dselection.ru

Антиалкогольная кампания в ссср. Распространенность пьянства в ссср

ЦСУ СССР, к сожалению, не публикует основные данные по алкогольной и курительной проблемам, потому многие из нас вынуждены прибегать к подсчетам и предположениям.

Перед империалистической войной пьянство в России было значительно ниже, чем в других ведущих христианских странах, о чем свидетельствуют следующие данные о потреблении абсолютного алкоголя на душу населения: Франция – 23,32; Италия – 11,67; Германия – 10,06; США – 6,56; Россия – 3,13 литра в год («С.-Петербургские ведомости», 1914, 19 января /1 февраля/, № 15, с.1). Еще большее преимущество мы имели в первые годы после Октябрьской революции. По данным Э.Дейчмана, даже в год введения водочной монополии в СССР (1925) потребление абсолютного алкоголя на душу населения составило всего лишь 0,88 л, а в других странах этот показатель был таким: Франция – 17,99; Италия – 13,77; Англия – ,6,17; Германия – 2,74. В последующие годы по темпу роста пьянства мы заняли ведущее место и в настоящее время обогнали многие страны. Как показывает таблица 4.3., в 1970 г. по распространенности пьянства Советский Союз занимал 8, США – 14, Великобритания – 19 места среди 25 основных «пьющих» стран.

Таблица, 4.3

Число лиц, употребляющих в среднем более 150 мл абсолютного спирта в день

на 100 000 населения в возрасте 15 лет и старше в 25 странах, 1970 г.

страна страна Число лиц, потребляющих более 150 мл/день
Франция США
Италия Югославия
Испания ГДР
Люксембург Дания
ФРГ Канада
Португалия Великобритания
Швейцария Швеция
СССР Нидерланды
Австрия Польша
Бельгия Ирландия
Венгрия Финляндия
Австралия Норвегия
Новая Зеландия

В примечании к этой таблице ВОЗ сказано: «Среднее суточное потребление алкоголя в количестве, превышающем 150 мл, характерно для алкоголиков, поступающих для клинического лечения...» Следовательно, в таблице приведен процент вполне выраженных алкоголиков среди населения старше 14 лет.



За период 1970-1980 гг. продажа алкогольных изделий, а, следовательно, и пьянство выросли в 1,77, численность же населения лишь в 1,09 раз («Народное хозяйство СССР в 1980 г.». М., «Финансы и статистика», 1981, стр. 7 и 403). В 1980 г. в нашей стране было среди людей в возрасте старше 14 лет выраженных алкоголиков примерно 7,593 % (4,290 х 1,77 = 7,593). Если учесть, что в странах, которые в 1970 г. опережали нас по алкоголизму, потребление спиртного мало изменилось, то, можно думать, в настоящее время мы «угрожаем» традиционному чемпиону по пьянству – Франции.

За период I940-1980 гг. продажа алкогольных и табачных изделий выросла соответственно в 7,8 и в 8,7 раз («Народное хозяйство СССР в 1980 г,», стр. 402 и 430). Советское государство с каждым годом импортирует все большие количества спиртного и табака. В 1980 г. закуплено винно-водочных изделий на 507 023, табака и табачных изделий – на 493 154 млн. руб. Водки завезли на 2 609 070 л больше, чем в 1979 г., а сигарет – на 976 млн. штук («Внешняя торговля СССР в 1980 г.», «Финансы и статистика», 1981, стр.41 и 43).

Наше общество несет огромные людские, идеологические и материальные потери из-за высокой распространенности, потребления алкоголя.

Людские потери

«Мы, советские граждане, являемся свидетелями и творцами небывалого и великого события – более трети века наша Родина пользуется благами мира. В то же время мы являемся свидетелями и творцами небывалого по масштабам и пагубного явления – междоусобной борьбы, в которой в роли противников выступают жены и мужья, родители и дети, братья и сестры, начальники и подчиненные… более того, человек сражается с собой, он калечит и медленно умерщвляет себя. Средством ведения этой дикой, смертоносной и разорительной междоусобицы являются спиртные напитки. «Алкогольная война» в отличие от обычной ведется непрерывно, безостановочно работает невидимый конвейер смерти и ежегодно уносит в небытие фантастическое число жертв. Очень много сограждан теряем мы и из-за курения» (Г.А.Шичко, 1981).

И.Н.Пятницкая и А.М.Сточик сообщили о том, что, по данным ВОЗ, алкоголизм является причиной каждой третьей смерти, если учитывать частоту среди злоупотребляющих спиртными напитками сердечно-сосудистых заболеваний, болезней печени, желудка, почек, венерических заболеваний, травматизма в состоянии опьянения, самоубийств. Также по данным ВОЗ, 20% умирающих жителей индустриально развитых стран являются жертвами курения. Исходя из этих данных, а также из численности населения и смертности, взятых из сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 г.» (стр.7 и 31), я произвел подсчеты числа умерших в нашей стране в 1975-I980 гг. Из таблицы 4.4 видно, что мы понесли астрономические потери, причем совершенно неоправданные.

Таблица 4.4

Число умерших в СССР из-за алкоголизма и курения в 1975-1980гг. *

Годы Численность населения в млн. Число умерших на 1000 чел. Умерло жителей из-за
всего алкоголиков Курильщиков алкоголизма курения
253,3 9,3 3,10 1,86 785 230 471 138
255,6 9,5 3,17 1,90 810 252 485 640
257,9 9,6 3,20 1,92 825 280 495 168
260,1 9,7 3,23 1,94 840 123 504 594
262,4 10,1 3,37 2,02 884 288 530 048
264,5 10,3 3,43 2,06 907 235 544 870

(* Цитата и таблица взяты из моей рукописи «Алкогольная проблема и возможности успешного ее решения», отправленной в ЦК КПСС в связи с подготовкой XXVI съезда партии. Таблица дополнена данными за 1980 г.).

В 1980 г. умерло из-за алкоголизма и курения примерно полтора миллиона человек, что в два с лишним раза превосходит потери нашей Родины на фронтах империалистической войны (626 400 убиты + 38 600 отравлены газами + 17 200 умерли от ран = 682 200 человек. Сб. «Мы и планета», М., Политиздат, 1967, стр. 52). Смертность так велика, что каждый из нас может назвать не один случай гибели людей из-за поглощения спиртных напитков. П.Д. – бывшая директор школы и мать алкоголиков Василия Д. и Ивана Д., прошедших у меня дезалкоголизмию, подарила мне два собственных рукописных рассказа: «С этим нельзя мириться» и «Трагедия одной семьи». В них она пишет о следующих горестных фактах: I) в селе с населением 2 500 человек с 8 и до 20 часов в 9 точках продается спиртное; 2) процветает самогоноварение, виновников оштрафовали на 5 руб. каждого; 3) за короткое время погибли из-за спиртного четверо коммунистов и 7 беспартийных; 4) среди женщин имеется 9 явных алкоголичек и много пьяниц; 5) 6 подростков осуждены на разные сроки за тяжкие преступления; 6) из-за алкоголепития почти вымерла большая колхозная семья, которую составляли родители, четверо мальчиков и одна девочка, остались мать – алкогольная деградантка, стоящая у края могилы, и пьянствующий сын.

П.Д. перечислила только часть случаев – трагедий, но и их достаточно, чтобы составить представление о горе, которое пышно растет на алкогольной почве.

За пятнадцатилетний период трое мужчин, проживавших на 4 и 5 этажах по нашей лестнице, разбились при падении с балконов; двое из них перед гибелью участвовали в попойке.

Мы, работники системы здравоохранения, в большом долгу перед народом: в нашей стране сосредоточена треть врачей и четверть ученых мира, однако пагубный процесс роста смертности пока не остановлен. За I960-1980 гг. она выросла с 7,1 до 10,3 на тысячу населения, а естественный прирост упал с 17,8 до 8,0; особо неблагоприятны эти показатели в славянских и прибалтийских республиках («Народное хозяйство СССР в 1980 г.», стр.31-33). Некоторые успокаивают себя предположением, что в других странах положение не лучше. Во многих лучше! Обратим внимание на три крупнейшие державы мира: КНР, США и Японию. Смертность равнялась в 1950 и 1980 гг. соответственно: в КНР – 17,0 и 6,2 (1979 г.); в США – 9,6 и 8,7; в Японии – 10,9 и 5,9; в СССР – 9,7 и 10, 3 (там же, стр. 90).

Алкоголь является прямой или косвенной причиной очень многих заболеваний. По данным ВОЗ, алкоголизм причина ¼ сердечно-сосудистых заболеваний. В.В.Волков пришел к заключению: 90 % заражений сифилисом и 95 % заражений гонореей происходят в состоянии опьянения. Е.И.Архангельская отмечает не только зависимость распространенности венерических заболеваний от распространенности алкоголепотребления, но и зависимость результатов лечения от этого фактора. Она признала лечение больных, употребляющих алкоголь, неэффективным, поскольку под его влиянием перерождаются микробы, обретают оболочку, защищающую их от лекарств. Это ею подтверждено убедительным иллюстративным материалом.

Малоэффективным считается лечение пьющих туберкулезных больных. Об этом неоднократно сообщалось в печати, приведу собственные факты. В 1973 г. я проводил в Белорусской республиканской психиатрической больнице четырехдневный семинар на тему: «О более полном использовании наличных возможностей для усиления борьбы с алкоголизмом». Был удивлен участием фтизиатров, в перерыв обратился за разъяснениями. Мне сказали, что они хотят овладеть методом отрезвления, чтобы с его помощью подготавливать своих пациентов – любителей спиртного к специфическому лечению. 27 марта 1981 г. я прочел в санатории «Свецк» (Гродненская область) лекцию о гипнозе и его возможностях (с противоалкогольным уклоном) на которой случайно оказался инспектор из Минска. В Гродно мы возвращались вместе, мой попутчик уговаривал приехать в Минск и прочесть в Туберкулезном институте цикл противоалкогольных лекций или хотя бы одну. Он с горечью рассказал о тяжелом положении фтизиатров в связи с пьянством их пациентов.

Хорошо известно, что многие психические заболевания являются следствием употребления алкоголя (около ¼ мест в психиатрических стационарах заняты алкоголиками), что цирроз печени поражает преимущественно любителей спиртного, что алкогольные напитки, особенно в сочетании с табаком, содействуют развитию рака... Алкоголь вызывает многие генетические уродства, он, подобно ионизирующим излучениям, является мутагенным фактором, не имеет предельно допустимой дозы, всякий прием его соответственно отражается на генетическом субстрате. Последствия приема алкоголя могут сказаться не на первом, а на последующих поколениях.

Отказ нашего народа от употребления спиртных напитков и табачных изделий преобразит жизнь страны: примерно наполовину снизится смертность, резко упадет заболеваемость, советское здравоохранение сможет в короткое время заметно расширить список полностью побежденных заболеваний, увеличится период молодости, поднимется продолжительность предстоящей жизни, много реже будут происходить разводы, умнее, крепче здоровьем и жизнерадостнее станут подрастающие поколения; к двухтысячному году мы сможем отрапортовать человечеству: «Советские люди обрели максимально возможное в наше время здоровье».

Идеологические потери

В.И.Ленин писал: «...только тогда мы научимся побеждать, когда мы не будем бояться признавать свои поражения и недостатки, когда мы будем истине, хотя бы и самой печальной, смотреть прямо в лицо». Мы терпим поражение за поражением в борьбе с пьянством и будем терпеть, пока не посмотрим горькой истине в лицо. А ее суть заключается в следующем: алкогольная проблема по преимуществу идеологическая и решать ее нужно в первую очередь с помощью соответствующих методов; рост пьянства свидетельствует о недостаточности нашей идеологической работы, о значительном преобладании проалкогольной, а не противоалкогольной пропаганды.

Употребление алкогольных напитков противоречит материалистическому мировоззрению. «Материалистическое мировоззрение, – писал Ф.Энгельс, – означает просто понимание природы такой, какова она есть, без всяких посторонних прибавлений...». Характерным для него являются правильное восприятие действительности, научное понимание ее и соответствующая деятельность.

Пьющим присущи неправильное восприятие действительности, тенденциозное понимание алкогольной проблемы и противоестественные действия.

Неправильное восприятие реальности любителями спиртного нашло яркое отражение в крылатой фразе князя Владимира: «Руси есть веселье пити, не можем без того быти». Это утверждение – клевета на наших предков, поэтому многократно предпринимались попытки представить ее выдумкой или княжеской шуткой. Владимир был пьяницей, поэтому ему мерещилось, будто и его подданные не могут жить без спиртного. Приведу современные факты.

В 1974 г. совершил туристскую поездку по Египту, первостепенная причина – получить достоверный материал об отношении арабов к алкогольным напиткам. Ко времени возвращения в Александрию для отбытия на Родину, у меня сложилось такое мнение: в Египте свободно продаются спиртные напитки, однако мусульманское население отрицательно относится к ним, потребителями являются местные христиане (копты) и туристы. Накануне отъезда обратился к нашей руководительнице с просьбой познакомить меня с администратором ресторана для выяснения вопроса о его посетителях и об их отношении к спиртным напиткам. Она с недоумением и несколько вызывающе спросила: «А что тут выяснять? Все арабы пьют, как и мы». Я возразил, собеседница с некоторым раздражением стала доказывать: «Вы были в Каире в ресторане, где показывали танец живота? Видели с нами сидели два араба? Они пили вместе с нами». Я опроверг это утверждение: «Мы с женой специально заняли места рядом с вашим столиком для наблюдения за арабами. Один из них ни капли не выпил, он поднимал вместе с вами свой фужер и ставил на место, второй, кроме этого, производил пригубление. Он систематически подливал вам и Вы с приятельницей добросовестно пили». Руководительница сначала удивилась, потом задумалась и воскликнула: «А ведь и правда, они не пили! Да, представьте себе, арабы, кажется, совсем не пьют». Знакомить меня с администратором она отказалась, поэтому мы с женой использовали свободную первую половину следующего дня для прогулки и сбора дополнительных сведений по алкогольной проблеме.

Справились у пешехода о дороге, разговорились, он назвался грузином, давно проживающим в Египте. На мой вопрос уверенно ответил: «Арабы много и всё пьют: вино, водку, коньяк». Я выразил недоумение и сослался на свои сведения, однако собеседник настаивал на своем: «Арабы любят пить, не могут без этого, вот как я. Если я вечером не выпью с пол-литра, то спать не могу, а, если утром не выпью, то мне плохо». Я знал, что это болтовня алкоголика, однако для очистки совести решил спросить еще двух-трех человек. Нам с женой повезло, через несколько минут мы на улице встретились с двумя советскими дамами; они даже возмутились, услышав мой вопрос от отношении арабов к спиртному: «Мы здесь живем два года и отлично знаем, что арабы совершенно не употребляют ни водку, ни вино, ни другие алкогольные напитки». Я рассказал о встрече с грузином, соотечественницы рассердились, одна из них спросила: «А-а, это тот, что рыбу продает? Ему нельзя верить». Другая подчеркнуто сказала: «Здесь ни молодежь, ни взрослые, ни старики не употребляют алкогольные напитки, им это запрещает «Коран». Пьяного араба не увидишь, не почувствуешь запах алкоголя ни в трамвае, ни в автобусе, ни на улице; арабы совсем не пьют». Я справился: «Для кого в таком случав свободно продаются спиртные напитки?» Услышал такой ответ: «Да, действительно продают и стоят они сравнительно дешево: наша водка 1,5 фунта, вино 50 пиастров, фунт и дороже. Покупают эти напитки туристы, местные христиане, но не мусульманское население».

На теплоходе «Башкирия» невольно подслушал разглагольствование туриста, который часто находился во хмелю. Он «просвещал» небольшую группу земляков-вологодцев: «Чего этим египтянкам не жить: четыре бабы обслуживают одного мужа, время девать некуда, вот они пьянствуют и курят». Никто из слушателей не возразил. Удивительные факты: люди совершили путешествие по Египту и не заметили главную достопримечательность – трезвость его населения, достопримечательность, которая значительнее пирамид и сфинкса.

Алкоголики неоднократно мне сообщали о том, что только после отрезвления они начали видеть красоту памятников, зданий, улиц. Один из них неоднократно бывал в Москве, но имел о ней смутное представление, став трезвенником, взял отпуск и с дочерью специально поехал знакомиться со столицей. Профессор ЛГУ с удивлением рассказывал о том, что теперь пища доставляет ему вкусовое наслаждение. Прежде, по его утверждению, она напоминала ему безвкусную вату, которую он нехотя заталкивал в рот, чтобы не умереть с голоду.

Несколько слов о неправильном понимании пьющими алкогольной проблемы. В печатных материалах содержится масса проалкогольных и самых нелепых высказываний по алкогольной проблеме, исходящих от пьющих авторов. Они взяли на вооружение не материалистическую, не ленинскую противоалкогольную стратегию, а поповскую, суть которой сводится к пропаганде и поддержке так называемого умеренного питья и бичевании трезвенников и пьяниц. Алкоголепийцы не понимают элементарной истины, что термин «умеренность» приложим только к хорошему, полезному. Можно ли говорить об умеренном употреблении героина? Об умеренном хулиганстве? Об умеренном воровстве? На таком же основании следует признать нелепым словосочетание «умеренное употребление спиртных напитков».

Пьющие рассматривают умеренное питье как нечто стабильное: если умеешь пить, то до конца дней останешься в границах умеренности. В действительности же в силу привыкания организма к алкоголю с течением времени для достижения прежнего уровня опьянения требуются все более высокие дозы. Так постепенно суточные дозы доходят до 1,2, а в отдельных случаях до 4 литров водки.

Известно, что спиртные напитки затуманивают сознание, ослабляют контроль; поэтому умеренное питье, тем паче в наши дни, явление исключительное. Намерение немного выпить слабеет после приема первой порции, еще больше после очередных, вместе с тем умеренник все меньше сопротивляется уговорам собутыльников. Обычно пьют до опустошения запасов спиртного, или до расходования денег, или до значительной интоксикации. Иллюзорность рассуждений об умеренном питье была известна в древности, о чем свидетельствует, например, замечательное произведение философа Платона «Пир».

Не было, нет и никогда не будет государств, население которых пило бы умеренно. Одно время в Древних Афинах считалось уделом раба поглощать чистое вино, свободные граждане разбавляли его несколькими частями воды, однако и среди них было много пьяниц и алкоголиков. Христианское духовенство почти два тысячелетия грозит пьяницам вечными муками, однако число их не снижалось. Запугивали пьющих и земными карами. Например, Г.Медведев издал свой перевод французского трактата о возгорании пьяниц, в котором приводятся «факты» воспламенения любителей спиртного, отмечается большая подверженность этому женщин, подчеркивается почти полная невозможность затушить пламя. Со времен глубокой древности в отдельных государствах за пьянство, а иногда и за умеренное питье строго наказывали, вплоть до смертной казни. Там, где дозволялась умеренность, даже умерщвления варварскими способами (вливание в рот кипящего вина и др.) не привели к победе над пьянством, оно продолжало существовать. Это – закономерность, ведь пьянство и алкоголизм являются следствием умеренного алкоголепития. В период гражданской войны в нашей стране сурово карали военных за употребление спиртных напитков, что хорошо отобразил Д.Бедный в стихотворении «Слабость» (1918), в котором осуждается матрос, приложившийся к самогону:

Аль не читал ты приказов на стене

О пьяницах и о войне?

Вино выливать велено,

А пьяных, сколько задержат, столько будет расстреляно!

Не только пьяницы и алкоголики, но и умеренники представляют социальную опасность, на их долю приходится масса хулиганств и преступлений; очень многие ценные дела решаются во время «культурной» выпивки.

Обратимся к высказываниям некоторых умеренников. Нарколог Б.Тучин достаточно четко сформулировал основные положения умеренников: «Пей, да меру разумей, – говорят в народе. Именно поиски меры, на мой взгляд, должны стоять в центре нашей профилактической пропагандистской работы. Ищите для себя предел, не переступайте его, – должны сказать мы, медики, всем и каждому. Для алкоголика, лечившегося от болезни, современная медицина такой меры предложить не может. Для этого контингента альтернативой может быть только полное воздержание».

«Не призываю к миру без алкоголя, ибо нельзя требовать повсеместного установления сухого закона. Напоминаю: я – врач, много лет занимавшийся спасением алкоголиков. Мой призыв к умеренности выстрадан, выверен жизнью...

Нелепо и несерьезно бунтовать против наличия алкоголя в повседневном обиходе человечества».

Какое питье надлежит считать умеренным. На этот счет много высказываний, но наиболее откровенную формулировку дали И.Г.Ураков и В.В.Куликов: Умеренное употребление алкоголя – «...обязательное употребление алкоголя в дни семейных и государственных праздников, в дни получения заработной платы». На вопрос о «нормальных» дозах конкретно ответил психиатр Г.Блинов: «И если уж говорить о цифровых выражениях нормы алкоголя для здорового взрослого человека, то она лежит где-то в пределах 100-150 граммов водки, либо 200-300 граммов крепкого вина, или же 300-400 граммов сухого вина. Цифры эти очень приблизительны, вывожу я их эмпирически, из своих житейских наблюдений. Но хочу отметить, что если экономно и нечасто прибегать к таким не слишком большим дозам, то вы сохраните «свежесть» и приятную достаточную «остроту» опьянения в течение длительного времени, не нуждаясь в дополнительной дозе, в наращивании дозы. А если вы будете систематически ее превышать, то со временем вам понадобится все более и более увеличивать дозу для достижения того же эффекта». Человек, который последует указаниям этих авторов, сразу же станет пьяницей.

Некоторые любители спиртного давно сообразили, что умеренное питье занятие грязное, поэтому начали говорить о «культурном». Поскольку они стояли не на материалистической, а на поповской позиции, то допустили грубый алогизм: понятие «культура» и «питье спиртного» противоположны. Можно ли считать человека, причиняющего вред себе, близким и обществу культурным? Употребление самых изысканных вин и в малых дозах, в особо культурной обстановке, в компании «сливок общества» представляет собой загрязнение своего организма, химическое членовредительство, вызывание у себя состояния социальной опасности. Пропаганда «культурного» алкоголепотребления давно осуждена, как прикрытая форма пропаганды пьянства. Она осуждалась, например, журналом «Трезвость и культура». Так, Э.И.Дейчман в 1929 г. с возмущением писал: «Центроспирт твердо ведет свою линию. В Донбассе додумались до... развозки по домам в праздничные дни и в дни получек водки, И в это же время раздаются голоса о культурной выпивке». Высмеян сотрудник Госплана Т.Астерман за призыв пить «культурно».

В.Никитин сделал новое «открытие»: «...пищевое употребление спиртного само по себе социальной опасности не представляет. До тех пор, конечно, пока не перейдет в злоупотребление». Он же подбросил идею «...соблюдения так называемой «пищевой нормы» потребления вина...» Автор не знает детской истины: яд, отравляющая жидкость не является пищевым продуктом и разговор о его пищевой норме – нелепость.

Умеренники часто твердят: «Спиртные напитки сближают людей». Совсем наоборот: они дважды разъединяют их – физически и идейно. Физическое разъединение заключается в совершении опьяневшими хулиганских поступков, драк, грабежей и др. Часто собутыльники дерутся между собой, иногда гибнут в результате «алкогольного сближения». Спиртные напитки разъединяют не только отдельных людей, но и население. Вот старый, но выразительный факт, взятый из книги С.Д.Дрейдена «За ваше здоровье»: «25 млн. «прогуленных» рабочих дней, 500 000 человек зарегистрированных по РСФСР (а сколько не зарегистрировано?) убитых, искалеченных и раненых в результате пьяных драк, 88 % всех хулиганских и 60 % уголовных дел, набухших и расцветших на зыбкой алкогольной почве, треть всех растрат и государственных преступлений, произошедшая «по пьяной лавочке…» В наши дни подобное физическое «сближение» с помощью одуряющей жидкости дает более значительные последствия.

Идейное разобщение выражается в том, что трезвенники и пьющие придерживаются различных взглядов и убеждений. Алкоголепотребление делит людей на три группы: трезвенников, умеренников и алкоголиков. Эти группы враждуют между собой, причем особой агрессивностью отличаются вторые, считающие свою позицию золотой серединой. В действительности же их позиция фальшивая, поповская. Факт употребления спиртных напитков показывает, что пьющий не усвоил основы алкогольной проблемы. Достаточно ему восполнить пробел и он добровольно откажется от противоестественного занятия.

Спиртные напитки препятствуют настоящему тесному сближению нашего населения в одну всенародную семью. Имеется только один фактор истинного объединения людей – научные знания. Именно на их основе возникает общность взглядов, единомыслие, идейное родство. Только научные знания позволяют находить оптимальные решения, формировать оптимальное поведение, строить оптимальную жизнь. В дореволюционное время россияне были разъединены по религиозному признаку, и тогда значительной была межрелигиозная вражда. Широкое распространение в послеоктябрьский период образования и атеизма привели к значительному сближению трудящихся.

Идейная борьба, вспыхнувшая в прошлом веке между модератистами и абстинентистами, как тогда называли сторонников умеренного питья и противников его, продолжается и будет вестись до тех пор, пока в стране не установится трезвость. Советские модератисты занимают чуждую нашей идеологии, по сути христианскую позицию, используют поповские термины, идеи и аргументы, имеют искаженное представление об алкогольной проблеме.

В соответствии с этим представлением они поступают, причем их действия обычно оказываются нецелесообразными, а подчас уголовными. Сам акт алкоголепития – дикое занятие, придумали его дикари, которые прибегали к нему по ритуальным соображениям. Безрассудность пиршеств ярко показал В.Лебедев-Кумач в стихотворении «О дикарях», в котором имеются такие строки:

В котором века мы живем?

К лицу ль нам пир дикарский?

Ведь жизнь мы новую куем...

К лицу ли нам швырять рублем,

Когда мы строгий счет ведем

Копейке пролетарской?

Пьющий «швыряет рублем», чтобы взамен получить неприятную на вкус, многосторонне вредную жидкость, чтобы со временем потерять семью, работу, свободу, здоровье и жизнь. Взамен за такое огромное «жертвоприношение» он решительно ничего положительного не приобретает. Можно ли назвать такое поведение нормальным, материалистическим? Можно ли отнести к правильным такое поведение: I) Во Дворце бракосочетания регистрируют брак и официально навязывают молодым супругам шампанское. 2) Приехал в гости после долгой разлуки лучший друг, хозяин демонстрирует свое теплое отношение ежедневным отравлением его спиртным. 3) Борцы с пьянством устраивают попойку.

Да, устраивают и часто, в том числе наркологи. Как-то в Психоневрологическом диспансере я проводил психологическую подготовку алкоголиков к встрече Нового года; медицинские сестры неоднократно напоминали мне о том, что в связи с предстоящим праздником диспансер будет закрыт преждевременно, поэтому нужно отпустить пациентов и явиться по важному делу в конференц-зал к гл. врачу. Явился и был поражен: стоял густой табачный чад, сотрудники диспансера пьянствовали. Усиленно агитировали меня «не обижать», я сослался на предстоящую необходимость быть водителем автомобиля. Гл. врач, приплясывая около меня с наполненным бокалом, заявила: ничего особенного, можно пить, ГАИ в наших руках, в случае чего выручим. Всесоюзный семинар по организации наркологической помощи, проходивший в 1976 г. в Ленинграде, завершился «дружеским ужином». В Дзержинске наркологи проявили себя значительно ярче: две конференции наркологов, проходившие некоторое время назад, завершились массивными попойками; некоторые «инженеры душ алкоголиков» так одурели, что обнаженные разгуливали по гостинице; не обошлось без вмешательства милиции. В связи с таким поведением наркологов Дзержинский ГК КПСС возражал против проведения нашей межведомственной конференции; нам запретили устроить дружеское чаепитие, поскольку местные власти не верили в способность борцов с пьянством общаться без пьянства.

Приведенные факты показывают, насколько алкоголь искажает сознание и поведение людей. Наркологи (часть), которые по долгу службы обязаны быть стойкими трезвенниками, решительными противниками всякого употребления спиртных напитков, пьянствуют, причем иногда в рабочее время и на рабочем месте. Пьющий, тем более нарколог, не может считаться обладателем полноценного, стройного и последовательного материалистического мировоззрения. Он эклектик, именно поэтому многое искаженно воспринимает, придерживается ложного понимания алкогольной проблемы, совершает бездумные, противоестественные и противоправные поступки.

Торговля спиртными напитками находится в противоречии с отдельными важными партийными и государственными документами. Один пример. Статья 3 «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении» гласит: «Охрана здоровья населения является обязанностью всех государственных органов, предприятий, учреждений и организаций». Государственные предприятия, учреждения и организации, занимающиеся планированием производства, торговли и закупок за рубежом спиртных напитков, а также выращивающие сырье для их производства и т.п. не только не выполняют требования статьи 3, но приносят огромный вред здоровью населения. Та же статья обязывает граждан бережно относиться к своему здоровью и здоровью других. Все пьющие – нарушители этого требования, они искусственно подрывают здоровье и собственное и других, особенно родственников.

Недостатки, освещенные выше, ослабляют нашу идеологию, препятствуют успешному воспитанию молодежи, полному изжитию разных видов абсурдизма, в том числе религиозного, безраздельному утверждению в стране последовательного материалистического мировоззрения.

Материальные потери

Широко распространено мнение, будто производство и продажа спиртных напитков приносит огромный доход. Приносит частным лицам, а государство, особенно народ, несут огромные потери. По данным Э.Алексеева, Франция теряет из-за употребления населением алкогольных напитков в четыре раза больше, чем зарабатывает на его продаже. Такое же соотношение было в царской России. Огромные убытки несет СССР. Это легко установить путем простого подсчета. В 1940 г. все продовольственные товары, в том числе алкогольные напитки, не поименованные на 429 странице сб. «Народное хозяйство СССР в 1980 г.», стоили 2 873 млн. руб. Будем считать, что вся эта сумма была получена в результате продажи только алкогольных напитков. На стр.402 того же сборника указано, что в I980 г. продано алкогольных изделий в 7,8 раза больше, чем в 1940 г. Следовательно, в 1980 г. продали алкогольных напитков на 22 409 (2873 х 7,8) млн. руб. Если учесть стоимость нерационального использования рабочей силы, земли, складских и торговых помещений, транспорта, издержки производства, транспортировки и торговли, экологический вред, то доход окажется значительно меньше приведенного. Потери, вызываемые употреблением спиртных напитков, во много раз превышают доход, получаемый от их продажи. Даже частичный подсчет дает двенадцатизначное число. Известно, что рост производительности труда в промышленности на 1% дает государству более 5 млрд. руб. Министр внутренних дел Н.А.Щелоков в статье «Во имя человека» заявил, что по подсчетам экономистов «отрезвление производства» увеличивает производительность труда не менее чем на десять процентов. Отсюда выходит, что только промышленность ежегодно лишается более 50 (5 х 10) млрд. руб. В целом же народное хозяйство из-за сниженной производительности труда недополучает продукции примерно на 100 млрд. руб. Если же учесть все наши годовые потери, в том числе преждевременную гибель около миллиона человек, высокую заболеваемость, расходы на лечение, массовые прогулы, брак, низкое качество труда, замедленный темп развития нашего общества, то получится астрономическое число.

Алкогольная проблема для нас особо важна, без ее быстрого и радикального решения мы не сможем успешно справиться со многими другими проблемами (снижение смертности и заболеваемости до неизбежных уровней, полная ликвидация некоторых болезней и т.д.). Успешное решение алкогольной и курительной проблем резко повысит эффективность здравоохранительной службы.

Про сейчас мало говорят, но в 1970-х, во времена "благословенного застоя" (как любят выражаться поклонники СССР) люди очень много пили. А особенно смешно, когда фанаты СССР говорят про какую-то "тотальную алкоголизацию населения" в девяностых — про это писать могут только те, кто не знал истинных причин и цифр употребления алкоголя в СССР времен Брежнева.

Как бы ни спорили с этим фанаты Союза, но эта страна в период 1970-1980-х годов была самой настоящей страной бытовых алкоголиков — именно в эти годы потребление алкоголя среди обычных граждан достигло максимальных цифр.

Итак, в сегодняшнем посте — цифры и факты о том, как в СССР пили при Брежневе, а также про то, что случилось при Горбачёве. Заходите под кат, там интересно)

СССР спился при Брежневе.

Тем, кто считает "высокоразвитый брежневский СССР" страной культурных и малопьющих людей, я предложу обратиться к статистике. Согласно её данным, в 1960-е годы рядовой гражданин в СССР потреблял в среднем 4,6 литра алкоголя в год, к началу "застойных" 1970-х эта цифра выросла сразу до 8,44 литра (то есть, почти в 2 раза), а к началу 1980-х этот показатель достиг аж 10,6 литров чистого алкоголя.

А теперь давайте переведем это в конкретные напитки. В поллитровой бутылке водки содержится 200 грамм чистого алкоголя, а это значит, что среднестатистический советский человек в 1981 году выпивал 53 бутылки водки в год . Если же переводить на вино — то это будет 118 бутылок сухого вина. Не знаю, как вас, а меня эти цифры шокируют.

Тут ещё нужно учесть тот факт, что статистика считает "среднюю температуру по больнице", ведь в СССР были и абсолютно непьющие люди, и те, кто потребляет весьма умеренно (скажем, до 10 бутылок водки в год). Но тогда получается, что и так достаточно высокие цифры потребления (фактически, бутылка водки в неделю) нужно еще умножать для того, чтобы получить истинную картину потребления алкоголя.

Плюс ко всему, сюда же нужно приплюсовать потребление самогона и всяких домашних "наливок" из самодельного спирта, а также потребление всяких "нецелевых жидкостей", вроде одеколона, политуры и стекломоя — которые вообще никто никогда не учитывал. Какой могла быть реальная картина? Сложно сказать, так как такими подсчетами никто не занимался, но думаю что среди пьющего населения цифру в 53 бутылки в год можно смело умножать в 1,5-2 раза.

О чём нам ещё говорит статистика брежневских лет? От алкогольных отравлений в СССР в начале 1980-х умирало 2% всех умерших в стране мужчин. Повторяю — не от последствий многолетнего злоупотребления алкоголем (вроде инфарктов, панкреатитов, циррозов и прочих "прелестей"), а именно от отравления. Примерно черверть всех убийств в стране (23,7%) происходила в состоянии алкогольного опъянения, примерно таким же было и количество самоубийств в пьяном виде.

В абсолютном исчислении, от причин так или иначе связанных с алкоголем, в СССР умирало 351 тысяча мужчин и 135 тысч женщин ежегодно, что в сумме составляло 486 тысяч человек . Это сопоставимо с населением немаленького города областного значения.

Почему люди в СССР пили?

Почему же советские люди так много пили? Может быть, таким образом реализовывался хитрый план Даллеса по уничтожению СССР, и ночью над каждым советским слесарем стоял десантник НАТО, который вливал тому через воронку в рот водку? Разумеется, нет. Причиной тотального пьянства было само советское государство и сама советская система.

Современная наука гласит, что спиваться начинает тот, у которого нет "внутреннего стержня" и стремления развиваться и чего-то достигать в жизни. Именно эти условия "максимально качественно" обеспечивались в СССР — внутренний стержень у личности не мог возникнуть в обществе, основой существования которого было беспрекословное подчинение начальству и идеологии (вырабатываемое еще ), а чего-то "достигнуть в жизни" было тоже сложно — потолком развития советского человека была должность инженера в КБ с зарплатой в 200 рублей, дрянная дачка (вовсе не такая, как у ) и дрянная же квартирка.

Проще говоря, рядовой советский человек бухал просто от скуки. Выше слесаря-станочника не прыгнешь, никакое своё дело не начнешь, за границу не поедешь, больше 200 рублей в месяц не получишь. Вот и оставалось только, что ездить по выходным на дачу да выпивать с друзьями.

Помимо этого, в советском обществе была крайне высокая толерантность к алкоголикам. "Официально" существовали всякие антиалкогольные плакаты, вытрезвители и кинофильмы, в которых милиционер всячески ругал пропойцу, но в реальности алкашей жалели, с ними возились и старались не увольнять без особых причин. В отличие от "проклятых диссидентов", которых запирали в дурдомы и тюрьмы, алкоголики были плоть-от-плоти свои в этой системе — считалось, что "товарищь немного оступился, но он безусловно наш, пролетарий".

Что случилось при Горбачёве.

06. Обратите особое внимание на то, что всё это происходило в те самые "годы благословенного брежневского застоя", которые так любят нахваливать фанаты СССР. Мол, вот тогда-то СССР был ого-го! Нас боялись больше всех в мире, эге-гей! А потом пришел "хрен с пятном на лбу" и всё развалил!

Давайте вспомним, что произошло в те годы. При Горбачёве началась политика перестройки и была объявлена гласность — это значит, что о многих проблемах советского строя стало принято открыто говорить. В середине восьмидесятых наконец-то открыто было сказано, что СССР — это страна бытовых алкоголиков, и нужно с этим что-то делать. 7 мая 1985 года было принято постановление ЦК КПСС "О мераз по преодолению пьянства и алкоголизма", больше известное как "начало антиалкогольной компании".

Параллельно с этим, советское государство пошло на беспрецедентные меры — более чем в 2 раза повысило цену на водку, в результате чего её потребление сильно снизилось. Мера эта, кстати, была принята далеко не сразу и долго обсуждалась в правительственных кругах — потому что доход от продажи водки населению составлял немалую часть советского бюджета (да, спаивало население именно советское государство, а не десантники НАТО по плану Даллеса).

А ещё параллельно с этим советское государство наконец-то разрешило более-менее беспроблемный выезд за границу, занятие своим делом, Кооперативы и т.д., что позволило найти себя многим из тех, кто при Брежневе был вынужден просто тихо спиваться у себя на заводе или в НИИ от бессмысленности и безысходности.

Согласно статистике, в самые последние годы существования СССР потребление алкоголя на душу населения составляло 3,9 литра вместо 10,6 при Брежневе.

а) До выпуска 40° очищенного вина.

Когда умолкли грозы гражданской войны, ушли лишения голод­ного и холодного существования, народ вздохнул легче, и он опять потянулся к тому соблазнительному дурману, с которым он сжился на протяжении долгих лет и который он не успел забыть. Возвра­тились в СССР южные винодельческие районы, которые были отторг­нуты, появились хлебные излишки на самогон, снят запрет, были допущены в продажу виноградные вина, слабые наливки и пиво, по­явился НЭП... И алкоголь - льстивый, коварный -стал опять забирать народ в свой плен. Под знакомыми всем желто-зелеными вывесками гостеприимно открыли свои двери рестораны, трактиры, пивные.. В окнах магазинов заиграли разноцветными красками стройные ряды бутылок с «слабыми» напитками. На улицах появились пьяные - шатающиеся, с мутным взглядом, с бессвязной речью... Дети вначале смотрели на них с изумлением и спрашивали взрослых: «что с ними». Потому что дети, выросшие среди лишений войны и в обстановке революционного подвига народа, дети, не видавшие в своей жизни пьяных не знали, что такое пьяный. Теперь дети это узнали. В винных магазинах стали устанавливаться очереди за получением спиртных напитков. Особенно «отличилась» Москва в пасхальные дни 1925 г., когда было продано здесь около 2 миллионов бутылок разных спирт­ных напитков:

«На улицах появилось много пьяных. Милиция штрафовала за появление в нетрезвом виде на улице и для протрезвления увозила пьяных в милицей­ские участки. За воскресный и понедельничный дни во всех отделениях мили­ции перебывало около 3.000 пьяных. Наложено штрафов на несколько тысяч рублей за дебош, пьянство и хулиганство.

Милиция зарегистрировала несколько десятков пьяных избиений, драк, несколько отравлений алкоголем. Несколько детей, оставшись без присмотра ро­дителей, сильно пострадали от падения из окон, с лестниц. Более 20 человек умерло от злоупотребления спиртными напитками. Зарегистрировано несколько десятков случаев острых желудочных заболеваний». («Рабоч. Газ.», № 90 - 1925 г.). В дни получек пивные и трактиры стали заполняться трудя­щимися. В газетах описывались и описываются бытовые сценки, где плачут женщины, поджидающие из пивных своих мужей, нередко оставляющих там всю свою получку.

«Визжит гармоника, хлопают пробки. Пьянка идет целыми цехами. В одном углу гуляет «котельная», в другом - «мартеновский». Шум, драки. А на улице две очереди. Одна - мужская - ждет освобождения столиков, другая женская - ждет выхода пьяных мужей» («Рабочая Газета», № 280-1924 г.).

Или корреспондент с Кольчугинского завода сообщает:

«В те дни, когда производится дачка (так называют кольчугинцы получку), в Кольчугине буйно. На базарной площади густо насели «Азвин», «Конкордия», «Винсиндикат» - пять-шесть винных лавок.

Куда ни плюнь, - везде вывеска с летящей на крыльях бочкой. - Так на этих крыльях вся «дачка» в трубу и вылетает, - жалуются жены кольчугинцев.

Вечером по улице пройти нельзя: драки и поножовщина».

(«Рабочая Газета», № 283-1925 г.).

Пьянство растет и расползается по всему необъятному простору нашего Союза. «Спиртной поток грозит затопить ростки новой жизни». Из деревень и городов, с рудников и промыслов, с фабрик и заводов идут тревожные вести о грозном нашествии «зеленого змия». Напри­мер, рабкор Дулевского завода, Московской губернии, сообщает:

«Здорово работает завод: в некоторых цехах производительность труда

выше довоенной. Несколько отстает зарплата, но все же двигается вперед: теперь первый разряд получает 12 р. 60 к., а раньше 8 р.- Материальное положение рабочего также улучшается. То же и на культурном фронте: и клуб есть, и театр, библиотека-читальня, и кино, и спортплощадка, и парк, и... да разве все перечтешь!

Через все эти учреждения жадно впитывает в себя рабочий новые знания.

только в одном месте старое заедает, большой прорыв культурного фронта чувствуется: «зеленый змий» расширяет свои владения на нашем заводе. Бойко торгует наш кооператив этим «змием», редко, но все же бывает, что и в кредит отпускает - парк превращается в открытую пивную, подчас и в столовке нелегально «осушают»,

А от него, «зеленого змия», и все качества: драки стали вещью обыденной-

повседневной, хулиганство сильно развивается, иногда дело доходит до поножовщины и т. д. Появились опять и профессиональные пьяницы. Тащат все из дома и пропивают. Хуже всего, конечно, это явление отражается на матери-работнице и семье.

Необходимо ячейкам РКП (б) и РЛКСМ, а также ФЗУ взяться по-настоящему за изживание этого явления, а то как бы «зеленый змий» не захлестнул

молодые побеги нового быта». («Правда», № 141- 1925 г.).

Из деревни пишут, что там «на почве поголовного пьянства происходят безнаказанное хулиганство, поножовщина, убийства «по пьяному делу».

Доктор Мендельсон сообщает следующие цифры роста алкоголизма в Ленинграде:

«В течение 1922 года арестовано было милицией 2058 пьяных, а в 1923 г. - уже 6001 человек, т.- е. почти в 3 раза больше. Мест изготовления самогона обнаружено было в 1922 г. - 598, а 1923 г.- 4186, т.- е. в 7 раз больше. Питейных заведений в Ленинграде было в 1922 г.-480, а в 1923 г.-758 (сюда входят пивные лавки, рестораны, трактиры и виноторговли). Пива приходилось на душу город­ского населения в 1921 г. 36,5 бутылок, а в 1923 г.-65,7 бутыл.». («Вестник Современной Медицины», № 3-1925 г.).

В Москве за 1924 г. было арестовано 30.000 граждан за по­явление в нетрезвом виде в общественных местах.

Государственные винокуренные заводы выпустили с 1 октября 1924 г. по 1 октября 1925 г. спирта в 20 раз меньше, чем выпускалось в последние довоенные годы. Поэтому пьянство теперь шло и росло, главным образом, за счет пива и особенно самогонки. Пивоваренные заводы продолжают увеличивать с каждым годом ко­личество выпускаемого пива. Например, Московский Хамовнический, пивоваренный завод перешагнул уже довоенную выработку. Всюду пиво, пиво и пиво... Оно считается в народе полезным напитком, «квасом», но от этого «кваса» пьяный гул стоит в пивных; в ве­черние часы и до самого закрытия торговли ни один столик в пив­ной не бывает свободным.

«Пивные растут, как грибы после хорошего теплого дождя, - говорит в своей корреспонденции В. А. Поссе. - Библиотекам, избам-читальням и другим куль­турно-просветительным учреждениям за ними не угнаться. Больше всего пивных в столицах, но и провинция старается не отставать. Взять хотя бы скромную на вид Кострому... Зашел я как-то вечером, в будни, в ресторан «Ялта». Зала была полна рабочими. Решительно все пьют пиво, и как пьют! За столик рядом со мной уселись двое юношей и сразу потребовали полдюжины пива. Половой раскупорил 6 бутылок.

Качай! - молодцевато говорит один из юношей. Другой залпом выпивает 1/3 стакана и, отставляя пустую бутылку, гордо заявляет:

Раз - готово!

Через 10 минут все шесть бутылок были «готовы» Половой откупоривает новую полдюжину, к выкачиванию которой приглашается девица в платочке похожая на фабричную работницу. За другим столиком, сзади меня, кто-то «давится».

Выхожу из ресторана. На улице пусто, но в окна многочисленных пивных видны фуражки, шапки и платочки вокруг пивных батарей...

От деревенских женщин и девушек постоянно приходится слышать жалобы, что нет житья от озорства пьяных парней и подростков. Неправильно винить один самогон. Самогон иногда вытесняется пивом, иногда вызывается пивом.

Не было у нас самогона, - говорили мне в одном рабочем поселке,- а появились пивные и винные лавки - потребовался и самогон».

(«Известия СССР и ВЦИК», № 288 1923 г.).

Пивное пьянство всюду растет. Недаром рабочие многих горо­дов недавно выносили резолюции о закрытии пивных в своих райо­нах. В Москве при выборах в Совет на многих фабриках и заво­дах рабочими давались наказы своим депутатам о борьбе с пивом.

Пиво появилось даже и там, где ему совершенно не должно быть места. Например, в буфетах рабочих клубов нередко продают пиво. «Бывает и так, что пивная иной раз приходит в клуб... и украшает статистику клубной посещаемости» (из речи т. Троцкого на совещании клубных работников 17 июня 1924 г.). Случается слышать и читать даже о дебошах и пьянках, иногда происходящих в клубах, где производится продажа пива. В рабочих столовых также всюду имеется пиво, и, например, один корреспондент с большой подмосковной фабрики даже жалуется, что в столовой ничего, кроме пива, нельзя получить («Рабочая Москва», № 189-1923 г.), «а в клубе, - пишет он,- пьянство, ругань». «Вечерами рабочая столовая превращается в кабак»-жалуется другой рабкор («Рабочая Газета», № 280-1924 г.).

«В последнее время из столовой Московского Союза Потребительских Обществ, по ул. Толстого, стали частенько выводить пьяных под руки. Все это потому, что в столовой пиво подается в неограниченном количестве, а некоторые приносят с собой «русскую горькую»

(«Рабочая Москва», № 213-1925 г.).

Но все побивает самогон. Самогонное море широкой волной разливается в нашей стране, зеленый туман самогонных паров оку­тывает наши города и особенно деревни.

«Самогонный потоп

Заливает-льет, Льет потоп

И не хочет кончиться».

(В. Маяковский).

Ядовитые и смрадные потоки самогонного потопа поголовно захлестывают наши деревни. В деревне варят самогон чуть ли не в каждой хате, а уж пьют-то его в каждой хате. Если не варят самогон сами, то всегда его можно получить у «тайного» торговца-самогонщика, который тоже имеется в каждой деревне. Самогонные заводы даже кое-где образовывают объединения. Например, в Том­ской губернии 17% деревень образовали нечто в роде «трестов». Способ приготовления самогонки несложен, в деревне теперь его каждый знает. «Мы теперь все стали инженерами... хотя бы и на винный завод», шутливо говорил мне один крестьянин. Из 1 пуда муки и ½ ф. дрожжей (можно взять и хмель) получается около 1-го ведра самогонной сивухи крепостью приблизительно в 25 градусов. Первые порции перегоняемой из перебродившего хлебного сусла алкогольной жидкости дают самый крепкий спирт - «первач» или «горючка» (горит), вторая порция - «вторяк» - послабее и третья - «третьяк» - еще слабее, так что общая смесь составляет алкогольный напиток крепостью в 25 градусов.

Бутылка такой сивухи обходится самогонщику в 15-20 коп., а в некоторых случаях и дешевле. Понятно, что в деревне, где особенно глубоко засели корни пьянства, где пьяным разгулом сопровождаются свадьбы, «престолы» и пр., где выпивка считается вообще делом необходимым и в работе полезным, - там упиваются этим дешевым напитком и восторгаются его «градусами».

Деревня поставляет дешевый самогон и на фабрики и в город.

б) После выпуска 40° очищенного вина.

Несмотря на то, что органы Управления в СССР ведут энергичную борьбу с самогонщиной, ищут самогонщиков, следят за ними, делают обыски, составляют протоколы, несмотря на то, что закон строго карает самогонщиков, несмотря на то, что всюду ведется, противосамогонная агитация - самогонщина растет и ширится.

В 1923-м году было отобрано по СССР при обысках 54000 самогонных аппаратов, а в 1924 г. - 74.000 аппаратов (а всех обнаруженных случаев самогонокурения было в 1924 году 275.000). Самогон гонят не только дома, в риге, на гумне, но и в лесах, чтобы укрыться от любопытного глаза соседа или от зоркого глаза милиции. Предпо­лагается, что в 1925 году в работе находилось не менее одного миллиона аппаратов. Когда Председателя Совнаркома СССР т. Рыкова спросили на учительском съезде в Москве, в январе 1925 г.: «Почему правительство продает спиртные напитки»? т. Рыков ответил:

«Что мы сейчас имеем? Деревня в целом ряде мест превращается в винокуренные заводы, снабжающие самогоном города. У меня здесь имеется ряд за­писок, спрашивающих, как можно назвать крестьянина, не имеющего ни ло­шади, ни хозяйства, а только один самогонный аппарат. Я думаю, что он дол­жен называться фабрикантом или заводчиком. Для того, чтобы этого не было, пока мы не можем искоренить всякое потребление водки, лучше давать ее от государства. Думать, что крестьянин с его суевериями, предрассудками, безграмотностью и проч. сам откажется от потребления самогона, это значит не счи­таться с действительностью. Для того, чтобы добиться полного искоренения алкоголя при культурной отсталости населения, при первобытных формах самого хозяйства, необходима громадная борьба с потреблением водки в течение очень длительного периода. И лучше иметь «русскую горькую», чем нарождающуюся буржуазию в деревнях, которая, безобразно нарушая законы, истребляя гигантское количество хлеба, удовлетворяет нужду в водке. Когда мы издавали закон, допускающий продажу горькой, то здесь играли роль не столько доход­ные соображения, сколько невозможность при настоящих условиях побороть самогонщика исключительно одними административными мерами».

Поэтому правительство СССР выпустило в продажу с 1 октября 1925 г. 40° хлебное очищенное вино, чтобы вытеснить им самогон.

Москва давно не видела такого разгула и «разливанного моря» пьянства, как это было в первые дни после выпуска 40° водки. Отде­ления милиции были переполнены «пострадавшими». В Бюро Скорой Медицинской Помощи беспрерывно звонили с требованием оказать помощь. Газеты печатали грустные списки погибших от отравления.

А в очередях, которые устанавливались за получением 40° водки, шли «веселые» разговоры:

– 11 лет ее, подлую, ждали. В этакий день да не разговеться!

Постоим... За хлебом стояли, за картошкой стояли, а за ней, матушкой, да не постоять!

Уж и хороша: так и обжигает... В провинции - та же картина.

Но, как и следовало ожидать, через несколько дней эта волна массового опьянения схлынула. Хотя очереди у винных магазинов и остались, но они уже были меньше, да и состав их стал другой: тут стояли и стоят по преимуществу шинкари, которые перепродают потом 40° водку по 3 р. - 3 р. 50 к. за бутылку.

Всего в 1925 - 1926-м бюджетном году, т.- е. с 1 октября 1925 г. по 1 октября 1926 г., государственные винокуренные заводы выпу­скают около 20 миллионов ведер водки, что составляет 1/5 часть того количества водки, которое выпускалось в последние довоенные годы. Доход от них ожидается в 350 миллионов рублей, что рав­няется 1/10 части всех доходных поступлений нашего бюджета. Кроме того, пивоваренные заводы выпускают в том же году 20 миллионов ведер пива. На рынок поступает еще виноградное вино из винодельческих районов. Так как нельзя ожидать быстрого сокращения самогонокурения, то в прибавок к этим «градусам» в народном по­треблении остаются пока еще те многие миллионы ведер самогон­ной сивухи, которые не поддаются точному учёту.

Правда, пьют теперь в общем меньше, чем пили раньше, в до­революционные годы. Современное пьянство, особенно в городах, не имеет того массового и повального характера, каким оно было в царской России. Условия новой жизни и нового быта, сознатель­ный, разумный труд, нормальный отдых, интересы общественной работы, просвещение и доступность культурных развлечений, появившееся чувство собственного достоинства и сознание граждан­ского долга оттолкнули от алкоголя известную часть трудящихся. Однако, надо сознаться, что потребление у нас спиртных на­питков в настоящее время не уменьшается, а растет.

Д-р А. С. Шоломович докладывал 18-го мая 1926 г. в Секции Здравоохранения Моссовета, что в Москве за первые месяцы этого года отмечено уже 38 тысяч алкоголиков, требующих серьез­ного лечения (больше чем за весь 1924 год); 75% рабочих пропивают 13% своего жалованья; 16% рабочих пропивают все жалованье. Алкоголизм развивается и среди детей: 60% школьников знают крепкие напитки. Были случаи, когда школьники приходили на уроки опьяненными. В других местах дело обстоит не веселей; напротив, в провинции еще больше пьют.

Поэтому, каждый трудящийся, каждый рабочий и крестьянин, каждый честный гражданин Республики должен рассмотреть истинное лицо алкоголя и должен знать, что он несет народу. Особенно должно знать об этом подрастающее поколение, ибо оно, вступив на смену, будет продолжать и совершенствовать дело своих отцов. Оно должно знать и умело отличать - где его враги и где друзья. Поэтому нам надо посмотреть - что такое алкоголь, как и из чего он добывается, как он действует на человека и на человеческое по­томство, какое значение он имеет в жизни народа, и как можно его побороть. Этими вопросами мы и займемся в следующих главах.


Как известно, антиалкогольная кампания в СССР началась с письма группы учёных Новосибирского Академгородка в ЦК КПСС. В письме подробно говорилась о масштабах такого бедствия, как пьянство и алкоголизм. Я в 1985 году служил в армии. Однажды нас всех усадили аккуратненько на табуреточки и зачитали это письмо. В письме приводилась статистика умерших от пьянства, количество детей-уродов, родившихся у алкашей-родителей, цифры погибших в ДТП по вине пьяных водителей, общие потери экономики от пьянства и т.д. и т.п. Впечатляющий был докладец. Лично я был в шоке. Если бы сегодня его разместить в каком-нибудь блоге, то набежало бы куча совков с дикими воплями: «Антисоветчина!», «Ничего этого не было!», «Афтары нагло врут!» ну и т.п. И однако же это была правда - алкоголизм был одним из главных бедствий брежневского СССР.

Фильм «Афоня» я не обозревал. Это классическое пособие по курсу «История алкоголизма в СССР». Но я сегодня буду не фильм разбирать, а поделюсь личными воспоминаниями по данному вопросу.

Летом 1984 года - в «благостную» эпоху застоя, - один мой однокурсник предложил заняться какой-нибудь летней работой. В самом деле, студенту никакие деньги лишними не бывают. Вопрос только был за тем - куда именно направить свои стопы. Мой институтский товарищ предложил выбрать Очаковский межреспубликанский винзавод. Устроиться на работу туда было очень просто: достаточно было прийти рано утром - к началу смены - к проходной с паспортом. Там каждое утро бригадиры набирали разнорабочих, ибо рабочих рук не хватало - Москве было нужно зелье в огромных количествах, дабы рабочий класс не роптал, и завод работал на полную катушку. Никаких там устройств на работу, никаких трудовых книжек. Пришёл утром, отдал паспорт. Вечером после смены паспорт получил назад. Если нет желания, на следующий день можно не приходить. В конце месяца - расчёт за количество отработанных смен.

Мне кажется такой механизм несколько не вписывался в советский КЗОТ. Но он существовал. И всех это устраивало: и руководство завода, и шабашников. Не знаю, существовала ли ещё на каких-нибудь заводах такая схема или нет? Ну не суть.

Ещё одним привлекательным моментом работы на Очаковском винзаводе была возможность… вы угадали - воровства алкогольной продукции с целью её последующей продажи или распития. Да, и распития тоже. Давайте не будем ханжами. Если мне кто-то скажет, что в советское время были студенты мужского пола, которые не пили вина, то я в это не поверю. Для воровства портвейна мой многое повидавший приятель (он уже отслужил в армии), взял грелку. Ну такую, знаете, обычную резиновую грелку синего цвета. Наливаешь такую грелку до краёв портвейном, засовываешь в штаны сзади, выправляешь футболку и идёшь себе, расправив плечи, через проходную.

В первый день нас поставили в тарный цех. Тарный цех - это цех, где вино не разливается, а готовятся к розливу бутылки, которые поступают из пунктов приёма этих самых бутылок. Технология довольно простая. К открытым окнам подъезжает машина, гружёная ящиками с пустыми бутылками. Бутылки из этих ящиков надо вынимать и ставить на транспортёр. По транспортёру эти бутылки через специальные оконца идут в другие цеха, где их отмываю от всякой грязи и этикеток, кипятят, а потом в них заливают различные горячительные напитки.

Лент несколько. И работают несколько бригад. В бригадах работают… Видели вы фильм «Афоня»? Помните там такого персонажа - Федула, друга Афони? Вот на том заводе почти все рабочие были такими вот Федулами. Рожи спитые были у всех. Таких ещё поискать. В бригаде, куда попал я с однокурсником, работало порядка 7 Федулов и один молодой парень. Это парень нас немного просветил по поводу внутренних порядков. Оказывается, вино в тарный цех поступает из других цехов через те самые оконца, по которым бутылки идут в другие цеха. Сердобольные работники других цехов снабжают адским зельем своих побратимов из тарного. Но не даром. А за плату. Бутылка - рубль. Довольно дёшево.

Некоторые индивиды из старожилов умудрялись несмотря на такую неслыханную дешевизну оставлять в родимом тарном цехе всю получку. Один кадр вообще домой почти никогда не уходил. Так и жил там в цеху. Если конечно это можно назвать жизнью. Кто-то говорил, что в СССР не было бомбжей? Ну это как поглядеть. На мой взгляд алкаш, который не может даже после смены уйти из цеха - настолько он пьян - и ночует прямо там, не сильно от бомжа отличается. Ещё про одного наш знакомый рассказывал, что его жена приходила к руководству и умоляла уволить мужа с завода, ибо он пропил всё, что можно. Это при цене один рубль за бутылку! Но мужа не уволили - винзаводу были очень нужны рабочие руки, ибо москвичам и гостям столицу до зарезу были нужны портвейновые реки.

До обеда всё шло достаточно нормально - наша банда из 10 человек довольно шустро расправлялась с батареями бутылок, которые на крейсерской скорости шли в чрево разливных цехов. Но после обеда всё резко изменилось. Время обеда Федулы использовали как положено и после обеда легли в лёжку. А бутылки грузить пришлось втроём мне, моего однокурснику и тому молодому парню, который каким-то чудом не напился. Работка, скажем так, не самая интересная, когда втроём работаешь за десятерых.

Ну ладно. На следующий день мы попали в цех готовой продукции. Нас с приятелем разделили. Я попал на участок, где ящики с вермутом «Белый. Крепкий» (бомбы по 0,8) ставились на поддоны - по 16 ящиков на поддон. Работа была простая: откуда-то сверху по транспортёру съезжал деревянный ящик с бомбами. Ящик надо было резво подхватить и поставить на поддон, пока сверху не съехал другой ящик. На поддон укладывалось четыре слоя по четыре ящика в каждом. Чтобы при транспортировке на автокаре ящики не рассыпались, верхний слой ящиков скреплялся специальной металлической кошкой. После этого подъезжал кар, зацеплял поддон и нёсся на полной скорости на склад. Стоит ли говорить, что водители каров были полупьяными и ходить там было довольно-таки опасно - того и гляди, окажешься под колёсами. Иногда всё же ящики разваливались или водитель не вписывался в поворот - тогда вокруг начинали течь реки вермута. Брррр! Как вспомню этот запах, так аж рвотный рефлекс подкатывает.

На «вермуте» со мной работал местный рабочий - вылитый спившийся актёр Никулин, как определил его мой приятель. «Никулин» был довольно-таки внушительных габаритов гегемоном и работал, как биоробот. Время от времени он вынимал из какого-нибудь ящика бутылку вермута, спокойно рукой открывал белую пластиковую пробку (лично у меня так не получилось бы) и отпивал чуть ли не половину бутылки. После этого закупоривал бутылку, разбивал её о край ящика, а разбитое горлышко вставлял на то место, откуда вынул бутылку («для отчётности»). До обеда «Никулин» проделал эту нехитрую операцию раз пять или шесть. В итоге, если рабочие в тарном цехе напились в жопу после обеда, то «Никулин» был мертвецки пьян ещё до обеда. Но при этом сохранял работоспособность и исправно ставил ящики.

После обеда нас с приятелем поставили на хитрую операцию. Нас заперли в специальную такую сетчатую как бы кабинку, которая вся была забита ящикам с болгарским сухим вином. Нам дали специальные крюки-открывашки и мы должны были, откупорив бутылки, сливать вино в огромные оцинкованные ёмкости. Причём это происходило рядом с участком, на котором работал «Никулин». Я ему «по старой дружбе» просунул через сетку бутылку болгарского сухача, которую «Никулин» тут же полностью осушил в свою глотку чуть ли не одним залпом.

Пили ли мы на заводе? Хотите верьте, хотите нет - не пили. Просто атмосфера тотального алкоголизма вокруг, вечной портвейново-вермутовой вони как-то гасили желание приложиться. Нет, вру, как-то раз, уходя на обед, мы взяли с конвейера бутылку «Салюта». Но даже не выпили до конца. Просто как-то не хотелось. Но мой приятель зато честно каждый раз выносил полную грелку портвейна.

Ещё как-то раз мы попали в цех марочных вин. Это был цех не только элитных вин, но и элитных работников. Там работали не Федулы, а довольно нормально выглядящие люди. Один карщик даже ездил в кожаном пиджаке. Но учёт за марочными винами был не такой, как за портвейном и вермутом. Поэтому оттуда ничего украсть было невозможно.

Мы работали около месяца и прошли все цеха - от и до. И всюду было одно и тоже: если до обеда как-то ещё люди пытались держать себя в руках, то после обеда начинался полный кавардак. Причём пили все, вне зависимости от возраста и пола. Весёлые полупьяные тётушки-нормировщицы, пьяные карщики-убийцы, алкаши из тарного, полупьяные рабочие других цехов. Куда не сунься на этом заводе, всюду натыкаешься на пьяные спитые рожи. А на самом видном месте над входом в один из цехов какой-то циничный человек с хорошим чувством юмора повесил огромный кумачовый транспарант: «Наше цель - коммунизм!» Мы очень смеялись с приятелем, когда увидели этот лозунг. Трудно было бы придумать менее подходящее для него место. А может, наоборот, для этого транспаранта там было самое место.

Ещё пара слов о водителях, которые привозили на завод ящики с пустыми бутылками и увозили готовую продукцию. На заводе эти водители отоваривались ворованным вином по той же самой цене: рубль за бутылку. Как вы наверное догадались, это был очень неплохой бизнес, в который были вовлечены работники цехов, водители и работники соответствующих магазинов. На каждой бутылке делали полтора-два рубля - очень нехилая рентабельность. И я в жизни не поверю, что руководство завода и ОБХСС ничего не знали про этот бизнес. Это был, напомню, 1984 год.

Ну вот, собственно, и всё, что я хотел рассказать. Про то, какой буйствовал алкоголизм на улицах, я расскажу как-нибудь в другой раз. Кстати, может кто-нибудь из читателей поделится своими воспоминаниями в комментариях к данному посту.


Сегодня принято говорить об «алкоголизации населения в лихие 90-е». Но, как показывает статистика, именно СССР 1970-х – 80-х был страной «бытовых алкоголиков». Дело в том, что именно в эти годы статистика потребления алкоголя достигла максимальных показателей. Итак, сколько и почему пили в эпоху застоя, и что изменилось в годы перестройки.

Алкоголизация населения при «дорогом Леониде Ильиче»



СССР брежневской эпохи – страна пьющих людей. Чтобы в этом убедиться, достаточно обратиться к статистике. Так, в 1960-е годы рядовой советский гражданин в год выпивал в среднем 4,6 литра алкоголя, а уже к «застойным» 1970-м цифра эта выросла практически в 2 раза – до 8,45 литров, а к началу 1980-х – этот показатель достиг 10,6 литров.


Получается, что в год в начале 1980-х среднестатистический человек выпивал 53 бутылки водки или 118 бутылок вина. И это «средняя температура по больнице», ведь были люди совершенно непьющие или выпивающие совсем редко. А если ещё к этой официальной цифре добавить потребление самогона, домашних наливок и нецелевых жидкостей вроде одеколона или стекломоя, то реальная картина выглядит шокирующе – официальную цифру можно умножать в 1,5 – 2 раза.


Ещё по статистике тех же брежневских времён 2% умерших мужчин – это жертвы алкогольных отравлений. И не последствий многолетнего употребления алкоголя, таких как инфаркты, циррозы или панкреатиты, а именно отравления. 23,7% происходили в состоянии алкогольного опьянения и примерно столько же самоубийств по той же причине.


В целом же ежегодно из-за различных причин, связанных с алкоголем, в СССР умирало 486 тыс человек, что вполне сопоставила с населением областного города.



Сегодня многие политологи видят причину пьянства советских людей в государственной системе того времени. Рядовой советский гражданин порой выпивал просто от скуки. Да и что оставалось делать трудовому люду – своё дело на начнёшь, за границу не поедешь (разве что раз в год в Крым), больше 200 рублей не заработаешь. Зато можно каждый выходные ездить на дачу и выпивать там с друзьями.


К тому же в обществе того времени чрезвычайно была высока толерантность к алкоголикам. Хотя на улицах и предприятиях вывешивали антиалкогольные плакаты, высмеивали пьяниц в фильмах, работали вытрезвители, но в реальной жизни с алкашами возились дома и на работе старались без особых причин не увольнять. И если диссидентов активно закрывали в тюрьмы и дурдомы, то к алкоголикам относились как к своим, родным пролетариям, которые просто оступились.

Антиалкогольная компания Горбачёва


Когда к власти пришёл Горбачёв, началась перестройка и объявлена гласность, заговорили о многих проблемах советского строя, в том числе и о бытовом пьянстве. 7 мая 1985 года вышло постановление ЦК ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма», с которого и началась так называемая «антиалкогольная компания». В рамках последней государство ввело беспрецедентные меры – больше, чем в 2 раза выросли цены на водку, что практически в 2 раза снизило её потребление.


Стоит сказать, что эту меру достаточно долго обсуждали в правительственных кругах, ведь доходы от продажи спиртного составляли солидную часть бюджета. Но и тут начались перегибы – было дано распоряжение о вырубке виноградников по всему Союзу. В винодельческих колхозах и совхозах как могли спасали элитные сорта.

Именно сухой закон привел к тому, что народ начал пить все подряд.В ход пошли снотворные, транквилизаторы, о существовании которых большинство пьющих даже не догадывались. Тогда же впервые был зафиксирован интерес к наркотикам, что впоследствии дало жуткую смертность от передозировок. Народ на мотив тогдашнего шлягера про Комарово распевал: «На недельку, до второго, закопаем Горбачева. Откопаем Брежнева, будем пить по-прежнему».


С другой стороны, параллельно с этими мерами советским гражданам разрешили беспроблемный выезд за границу, стало возможным открывать своё дело, что придало оптимизма деятельным людям, которые во времена застоя были вынуждены пить от безысходности и бессмысленности в НИИ и на заводах.

Так или иначе, но на излёте Советского Союза потребление алкоголя на душу населения составляло 3,9 литра (тогда как при Брежневе – 10,6 л).

«А не тяпнуть ли нам по рюмашке?!» - похоже, что этим вопросом задаются не только русские люди. Во всяком случае, выглядят весьма реалистично.



Загрузка...