно судить именно по Уставу, который закреплен издавна.




Раньше все немощи, которым подвергались монахи, лечились и поддерживались как раз вкушением вина. Пиво в соответствии с уставом приравнивалось к вину. Поэтому пиво допускается принимать в субботние, воскресные дни и, конечно, в праздники. Но употребляют их обычно в том количестве, которое допускает Типикон. Более крепкие напитки во время поста просто не допустимы. Типикон – это и есть сам Церковный Устав, по которому и определяют, по каким дням можно пить вино и в котором оговаривается, что разрешение спиртных напитков допускается ради человеческой немощи.

Красовулей считается такой сосуд, в который может войти сжатый кулак и это считается условной мерой, так как еще во многом зависит от телосложения самого человека. Церковный Устав гласит верующим в пост соблюдать обязательные правила и соблюдать каждому отношение к их трапезам. Особенно строгое соблюдение поста необходимо в начальную и конечную недели. Весь день необходимо голодать, а кушать можно только вечером, а вот по выходным имеются исключения, и покушать можно и днем и вечером.




Многие, хотят знать, в какие дни Великого поста можно есть рыбу и пить вино. Рыбу можно есть в праздничные дни, а именно на Благовещенье и Вербное воскресенье. Но это разрешение строго запрещается, если праздник Благовещенье выпадает на Страстную седмицу. Лазарева суббота разрешает принимать в пищу рыбную икру. Великий весенний пост разрешает по субботам и воскресениям пить вино для укрепления сил, а так же принимать в пищу многообразие разных продуктов. Например, овощи, фрукты, соления, бобовые, сухофрукты и многое другое. Что позволяет человеку полноценно получать питание для своего организма.

В пост имеются и исключения, которые относятся к пожилым людям, детям, а так же людям у которых имеются какие-либо заболевания или беременным женщинам. Но соблюдать духовные посты позволяющие избавляться от грехов они просто обязаны. Церковь осуждает тех, кто не соблюдает Великий пост. Итак, теперь стало ясно, в какие дни поста можно пить вино в 2017 году и есть рыбу. Ведь соблюдение поста приводит только к хорошему результату, который благоприятно отражается на всем человечестве.

О том, что можно есть в Великий пост читаем нашу .

«Вино веселит сердце человека», но скольким пострадавшим от пьянства уже не до веселья. Чего больше приносит вино в нашу жизнь: добра или зла? Может быть, христианам лучше придерживаться «сухого закона»? О том, что думает по этому вопросу Церковь, корреспондент «НС» диакон Федор КОТРЕЛЕВ беседовал с иереем Даниилом СЫСОЕВЫМ.


Брак в Кане Галилейской. Мозаика. XIV век. Церковь монастыря Хора (Кахрие-Джами), Константинополь

- Почему в Евхаристии используется именно вино? В чем священный смысл вина?

Вино для христиан является особым веществом. Это, с одной стороны, плод рук человеческих, а с другой - дар Божий. Бог дал человеку виноградную лозу, человек превратил ее в некое вещество, которое веселит его сердце.

Отцы Церкви называют состояние богообщения «духовным опьянением». Это состояние, когда человек похищается из этого мира и попадает в мир Бога, забывая обо всем существующем, пребывая в неземной радости, как апостолы после схождения на них Святого Духа в день Пятидесятницы. В некотором смысле то состояние, которое дает вино, становится метафорой состояния богообщения. Именно метафорой, образом, потому что, конечно, с помощью вина достичь Царства Божия не получится. Ведь образ - не подлинник.

Вино употреблялось людьми с начала человеческой истории. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Вино также используется и на Всенощном бдении, и во время таинства Соборования. Освящается по церковному чину виноград и сами виноградники. Есть даже специальная молитва о благословении вина за трапезой. Нужно, чтобы Господь благословил нашу радость, которая так же Ему угодна.

В церковных лавках часто можно видеть освященное вино. Стоит ли христианам покупать и употреблять именно это вино? Важно ли, что вино освящено?

Я не думаю, что имеет принципиальное значение место, где куплено вино: в церковной лавке или простом магазине. Освящается вино потому, что, как говорит апостол Павел: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10, 31). Известно благотворное влияние чистого виноградного вина на здоровье человека: оно является кроветворным средством и хорошим лекарством, поддерживает, как говорит Церковь, «внутреннюю теплоту». А где оно куплено - это уже второй вопрос. Можно купить в любой лавке вино и освятить в церкви, не будет разницы.

С вином, особенно в нашей стране, связано много проблем. Регламентирует ли Церковь количество вина, которое можно употребить?

Количество и порядок употребления вина регламентирует церковный Устав. В Уставе говорится, что в определенные праздники употребляется вино в размере от одной до трех красовуль.

- А что такое «красовуля»?

Одна красовуля - это 125 граммов вина. Но когда определялась эта мера, виноградное вино было довольно густым и обычно его пили разбавленным, поэтому с водой получалось около 375 граммов. Такая мера предусмотрена церковным Уставом. Это немного, сейчас позволяют себе выпить и больше. Люди все разные, и потому каждый должен определить свою меру. Грех будет в том случае, если человек напьется. Священное Писание очень жестко осуждает такого человека. В своих притчах говорит царь Соломон: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного» (Прит. 23, 29-30). В Евангелии про злоупотребление вином четко сказано: «…пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6, 10).

Типикон не делает разницы между видами спиртных напитков и все называет вином. Но существует не только вино, но и крепкие напитки. Как вы считаете, православные христиане могут употреблять крепкие спиртные напитки?

Ну, например, на Афоне, в месте, известном строгостью жизни, приходящему в монастырь всегда подносят рюмку водки. Так же и на Синае. Конечно, крепкие напитки не запрещены. Один мой друг, священник и врач, говорил, что водка, но не более 50-70 граммов, не страдающему алкоголизмом может быть полезна для здоровья. Но это касается только небольшого употребления крепких спиртных напитков. Напиваться нельзя! Важно, чтобы было радостно, но не должно быть помутнения рассудка. Это граница, за которую мы не имеем права переходить. Человек должен оставаться трезвомыслящим. Святой Силуан Афонский говорил: «Как определить: объелся ты или нет? Если после того, как встаешь от трапезы, хочется молиться, значит, не объелся. А если хочется заснуть, забыться и не молиться, значит, ты объелся». То же самое касается и вина.

- Можно ли пить вино и водку в пост?

Типикон не проводит никакого разделения между спиртными напитками по крепости, употребление водки регламентируется (кроме объема) теми же правилами, что и употребление вина. Но если, например, человек замерз Великим постом, я не думаю, что будет тяжким грехом, если он выпьет рюмку водки, чтобы согреться. Точно так же если у человека малокровие - не будет греха, если он выпьет бокал красного вина для укрепления сил. Но поскольку вино является знаком радости, а пост - временем печали о наших грехах, в посты, особенно в Великий, вино употребляется только в праздничные дни: субботу и воскресенье.

Не секрет, что русскому человеку меры держаться непросто. А от последствий ее нарушения страдают и сами нарушители, и их родственники. Может быть, православным вообще лучше «не употреблять»? Особенно в такие ответственные дни, как свадьба?

Были такие православные - комсомольцы их звали. Они говорили про «безалкогольные свадьбы», до сих пор помню.

- Бывают и настоящие православные «сухие» свадьбы. Я лично сам недавно на такой присутствовал.

Действительно, есть у нас такое представление, что употребление алкоголя - грех сам по себе. Утверждают, что в водке дьявол, что пиво - сатанинский напиток и так далее. И хотелось бы напомнить православным 51-е правило свв.Апостолов, которое гласит: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина, не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что все добро зело, и что Бог, созидая человека, мужа и жену сотворил вместе, и таким образом клевещет на создание: или да исправится, или да будет извержен от священного чина, и отвержен от церкви. Так же и мирянин». И человек, учащий так, подлежит анафеме. Не просто прещению или наказанию, но именно отлучению от Церкви. Почему? Потому что такой человек хулит Творца Вселенной, Который дал нам эти дары. Апостол Павел в своих посланиях повелевает Тимофею пить немного вина «ради желудка твоего и частых твоих недугов» (1 Тим. 5, 23). Так что нельзя говорить, что вино - грех. Грех здесь не в вине, а в человеческой злой воле. Точно так же как не в шприце, даже не в наркотическом средстве, потому что наркотик может быть и лекарством, - а в злоупотреблении. Но, конечно, все это не касается людей, которые лечатся от алкоголизма, - им пить нельзя ничего.

Бывает такое абсолютное отвержение вина, если, например, пили родители. И человек не пьет ни при каких случаях. Это разумное решение?

В этом есть нечто справедливое. Дело в том, что у алкоголиков, не просто пьющих, а именно алкоголиков, тех людей, которым поставили этот диагноз, уже другая физиология. В восьми процентах случаев у детей, рожденных в семьях алкоголиков, фермент, расщепляющий алкоголь, не вырабатывается или вырабатывается в недостаточном количестве. Поэтому для такого человека, безусловно, принятие алкоголя крайне опасно.

- А есть люди, которые говорят: «Я настолько не принимаю алкоголь, что боюсь причащаться».

Да, была такая секта енкратитов. Церковь их осудила еще во втором веке. Вообще вокруг вина, мяса, красивых одежд существует множество суеверий, которые на самом деле являются воспроизведением древних ересей. Например, у манихеев, гностической христианской ереси, обесценивающей земную жизнь, считавшей злом весь материальный мир и его Творца, был даже обряд проклятия вина и хлеба, потому что это - плод рук Творца: «не я тебя сажал, не я тебя растил». И они проклинали всех, кто пьет вино.

Я вообще думаю, что все эти запреты на употребление вина - исключительно от врага. Потому что неслучайно даже в исламе вино запрещено, а наркотики - нет.

- Как вы объясняете и расцениваете отказ от спиртного в инославных христианских деноминациях?

У инославных христианских деноминаций некоторых направлений, например баптистов, это может быть связано с тем, что они просто не знают, чем заняться. Им неизвестна технология борьбы со страстями, поэтому они пытаются, как говорил святитель Николай Японский, заместить духовную активность активностью внешней. Превратить собрание христиан в клуб трезвенников. Их пафос в том, что вот раньше я был грешником пьяницей и наркоманом, а сейчас все бросил, ничего больше не употребляю и этим горжусь.

Второй момент: происхождение протестантизма тесно связано с манихейством, которое в средневековой Европе проявилось в религиозных движениях альбигойцев (катар), осужденных позднее католической Церковью. Альбигойцы вина не употребляли, проповедовали крайний аскетизм, притом что отвергали догмат о триединстве Бога, церковные таинства, почитание креста, икон.

Человек за рулем, летчик, шахтер, врач и люди других профессий риска после работы обычно «снимают напряжение», выпивают. Появляется привычка - прийти домой и выпить сто грамм. Эта та самая мера, чтобы восстановить равновесие, или это злоупотребление?

Снять усталость можно, но в этом есть очень большая опасность того, что эта привычка может привести к зависимости. Усталость часто вызывает депрессию, а депрессия приводит к алкоголизму. И в медицине, и в христианстве известно, что пьянство рождается от уныния. И поэтому надо очень беречься этой опасности. Тем более водителю, который, выезжая на дорогу в пьяном виде, совершает двойной грех: рискует и своей жизнью, и жизнью окружающих.

Сухое или сладкое?


Какое вино употребляется для Евхаристии? Важны ли здесь сорт винограда, марка, крепость, цвет? Насельник Данилова монастыря иеромонах ГЕРМОГЕН (Ананьев) рассказал корреспонденту «НС» Максиму ПЕТРОВУ о том, какие вина сегодня используются в Русской Православной Церкви, и в частности в Даниловом монастыре:

С древности классическим вином для Евхаристии считается сухое вино. Церковными правилами утверждено, что для Евхаристии должно использоваться красное не прокисшее вино, полученное от виноградной лозы. Насчет крепости и сладости никаких установок нет. Когда эти правила писались, красные виноградные вина были только сухими (без перегонки красное виноградное вино не может быть очень большой крепости). Были еще крепкие напитки из разряда водок, которые к винам не относились. Таким образом, крепость и сладость церковного вина принципиального значения не имеют.

Гораздо важнее цвет. Он должен быть красный, так как это вино претворяется в Кровь Христову. Возможно, именно густота цвета повлияла на то, что в России сложилась традиция в качестве церковного вина применять кагор. Это тоже вино из чистого виноградного сока, из сладких сортов винограда. В классические качественные кагоры не добавляется ни сахар, ни спирт. Его сладость достигается за счет содержащегося в винограде сахара, а не за счет сахарной добавки. Настоящий кагор при разбавлении водой (а при Евхаристии в Святую Чашу добавляется горячая вода) сохраняет цвет, вкус и аромат, чего не скажешь о сухих винах (не та концентрация). Тем более о поддельных кагорах. Большинство наших кагоров - молдавского производства. Они недорогие, и если это не поддельное вино, то весьма неплохого качества. Крымских настоящих кагоров очень мало. Но и они возможны для богослужения.

Какое именно вино покупать, зависит от желания настоятеля храма или монастыря и от их финансовых возможностей. В большинстве наших храмов покупают вина молдавские или крымские. Данилов монастырь покупает разное вино, главные критерии - это качество и приемлемая цена. Отбором вина для богослужения в монастыре занимается ризничий, как правило, вместе с келарем (в зависимости от ситуации). Сегодня нельзя доверять красивым этикеткам на бутылках и заверениям поставщика обманывают, к тому же качество вина под одной этикеткой постоянно меняется даже у одних и тех же продавцов. Поэтому перед закупкой партии вина его обязательно дегустируют.

Для Евхаристии Троице-Сергиева лавра использует домашнее вино

Троице-Сергиева лавра не покупает вино у посредников. Главному виночерпию Лавры игумену ХАРИТОНУ (Чекану) известны производители в Молдавии, изготавливающие вино домашним способом, с соблюдением всех секретов, переданных их отцами и дедами. Вот что отец Харитон рассказал нашему корреспонденту Алексею ОРДЫНСКОМУ:



- Вино, которое мы покупаем для Евхаристии, как правило, делают из сорта винограда каберне. Это лучшее молдавское вино (я родился в Молдавии и точно это знаю) и по насыщенности цвета, и по уровню качества. Поэтому «Каберне» - самое популярное вино в Молдавии. Крепость вина для Евхаристии не превышает 12 процентов. Из Молдавии вино привозится в специальной таре и уже в монастыре разливается по дубовым бочкам (200 и 500 литров). Хорошая бочка может служить до 70 лет. Монастырское вино хранится в подвале Пивной башни (не от слова «пиво», а от слова «питье») при температуре 7-9 градусов. Несмотря на то, что мы полностью доверяем нашим виноделам, перед покупкой я и два моих помощника из келарской службы обязательно дегустируем каждую партию. Для определения качества вина опытному дегустатору достаточно одного глотка.

А молдавские монастыри делают вино для Евхаристии сами. Даже если у монастыря нет своих виноградников, монахи покупают виноград. Перед началом изготовления вина в монастыре обязательно служится молебен.

Я думаю, что российская традиция использовать в качестве богослужебного вина кагор связана с проблемами доставки вина из южных окраин империи. Если сухое вино везти неделю, оно может прокиснуть, а в мороз - замерзнуть. Кагор же более устойчив к температурным колебаниям и транспортировке.

Великий пост – христианская традиция, сутью которой является воздержание от употребления верующими ряда продуктов, напитков и прочие ограничения, связанные с развлечениями, светской жизнью. Продолжительность – 7 недель (более двух месяцев).

Основная цель этого комплекса ограничений – достичь очищения на физическом и духовном уровне. Согласно традициям, пить вино в пост не запрещается, в отличие от других спиртных напитков.

Правила распития вина


Множество особенностей требуется учесть в этот период. Верующим, соблюдающим ограничения традиции, запрещается употреблять алкоголь в пост, а также пищу животного происхождения:

  • яйца;
  • молоко и молочные продукты;
  • масло;
  • шоколад и фастфуд;
  • энергетики;
  • кофе;
  • некрепкий чай;

Ограничение на употребление спиртных напитков устанавливается из-за самого назначения поста, — отречение от большинства плотских наслаждений для очищения мыслей (духа) и тела от зла. Пить алкоголь в Великий пост для увеселительных целей – противоречит изначальному замыслу этого воздержания.

Ограничение распространяется практически на все виды спиртного: водку, пиво, и прочее.

Этот отказ направлен на отрешение от наслаждений. Должен быть осознанным и добровольным. Полный запрет выпивать алкоголь в этот период не распространяется на вино и кагор.

История обычая


В рамках миссионерско-апологетерического проекта «К истине» архимандрит Шевкунов предоставляет историческую справку о том, что традиция употреблять вино в пост пришла к нам из Византии и Сирии.

Процедура причастия, проводимая во время периода воздержания, предполагает употребление кагора и хлеба. Православное таинство построено на завете Христа: «Пейте кровь мою!», — где под питательной жидкостью организма понимается вино или кагор.

В Византии и Сирии верующие понижали алкогольную крепость напитка, разбавляя его водой 1:3.

Полученный напиток не имел увеселительных качеств и служил общеукрепляющим средством, а в древние времена дополнительно обеззараживал воду. Красное сухое вино обладает оздоровительным эффектом, улучшает состояние организма человека, при умеренном употреблении.

Православные священники учитывают менталитет своих прихожан и советуют в Великий пост отказаться от употребления вина в чистом виде, не пить алкоголь, особенно в тех случаях, если верующий склонен к пьянству.

Вино в Великий пост

В вопросе о корректном, не приводящем к греху, употреблении спиртной продукции священники акцентируют внимание постящихся на правило, которое изрек Апостол Павел: «Все нам позволительно, но не все полезно».

Это высказывание задает смысл постному рациону – чувство меры должно быть постоянным и основополагающим принципом на протяжении периода, а отсутствие запрета на некоторые виды алкоголя – не повод пить. Необходимо помнить о том, что алкоголизм, как и другие виды зависимостей порицаются православной верой.

Строгие ограничения в питании и поглощении напитков установлены в первый день – необходимо воздержаться от употребления пищи, пить только воду, в том случае, если очень мучает жажда. В остальной период составлять рацион питания рекомендуется по Календарю поста.

Он помогает контролировать даты, в которые, пищу лучше употреблять в сыром виде, а в какие, тушить без масла. Календарь направлен на формирование пищевого поведения верующего, предполагающее духовную эволюцию постящегося.

Любые ограничения в питании в большей степени распространяются на взрослых. Детское меню должно составляться с учетом развития организма, не должно негативно влиять на рост ребенка, деятельность мозга.

Учитывая правило золотой середины во время воздержания и запрет на употребление алкоголя для людей, страдающих алкоголизмом, можно сформировать основной перечень правил распития вин и кагоров в Великий пост:

  • Допускается употреблять 1-2 бокала в выходные (суббота, воскресенье) в процессе скромного приема пищи.
  • В будние дни во время полиелейных (даты почитания святых) праздников.
  • Употребление вина входит в Причастие. Поскольку оно является частью религиозного ритуала, то умеренное распитие не возбраняется.

Не запрещено употребление сухих красных вин в лечебных целях, например, при анемии, при проблемах с давлением. Поскольку это носит лекарственный характер, сродни приему таблеток. То есть человек не распивает спирт и его производные в период обострения алкоголизма, и церковью не осуждается.

В подобных случаях большую роль играет восприятие ситуации самим верующим, комфортно ли ему принимать такое лекарство.

Заключение


Великий пост — религиозное явление, период воздержания от излишеств в пище и напитках, направленное на очищение духа и тела верующего от зла, на просветление. В этот более чем двухмесячный период нельзя употреблять еду животного происхождения и напиваться.

Ограничение на спиртное не распространяется на винные продукты и кагор. В ряде случаев – Причастие, дни почитания святых, выходные – не возбраняется употребить немного вина.

Запрещается и порицается церковью употребление спиртных напитков для увеселения.

С распадом Советского Союза ушел в прошлое всеобщий атеизм, а люди проявили интерес к религии. К сожалению, многие православные традиции за годы социализма были забыты. К примеру, теперь верующие не так четко понимают, как именно нужно поститься. Можно ли пить вино в пост? Разрешается ли рыба? Готовят ли на растительных маслах? Вопросов много, а ответов нет. Сегодня мы решим один из этих вопросов и узнаем, осуждает ли Церковь употребление вина в пост.

Мнение служителей монастырей

По специальному монастырскому уставу в дни поста пить можно только красное вино. Причем употреблять алкогольный напиток разрешается не каждый день, а в выходные – субботу и воскресенье. Это правило распространяется как на Рождественский, так и на Великий пост. Те же требования относятся к Успенскому и Петрову постам. Причем алкоголь стоит пить в умеренном количестве. Точной меры вам никто не даст. Но чтобы не потерять рассудок, надо ограничиться одним бокалом. Причем лучше всего пить кагор, потому что он ассоциируется с кровью Христа. А вот выбирать белые вина для употребления в дни поста нельзя – Церковь не одобряет этого.

Современный взгляд на историю

Старые церковные законы не против бокала вина в выходные. А вот современные священники настроены не так позитивно. Они считают, что алкоголь следует исключить из своего рациона хотя бы на время поста.

Народы древних государств, Византии и Сирии, никогда не пили чистое вино. Они всегда разбавляли его с водой в пропорции один к трем. Когда писался Устав, византийцы и сирийцы физически не могли прожить без вина. Ведь этот напиток восполнял постоянный недостаток воды. К тому же в те времена не было ни лекарств, ни витаминов. Тогда-то Церковь и «дала добро» на употребление вина в дни воздержания.

А разве есть в современном мире дефицит в витаминах, лекарствах, воде? Так как сейчас всего достаточно, то и вино пить совершенно необязательно. Любой батюшка может напомнить вам, что смысл этого времени – отказаться от мирских удовольствий для того, чтобы тщательно обдумать всю свою жизнь. Ведь пост – это не всеобщая диета. Поэтому в это время лучше всего не пить вино, а разбираться в себе, искоренять плохие качества: гордость, зависть, тщеславие. Кроме того, помните и о духовном развитии – оно во время поста необходимо.

После того как рухнул Союз и в прошлое ушел проповедуемый его идеологией атеизм, сильно возрос интерес к православию. Однако многие его традиции забыты хотя бы потому, что некому было передать следующему поколению суть церковных обрядов, а задавать вопросы в храме некоторые стесняются. И хотя большинство вновь уверовавших в общих чертах представляют себе смысл и правила поста, многие все же имеют сомнения в том, можно ли в пост пить вино.

Основные положения воздержания

Прежде всего, эти дни - не диета для похудения. Когда человек именно постится, он отказывается от чего-то, к чему привык, без чего ему придется обходиться с определенными усилиями. Именно в этой работе над собой и заключается глубинный смысл положенного воздержания. Конечно, существует перечень определенных продуктов, запрещенных (скорее, не рекомендуемых) к употреблению в эти дни - мясо, молоко, яйца… Но при этом женщины в тягости, больные, путешественники, маленькие дети и те люди, которые работают физически, соблюдают церковные правила в весьма мягком варианте. К примеру, дети получают полноценный рацион, иначе есть риск замедления роста, рахита, снижения иммунитета. Зато на эти дни они должны отказаться, к примеру, от сладостей или ограничить себя в мультиках. Именно такими методами разумные родители объясняют потомкам внутреннюю суть поста.

Разрешенные Церковью дни

Тем взрослым, которых интересует, можно ли в пост пить вино, нужно помнить, что пьянство в принципе религией не одобряется. Употребление алкоголя вызывает зависимость, а это глубоко порицается Церковью.

Однако как раз к вину устав относится мягче. Символически красное означает Кровь Христову. Им даже причащают в церковных службах. Есть дни, в которые дозволяется пить вино в пост. Когда можно? В праздники в их два: 4 и 19 декабря. Однако можно - не значит «в хлам». Стаканчик-два, восславить Господа - и довольно. А тем, кто склонен к злоупотреблению, но искренне верит, вообще стоит воздержаться.

Некоторые новообращенные считают, что вино в пост допустимо по субботам и воскресеньям. Это не совсем сообразуется с церковными правилами. Хотя чисто народная традиция допускает возможность принять спиртное на выходных.

Между прочим, не только вино

Принципы, изложенные в отношении воспитания ребенка, которому строго поститься противопоказано, справедливы и для взрослых. Почему же возникает только один вопрос о том, можно ли в пост пить вино? Отчаянным кофеманам стоит такой вопрос задать и о своем любимом напитке. Он тоже вызывает привыкание, хотя и не такое вредное, как алкоголь. Без него также трудно обходиться по утрам. Так что если быть честным, верующий, желающий поститься искренне, должен отказаться и от кофе. К тому же при ограниченном ассортименте того, что дозволено есть, организм неизбежно перестраивается и несколько ослаблен. Так что отсутствие кофе не только закалит вашу силу воли, но и пойдет на пользу в первую очередь сосудам.

Ограничение при этом такое же, как и в отношении еды. Если вы без мяса (или кофе) кидаетесь на окружающих, не надо от привычки отказываться напрочь. Лучше выпить чашку напитка, чем откусить кусок хорошего настроения у жены-мужа-брата-ребенка, да даже соседа. Пост должен быть светлым, а не злобным.

Послабления в винопитии

Как и с едой, в проблеме с тем, можно ли в пост пить вино, есть свои исключения. Прежде всего они касаются здоровья. Если вы в сдавали кровь, то шоколадка и стакан красного сухого вина - это рекомендация врача. И чтобы не затянуть процесс восстановления надолго (тем более при ограничении продуктов питания), лучше последовать такому совету.

Зачастую вино прописывают при ослабленности организма, анемии, для поддержания иммунитета. Глинтвейном многие лечат начинающуюся простуду. В таких случаях уже каждый решает сам для себя, можно ли в пост пить вино. Современная медицина все же предлагает огромное множество лекарств от подавляющего большинства болезней. Искренне постящийся наверняка среди этого изобилия найдет что-нибудь, не содержащее спирт.

Второе извинительное оправдание: рабочие требования. Бывают случаи, когда встреча с деловым партнером назначена в ресторане. Выставлять напоказ свою веру перед посторонним человеком и объясняться не хочется. Но если пить вино в пост в такой ситуации, удовольствия от него явно не получишь, так что и греха особого нет.

Впрочем, сейчас уже почти ушли традиции девяностых с ресторанами, банями-саунами и шашлыком с водкой в заповедном лесу. Конечно, иностранные партнеры не всегда в курсе православных дат и обычаев, но они обычно с пониманием относятся к церковным установлениям, поскольку в большинстве своем и сами верующие.

А если праздник?

Да, и в постные дни бывают дни рождения, свадьбы (хоть это и не одобряется церковью, но мы живем в и веруют далеко не все поголовно), юбилеи или крещение. В народе все эти события принято отмечать, и возлияния являются неотъемлемой часть празднования. Можно ли в пост пить вино в таких случаях? Это вопрос сознательности, ответственности, силы воли и веры. Если немного, только обозначить свое единение с празднующими, то, наверное, можно. А не хотите нарушать свой пост - садитесь за руль, и объяснять ничего не придется.

Главное для постящихся - помнить, что правила поста - не свод тюремных установлений. Это советы и рекомендации, цель которых - очищение. В каком объеме им следовать, каждый меряет по себе. В силах вы в строгости соблюдать все уложения - соблюдайте. Нет - делайте все, что в ваших силах, и не казните себя за неспособность сделать большее. Со временем, может быть, вам станут доступны даже аскетические подвиги. Однако от пития в пост все же постарайтесь воздержаться.



Загрузка...

Реклама