ГЕРОИ

Актер театра и чего?

Зашел я недавно в свою «альма-матер» - родное театральное училище, и в очередной раз расстроился. Мягко говоря. У меня в дипломе написано, что я «актер театра и кино». И это логично, ведь сейчас – в современном мире – главенствует именно кинематограф. Если ты успешно снимаешься, если ты попал в струю, многие театры будут рады видеть тебя на своей сцене. Уже давным-давно канули в лету те времена, когда театралы возмущенно проходили мимо афиш МХАТа, ведь как это «звезда ментовских сериалов может играть Гамлета». Но именно Олег Табаков одним из первых понял, что успех театра заключается не только в его невероятной духовной жизни, но и в актуальности, смелости, экспериментах с формами и, конечно, известных актерах.

И теперь это уже понимают все… кроме тех людей, которые преподают в театральных училищах.

Захожу, например, на студенческую репетицию. Как вы думаете, что играют? Пьесу «Царь Федор Иоаннович» – это такая лютая хрень про то, как бородатые мужчины в нелепых костюмах в коленопреклоненных позах рассказывают друг другу о том, как можно поправить дела в России. Играют бородатых мужиков мальчики 18-20 лет, по лицам которых видно, что они вообще не понимают, ни что они здесь делают и о чем говорят. Вроде бы по-русски говорят, но ни слова не разберешь.

А все потому, что там до сих пор процветает совковость – и будет процветать, мне кажется, еще долго. Конечно, есть продвинутые педагоги, которые пытаются это болото осушить и дать молодым актерам профессию. Но их мало. В остальном, там работают люди, которые никогда ничего не сделали ни в театре, ни в кино. Среди них есть и мои однокурсники, которых, в принципе, нужно было выгнать за профнепригодность еще на первом курсе. Как говорится, «учит тот, кто сам не умеет».

Вы скажете: ну что ты возмущаешься, идти сам и преподавай. Так я и пошел. Пришел в свой театральный институт и предложил бесплатно заниматься со студентами. Оказалось, это все не нужно!  А вдруг им понравится, они узнают, что в театральном мире есть не только «Царь Федор Иоаннович», но еще и нормальные спектакли. Нет, скрепы разрушать нельзя. Меня попросили удалиться со своими идеями.

Но главная проблема в том, что и в обществе сама ценность актерского образование невилирована. Соцсети вносят свой прискорбный вклад, делая популярными людям вообще без какого-либо образования, но зато с природной харизмой и внешними данными. Красивые девочки в Инстаграме зарабатывают отличные деньги, и для этого пять лет учить сценическую речь им совсем не нужно.

Но люди внутри индустрии понимают, что есть вещи, которые всегда отличают профессионального актера от непрофессионального. Например, только профессионал может сыграть сцену – а потом ее повторить! На крупном плане, на среднем плане, сбоку, в анфас, через полчаса и прямо сейчас. Профессиональный актер может держать от дубля к дублю то эмоциональное наполнение, с которым была сыграна сцена. Без образования вам можно полагаться только на удачу и хороший монтаж. Но и с тем образованием, которое дают молодым актерам сейчас, дальше «Малого театра» не уедешь. И что с этим делать, я пока не знаю.